Евгения Мелещенко
Проект «История бумаги» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «История бумаги» в подготовительной группе
Цель: развитие познавательной и исследовательской активности и расширение представлений детей о бумаге.
Задачи:
Обучающие: - познакомить детей со способами письма до момента создания бумаги и изготовление бумаги в современном мире; - пополнить представления детей о свойствах разного материала (бумаги, глины, песка, бересты, копировальной бумаги); - закрепить знания о предметах из бумаги, их назначении и пользе; - способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги в процессе исследовательской деятельности.
Публикация «Проект „История бумаги“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Развивающие: - расширять и уточнять представления детей об истории появления бумаги, - развивать воображение, мышление, познавательную активность, связную речь воспитанников, обогащать словарный запас; творческую исследовательскую деятельность; - побуждать детей к размышлению, исследованию различных материалов; выполнения действий бумаги; - формировать у детей умения самостоятельно делать выводы.
Воспитательные: - совершенствовать навыки работы в коллективе; - воспитывать позитивное отношение к сотрудничеству с взрослым и сверстниками; умение слушать друг друга; - воспитывать бережное отношение к бумаге.
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
- рассматривание коллекции образцов разновидностей бумаги;
- беседа с детьми, о том из чего делается бумага;
- проведение опытов и экспериментов с бумагой;
- изготовление поделок из бумаги.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, мультфильм «Изготовление бумаги», подносы, песок, вода, глина, береста, бумага, деревянные палочки, цветы – кувшинки, копировальная бумага, спиртовка, ёмкости с водой и маслом, ватман, гуашь, музыкальный центр, светящийся шар.
Ход ОД
Воспитатель.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас сегодня. На минутку я превращусь в волшебницу и хочу показать вам волшебство. (Шуршит бумагой за спиной)
Что слышите?
Дети. Шуршите бумагой.
Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Мы сегодня будем говорить о волшебной бумаге, узнаем много нового и интересного.
Воспитатель. Подумайте, может ли человек обойтись без бумаги? Какими бумажными предметами мы пользуемся ежедневно?
(Примерные ответы детей)
Бумажными салфетками вытираем рот после еды. Читаем книги, рисуем на бумаге, пишем в тетрадях, делаем аппликации, поделки …
Воспитатель. Ребята, а вы бы хотели узнать ещё больше о бумаге? И сейчас мы окажемся с вами в лаборатории, а в этом нам поможет волшебный шар.
(Дети дотрагиваются до шара, звучит музыка)
Вот мы оказались в лаборатории.
Ребята, я хочу у вас спросить, кто-нибудь знает, на чём в древние времена люди писали, когда ещё не было бумаги?
Примерные ответы детей.
Воспитатель. Подойдём к экрану и посмотрим.
Просмотр слайдов.
1. Одни народы - писали на сырых глиняных табличках, текст процарапывали острым стержнем, после чего табличку обжигали.
2. Другие народы - писали на дощечках,залитых воском, выдавливая острыми палочками.
3. Древние Египтяне писали на камнях и скалах.
4. На Руси писали на березовой коре, по другому называют- береста, это наружная часть березовой коры.
А как вы думаете, легко было писать на этих предметах? А сейчас на чем пишем? А где раньше всех изобрели бумагу?
5. В Китае раньше всех изобрели бумагу.
Воспитатель.
Приглашаю вас к экспериментальному столику. Прежде чем приступим к работе, вспомним правила поведения.
Примерные ответы детей.
Нельзя громко разговаривать, нельзя мешать соседу, не бегать, обязательно соблюдать технику безопасности с опасными предметами.
Одеваем нарукавники. Занимаем свои места.
Предлагаю провести несколько экспериментов с теми предметами, которые лежат у вас на столе.
Воспитатель.
Что у вас лежит на столе?
Ответы детей: Вода, песок, глина, береста, бумага.
Воспитатель: Возьмем песок. Сначала напишите или нарисуйте на песке. Скажите, вам изображение видно?
Примерные ответы детей.
Воспитатель: Представим, что мы понесли кому-то показать, пока несли, потрясем и подуем. Что получилось?
Дети. Исчезла надпись.
Воспитатель. Почему так получилось? Сделаем вывод.
Дети. Песок сыпучий, а значит, информация не сохраниться.
Воспитатель. Продолжаем дальше. А сейчас попробуем написать на воде. Опускайте палочку в воду и что -то напишите. Что получилось?
Дети. Ничего.
