Света Чернева
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Использование здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста»
Пояснительная записка
В последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки, уменьшение двигательной активности всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Поэтому одной из важнейших задач на современном этапе образования является сохранение и укрепление здоровья.
Публикация «Проект „Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с ограниченными возможностями здоровья, помимо речевых нарушений, а также нарушений познавательной деятельности, характеризуются нарушением двигательной сферы, ослабленным здоровьем. Ограниченные возможности здоровья препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их психическом развитии.
Поэтому сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач современной педагогики. Согласно основным положениям Федеральных Государственных Стандартов дошкольного образования, особое внимание уделяется организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Вовремя начатое и правильно организованное обучение таких детей способствует их успешной социализации.
Проблема: Увеличение числа детей с речевой патологией с сопутствующими физическими, психическими и социальными расстройствами.
Вывод: Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также использование новых форм и методов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми здоровьесберегающих образовательных технологий.
Цель проекта : создание условий для сохранения, укрепления здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1. Развитие речемоторных функции.
2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через развитие дыхательной, системы.
3. Стимулирование развития произвольной регуляции движения.
4. Формирование артикуляционной моторики и развитие речевого аппарата.
5. Развитие мелкой моторики.
6. Развитие речи.
7. Привлечение родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.
Ожидаемый результат: Развитие речи дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематическом использовании на логопедических занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Участники проекта : учитель-логопед, дети, родители.
Срок реализации проекта : 1 год
Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста осуществляю на основе личностно-ориентированного подхода, с учётом диагноза и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а также опираясь на следующие принципы:
• Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
• Принцип активности – предполагает у детей высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
• Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
• Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.
• Принцип доступности и индивидуализации опирается на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
• Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Направления коррекционной работы образовательная область по ФГОС «Речевое развитие». Мероприятия проекта :
1. Подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по коррекции фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий;
2. Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения, просодики и фонематического слуха с использованием здоровьесберегающих технологий.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный.
Изучение литературы по данной теме. Накопление методического материала. Определение задач реализации проекта. Знакомство с новыми здоровьезберагающими технологиями, оценка возможности их применения на логопедических занятиях.
2. Практический. Создание методических разработок для реализации проекта.
3. Заключительный. Подведение итогов. Перпективное планирование Определение уровня развития речи детей. Создание методических рекомендаций и пособий
1 этап – подготовительный. На подготовительном этапе было проведено теоретическое изучение проблемы и построена система работы учителя - логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. А также 1-22 сентября проводиться диагностирование детей с целью выявления речевого нарушения.
На подготовительном этапе были отобраны здоровьесберегательные технологии и созданы различные картотеки:
• Дыхательные упражнения
• Артикуляционные упражнения
• Биоэнергопластика
• Развитие общей моторики
• Развитие мелкой моторики пальцев рук
• Су-Джок терапия
• Массаж и самомассаж
• Психогимнастика
• Релаксация
2 этап – практический. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми в соответствии с перспективным планом работы.
Логопедические занятия – основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий. Важное место при устранении дефектов звуковой стороны и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.
Основное содержание занятий :
• развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;
• использование бионергопластики на индивидуальных занятиях;
• формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);
• развитие фонематического восприятия;
• развитие мелкой моторики пальцев рук.
• дыхательная гимнастика.
Перспективный план коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Этап коррекционной работы
Речевое обследование (диагностика моторных, просодических и фонетических навыков).
Подготовительный этап:
1. Сказка “О язычке”
2. Самомассаж.
3. Дыхательная гимнастика
4. Биоэноргопластика
5. Психогимнастика
6. Пальчиковая гимнастика
Этап постановки
1. Дыхательная гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика по группе нарушенных звуков
3. Пальчиковая гимнастика.
5. Игры на развитие сенсорного внимания (пропевание гласных, слогов, слоговых дорожек и т. д.)
6. Массаж пальцев рук
Этап автоматизации
1. Дыхательная гимнастика для развития воздушной струи: «Пузырь», «Насос»
2. Артикуляционная гимнастика для артикуляционных укладов звуков
3. Пальчиковая гимнастика
4. Массаж пальцев рук
Этап автоматизации звуков
1. Чистоговорки
2. Пальчиковая гимнастика
3. Артикуляционная гимнастика по мере необходимости
4. Игры на развитие слухового внимания.
Этап автоматизации
1. Подвижные речевые игры с чувством ритма, фольклорная арттерапия, сказка терапия
2. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
3. Упражнения с мячом
4. Игры на развитие мелкой моторики.
Этап дифференциации звуков
1. Пальчиковые игры и драматизация сказок
2. Игры с мячом, Телеграф, Глухой телефон, Слоговые дорожки, Цепочки слов
3. Физкультминутки.
Этап дифференциации звуков
1. Пальчиковые игры
2. Дыхательная гимнастика
3. Физкультминутки
4. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия
5. Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза параллельно-коррекционного звукопроизношения.
Этап дифференциации и автоматизации звуков в связной речи
1. Дыхательная гимнастика
2. Подвижные игры и упражнения
3. Инсценирование сказок
4. Игры на развитие координации движения со словами.
Важным шагом к решению поставленных задач является взаимодействие с семьёй. Для проведения работы по повышению знаний родителей по вопросу влияния здоровьесберегающих технологий на развитие речи детей дошкольного возраста, было разработан перспективный план, в котором отразилась система мероприятий по взаимодействию с семьёй по данной проблеме.
В работе с родителями использовала следующие формы работы:
1. Беседа, анкетирование, тестирование, консультации. Данные формы работы преследуют цель информирования.
2. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов» и семинаров практикумов.
Построенная таким образом работа помогает привлечь родителей к данной проблеме, повысить их компетентность по вопросу использования здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста и сделать их активными помощниками для реализации поставленных задач и получении положительных результатов коррекционно-развивающей работы.
3 этап - заключительный
Цель: обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности.
Результаты работы для меня (учителя-логопеда) :
• сформирована нормативно-правовая базы по вопросам использования здоровьесберегательных технологий;
• внедрение научно - методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
Результаты работы с детьми :
• улучшение эмоционального состояния, что является основой для положительной социализации и развития детей.
• повышение уровня развития внимания, памяти и речи.
Результаты работы с родителями:
• повышение компетентности родителей по данному вопросу;
• активное сотрудничество с педагогом.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности в речевом развитии детей, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даё т положительные результаты:
• повышение речевой активности;
• увеличение уровня социальной адаптации;
• развитие общей и мелкой моторики.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в логопедические занятия с детьми с нарушением речи способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Здоровьесберегающие технологии, влияют на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации, на развитие личности ребёнка и подготовке его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, помогают учителю-логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.