Микулёнок Наталья Викторовна
Проект «История игрушек. Моя любимая игрушка»
▼ Скачать
Проект «История игрушек. Моя любимая игрушка».
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители.
Вид проекта : краткосрочный, познавательный, творческий.
Срок реализации: 4 недели.
Методы:
наглядный: метод иллюстраций (показ плакатов, картин); метод демонстраций (показ электронных презентаций)
словесный (рассказ, беседы)
практический (продуктивная деятельность)
игровой (сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры)
Публикация «Проект „История игрушек, Моя любимая игрушка“» размещена в разделах
Предполагаемый результат: дети знают: названия игрушек, их назначение и части, виды игрушек; где и из каких материалов изготавливают игрушки; художественные и музыкальные произведения, написанные об игрушках.
Дети умеют: сравнивать и рассказывать, чем отличаются друг от друга игрушки; выделять составные части, форму, цвет, материал; составлять описательные рассказы об игрушках.
Сплотится коллектив взрослых и детей.
Продукт проектной деятельности : выставка рисунков «Моя любимая игрушка», «Игрушки, сделанные своими руками»
Актуальность проблемы:
В современном обществе многие родители начинают, как можно раньше развивать своих детей, покупая всевозможные развивающие игры и игрушки, водят детей в различные развивающие центры. Родители уверены, что игрушка должна быть обязательно обучающей, тем самым игрушки, которые не предполагают подобной цели (обычные машинки, куклы, коляски, мячики и др) в разряд развивающих вроде бы и не вписываются. На этикетке, как правило, присутствует само слово «развивающая» и указан возраст, на который эта игрушка рассчитана. Очень скоро после покупки выясняется, что ребенок не желает или не может использовать игрушку по ее прямому назначению. Ведь прежде всего ребенок должен научиться творить и выражать результаты своего творчества собственными знаковыми системами. Развивающие игрушки –это хорошо, но при этом неплохо было бы родителям взять обычную куклу, коляску и поиграть с ребёнком в «Семью», взять детские медицинские инструменты и поиграть в «Больницу» и т. д.
Некоторые же родители, вообще не задумываются на тем, какие игрушки они покупают детям, и в арсенале у ребёнка появляются различные страшные монстры, злобные роботы и др). Игрушка – это не просто забава! Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и её развитие в целом.
Цель проекта : расширять, обогащать и систематизировать знания детей об игрушках.
Задачи проекта :
* Дать детям представление о различных видах игрушек, способах игры с ними, материалах, из которых их изготавливают, учить выделять их составные части.
* Развивать познавательные интересы детей, потребности в познании культурно-исторических ценностей русского народа посредством ознакомления с изготовления игрушек в древности;
* Формировать интерес к самостоятельному изготовлению игрушек.
* Воспитывать у детей бережное, эмоционально-эстетическое отношение к игрушкам.
* Обогащать и расширять словарный запас детей, развивать связную речь, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки.
* Провести работу с родителями, привлекая их к совместному творчеству с детьми.
Возраст детей: 6–7 лет.
Состав участников: воспитатель, дети и родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Группы методов:
наглядные (рассматривание, наблюдение);
словесные (слушание, разучивание, беседы);
практические (проблемные и игровые ситуации).
Этапы реализации проекта.
Предварительная работа.
— Определение темы проекта;
— Постановка цели, задач;
— Составление перспективного плана;
— Подбор художественной литературы, повествующей об игрушках; иллюстраций и картинок с изображением различных игрушек;
— Подготовка к занятиям, наблюдениям, играм;
— Пополнение предметно-развивающей среды группы: книги, иллюстрации, альбомы, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин игрушек»;
— Анкетирование родителей: «Какие игрушки нужны вашим детям?»
— Работа с родителями: создание рекламы проекта, сообщение темы, цели; привлечение мам и пап к проекту, к подбору материала.
Итоговый этап. Защита проекта.