Воспитатель. Какой, ребята сделаем вывод?
Вода прозрачная, жидкая и невидимая. Информация не сохранилась.
А сейчас приступаем к следующему эксперименту.
Возьмем глину, нарисуем или поставим просто точки. Что получилось?
Проверим, возьмите глину и потрясите. Что изменилось?
Примерные ответы детей.
Смогли сохранить информацию?
Дети. Информация полностью сохранилась.
Воспитатель. Продолжаем работу.
Возьмем березовую кору. Ребята, а как по - другому можно назвать её?
Дети. Береста.
Воспитатель. Возьмите палочки с железным наконечником. Напишете или нацарапайте на ней. Какой можно сделать вывод?
Дети. Информация полностью сохранилась.
Воспитатель. Ребята, что еще осталось на столе?
Дети. Бумага.
Воспитатель. Возьмите ручку и напишите что-нибудь.
Что получилось? Сохранилась информация?
Примерные ответы детей.
Воспитатель. Сделаем вывод. На каком предмете легко было рисовать? Обобщим результаты нашего эксперимента.
Примерные ответы детей.
Легче всего было писать на бумаге.
Воспитатель. Подойдем к следующему экспериментальному столу.
Проведем эксперимент, какие действия выполняет бумага?
И так, начнём. Дети экспериментируют.
- бумага мнется.
- бумага рвется.
- бумагу можно резать.
- бумага намокает.
-бумага впитывает масло.
-бумага по своему строению бывает тонкая и толстая.
-бумага летает.
Воспитатель.
Хорошо ребята, справились с заданием. Продолжаем нашу работу. Подойдем к следующему экспериментальному столу.
Я хочу познакомить вас с волшебной бумагой. Она называется – копировальная. Кто-нибудь из вас был знаком с этой бумагой раньше? Интересно, почему же её так назвали? Предлагаю провести эксперимент, и может тогда, вы узнаете, почему такое название? Для начала рассмотрим бумагу, потрогаем. Что вы можете о ней рассказать?
Примерные ответы детей.
Бумага тонкая, шуршит, …
Воспитатель.
Обратите внимание, что одна сторона бумаги жирная на неё нанесена краска, а другая сторона гладкая, матовая на ней нет краски. Предлагаю провести эксперимент, положите жирной стороной на лист бумаги, и проведите карандашом линию или напишите букву. Посмотрите, что получилось?
Примерные ответы детей.
Воспитатель.
Какой можно сделать вывод?
Дети. Бумага оставляет след, запись, копирует, если её положить жирной стороной вниз. Поэтому её называют копировальной.
Воспитатель. Ребята, а вы хотели бы узнать, как в современном мире изготавливают бумагу?
Пожалуйста внимание на экран.
Просмотр мультфильма. (Рассказывает Фиксик)
1. Для изготовления бумаги необходимо сырьё – это деревья.
2. Их спиливают, везут на деревообрабатывающие комбинаты.
3. Там с деревьев снимают кору, измельчают в крошку.
4. Несколько часов варят, добавляют красители, потом бумажную массу отправляют на специальный станок, где бумагу выравнивают, разглаживают, сушат.
5. А уже потом готовую бумагу скатывают в огромные рулоны, разрезают и отправляют в магазины.
Воспитатель.
Вы увидели, что изготовление бумаги очень долгий и сложный процесс. Какой вывод для себя мы сделаем?
Примерные ответы детей.
Нужно бережно обращаться с бумажными предметами, экономно использовать бумагу, собирать использованную бумагу на переработку. Люди не будут вырубать деревья. Сохраним природу.
Молодцы, ребята.
Воспитатель. Ребята, в лаборатории есть выставка, предлагаю сделать работу «Зимний лес» способом мятой бумаги.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Красивая картина получилась, мы её повесим на выставку.
Воспитатель.
Ребята, что интересного можете вы мне рассказать?
-О чем вы сегодня говорили?
Примерные ответы детей.
Воспитатель.
- На чем писали в древние времена?
-Где впервые изобрели бумагу?
- Что мы делали в лаборатории? (Проводили эксперименты с песком, водой, глиной, берестой, бумагой)
-На чем было легче всего вам писать?
- Где информация не сохранилась? А где полностью сохранилась?
-О какой волшебной бумаге говорили?
-Где изготавливают бумагу?
- Что вам больше всего понравилось выполнять?
Воспитатель. А сейчас нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Ребята, подойдите к шару.
Вот мы в детском саду.