• Выставка работ сделанная своими руками «Моя любимая игрушка»
• Фотоальбом «Игры и игрушки девочек и мальчиков дома и в детском саду», «Игрушки нашего детства»
• Выставка поделок из пластилина «Герои любимых мультиков и сказок»
• Фотоальбом «Сказочные герои»
• Конкурс чтецов «Моя любимая игрушка»
Ожидаемые результаты — Усвоение детьми представлений о разнообразии мира игрушек;
— развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности;
— Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
— Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Приложение 1
Конспект по познавательному развитию «Просто игрушки»
Цель: познакомить детей с разными видами игрушек.
Задачи:
- способствовать развитию восприятия поэтической речи;
-помогать детям составлять рассказы о любимых игрушках;
-способствовать активизации речи и совершенствованию слухового восприятия;
-способствовать развитию зрительной памяти и мелкой моторики.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций к стихотворениям Агнии Бапрто, разучивание стихотворений про игрушки С. Маршака, В. Берестова, Ю. Мориц, рассматривание портретов с изображением данных поэтов
Материал: иллюстрация с изображением игрушки Бычка; портреты поэтов: А. Барто, С. Маршака, Ю. Мориц; предметы для инсценировки стихотворения В. Берестова «Про машину» : грузовая машина, ложка, чашка, кроватка, одеяло, кукла, мишка, конфета; альбомные листы, фломастеры, цветные карандаши, мелки.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
- Моя любимая игрушка
- Это не свинка, не рыбка, не хрюшка,
А всего-навсего толстое брюшко
Так называю я жабку мою,
Мягкую, влажную, плюшевую.
- А у вас есть любимые игрушки? Расскажите о них. Какие они? (Дети рассказывают о своих любимых игрушках.)
- Иногда о каком-нибудь незначительном пустячном деле говорят: «А! Это просто игрушки!» Игрушки – пустяк? Что ж, пусть те, кто так считает, попробуют представить, что все игрушки вдруг исчезли с лица земли. Растаяла погремушка в руках у малыша, на глазах у хозяек испарились миллионы кукол в любовно сшитых платьицах, ребята во дворе остались без мячиков и скакалок, исчезли уютные плюшевые медведи, опустели полочки с нарядными матрёшками и забавными статуэтками из Гжели и Дымково, не стало кукольных театров…
- «Да это же просто сюжет для фильма ужасов!» - воскликнете вы и будете правы. Мир стал бы скучным и безрадостным. Но дело не только в этом. Игрушки – воспитатели, учителя и наставники людей.
- Как вы считаете, для чего нужны игрушки? (Дети высказывают своё мнение.)
- Погремушки, пирамидки, матрёшки, кубики знакомят малышей с понятием формы, цвета, величины и числа, развивают движение и слух. Спортивные игрушки развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. Конструкторы, головоломки – интеллект и воображение. Некоторые игрушки создаются настоящими мастерами-художниками. Тогда они становятся произведениями искусств.
- Игрушка и серьёзная, и забавная, она не перестаёт нас удивлять. Игрушки полны сюрпризов и неожиданностей. Большинство из них, кстати сказать, раньше были совсем не тем, чем сегодня. Кукла, например, была Богиней. Мяч священным предметом. А погремушка со свистулькой – грозным оружием в борьбе с нечистой силой, злыми духами.
- Теперь вы уже не удивитесь, узнав, что этот «пустячок» изучают такие серьёзные науки, как история, педагогика, искусствоведение, этнография. Что о них снимают фильмы, пишут пьесы, музыку и книги.
- Кто из вас отгадает загадку о деревянном мальчишке?
Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает!
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с …
(Буратино)
- Наверняка, многие из вас знакомы с некоторыми стихами об игрушках. Кто может рассказать стихи Агнии Барто? (Дети рассказывают стихи)
- Очень жалко Мишку, которого уронили и оторвали лапу. И Зайку, которого бросила хозяйка.
- А уж мячик как жалко! То его в речку уронят, под машину попадёт, как в стихотворении Самуила Маршака (заранее подготовленный ребёнок может рассказать стихотворение полностью) :
Покатился под ворота,
Добежал до поворота.
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул
- Вот и всё!
- У Агнии Барто много стихотворений, которые учат грустить. Это тоже нужно уметь. Кстати, героя печального стихотворения «Бычок» сегодня, наверное, мало кто из ребят узнает. Такой игрушки сейчас нет (показать иллюстрацию с изображением игрушки). А когда-то этот бычок, который мог «ходить», то есть спускаться, переставая ножки по наклонной доске, стоял в витрине магазина. Мимо магазина шла грустная Агния Барто. Ей показалось, что бычку тоже не весело. Так появилось стихотворение «Бычок», давайте его расскажем вместе:
Идёт Бычок качается,
Вздыхает на ходу:
Вот доска кончается,
Сейчас я упаду.
- Но не надо думать, что у Агнии Барто всегда было плохое настроение. Вот совсем другое стихотворение – полное летнего тепла, солнышка, ликования:
С утра на лужайку
Бегу я с мячом,
Бегу, распеваю,
Не знаю о чём…
А мячик, как солнце,
Горит надо мной,
Потом повернётся другой стороной
И станет зелёным,
Как травка весной.
- Игрушки в стихах Барто обычно «игрушечные», не живые. Бычок – исключение, потому что он двигается. А есть стихи, в которых игрушки оживают. Как например в стихотворении О. Юлдашева. В нём рассказывается о том, что когда у детей ночь, у их игрушек наступает день :
Просыпаются куклы,
Спешат в магазины, на кухню,
Просыпаются пёсики –
Стража заснувших ребят,
Пробегают машинки,
И кружатся дружно колёсики,
Когда девочки-мальчики,
За день уставшие, спят.
- Позже оказывается, что оживают не только игрушки, но и сказки:
Пластилиновый слоник
Трубит в фиолетовый хобот,
Рядом плюшевый мишка
Потёртую лапу сосёт.
И пластмассовый ослик
Кусает малиновый повод,
А у зайки расплылся в улыбке
Игрушечный рот.
И как только детей
Убаюкают мамины ласки,
В голубой темноте
Под луной, как в мультфильме ночном,
Ходят в гости к игрушкам
Из книжек знакомые сказки,
Веселятся, танцуют,
А нам это кажется сном.
- Оживают игрушки и в стихах Юнны Мориц. Оказывается, малиновая кошка с бантиком, от того малиновая, что съела всю малину из лукошка кухарки Марфуты, пока та лакомилась грибами у лесника (стихотворение может рассказать заранее подготовленный ребёнок) :
Марфута наелась маслятами на год,
А кошка малиновой стала от ягод.
Малиновый зверь, на малиновых лапах…
Какой благородный малиновый запах!
Подходит Марфута и видит в лукошке
Улыбку усатой малиновой кошки.
- Таких не бывает! – Марфута сказала.
- Такие бывают! – ей кошка сказала.
И гордо малиновый бант завязала.
- Ожившие игрушки могут даже заболеть от неправильного обращения, как например машина в стихотворении В. Берестова «Про машину». Хорошо, когда рядом есть опытный врач. Давайте послушаем это стихотворение (инсценировка стихотворения заранее подготовленными детьми) :
Вот девочка Марина.
А вот ее машина.
– На, машина, чашку.
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка,
Спи, машина, сладко.
Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу.
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли.
Спи, машина, не шали!
Вдруг машина заболела:
Не пила она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невеселая была.
Навестил больную Мишка,
Угостил конфетой «Мишка».
Приходила кукла Катя
В белом чистеньком халате.
Над больною целый час
Не смыкала Катя глаз.
Доктор знает все на свете.
Первоклассный доктор – Петя
(Петя кончил первый класс,
И машину доктор спас.
Доктор выслушал больную,
Грузовую,
Заводную,
Головою покачал
И сказал:
– Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
Надоело
Жить без дела –
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.
Как больную нам спасти?
Ключик взять –
И завести!
- Дети умеют беречь свои игрушки. Пока с ней большой, сильный, любящий ребёнок, игрушка счастлива, она чувствует себя в безопасности. Ведь её любят, а что может быть сильнее вот такой любви:
- Моя любимая игрушка
- Это не свинка, не рыбка, не хрюшка,
А всего-навсего толстое брюшко
Так называю я жабку мою,
Мягкую, влажную, плюшевую.
- А теперь нарисуйте свою любимую игрушку (после выполнения задания рассматриваются и обсуждаются работы).
План – конспект
занятия
по образовательной области
«Познавательное развитие»
Тема: «Моя любимая игрушка
Тип занятия: творческое применение представлений, умений, навыков.
Программные задачи:
• познакомить детей с игрушками и их историей, закрепить знания о материалах, из которых они изготовлены; умение рисовать и заштриховывать изображение в различных направлениях, пропорционально располагать его на листе бумаги;
• развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ, воображение, внимание, аккуратность;
• воспитывать интерес к художественному творчеству.
Оборудование: простой карандаш, цветные карандаши, ластик, альбомный лист.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки». Беседы по теме.
Дидактические игры: «Что изменилось?», «Чудесный мешочек».
Ход занятия
1. Организационный момент
Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки».
Воспитатель. Ребята, кто догадался, о чем сегодня мы будем беседовать?
Воспитатель. Да, ребята, мы сегодня с вами будем рисовать любимую игрушку.
Ребята, давайте вспомним из чего сделаны игрушки : пластмасса, ткань, нитки, фарфор, глина, резина, дерево.
2. Отгадывание загадок детьми
Воспитатель. Предлагаю вам отгадать загадки:
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой. (игрушки)
В глубь трубы всмотрись: как в сказке,
Там в узор сложились краски.
Трубочка — не микроскоп.
А цветной. (калейдоскоп)
Кирпичи возьмем цветные,
Сложим домики любые,
Даже цирк для публики.
Ведь у нас есть. (кубики)
По асфальту я скачу,
Через двор в траву лечу.
От друзей меня не прячь,
Поиграй-ка с ними в. (мяч)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешки)
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь -
Будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла)
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали все загадки.
А зачем вообще нужны игрушки и где их берут?
Дети: Играть, покупают в магазине.
Воспитатель: Давайте с вами послушаем стихотворения о игрушках.
3. Художественное слово
Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
- Разве это грузовик?
Три пустых катушки.
Смастерил я ей коня,
Пусть берёт, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка!
Я свернул два лоскута.
- Ах,- сказала Катя, -
Ах, какая красота:
Кукла в пёстром платье.
Дни идут, идут, идут,
А игрушки не растут.
Даже плюшевый барбос
За год вовсе не подрос.
Я взяла у тёти Нины
Для игрушек витамины.
Я дала им шоколад,
Торт, варенье, пастилу!
Съел за них всё старший брат.
Ну, а я?
Стою в углу!
4. Физкультминутка "Игрушки"
Скачет конь наш, цок-цок-цок. (скачут как лошадки)
Слышен топот быстрых ног.
Кукла, кукла, попляши, (приседают с пружинкой)
Своей ручкой помаши.
Вот как кружится волчок – (кружатся)
Прожужжал и на пол лёг.
Самолёт летит, летит, (руки в стороны)
Лётчик смелый в нём сидит.
А теперь мы все-матрёшки, (хлопают в ладоши)
Громко хлопаем в ладошки.
5. Самостоятельная репродуктивная деятельность
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы с вами художники и нарисуем с вами свои любимые игрушки и попробуйте придумать им рекламу.
Дети рисуют свои любимые игрушки и рекламируют их.
Воспитатель: У вас получились очень красивые рисунки. Сейчас каждый опишет свою любимую игрушку и расскажет за что ее любит. Попробуйте разрекламировать её.
6. Подведение итогов занятия
В конце занятия оформляется выставка для родителей.