Елена Утёнкова
Проект «Использование логосказок и театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»
Проект
«Использование логосказок
и театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»
Подготовили:
Утёнква
Елена Владимировна
учитель-логопед
Усть-Катав
2019г.
Содержание
1. Введение…3
2. I этап подготовительный…6
Публикация «Проект „Использование логосказок и театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
3. 1.1. Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов…6
4. II этап – основной….8
5. III этап – заключительный…. 12
6. Заключение…. 13
7. Список литературы….14
Приложение
Введение
“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”.
Сухомлинский В. А.
Актуальность темы
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.
Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими (Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями. Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции: лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности; активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.
При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок; при пересказе, драматизации — становление речевой культуры; развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);развивающее - терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).
Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение месторасположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Использование театрализованных игр и логосказок в обучении дошкольников развивает:
• активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
• самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
• творчество — от подражания взрослому в действии и выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
• эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
• произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
• связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.
Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Выгодский Л. С.).
Перед нами возникла следующая проблема: когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Для решения этой проблемы нами был разработан проект «Использование логосказок и театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми»
Проблема: активизация речевой функции детей.
Цель проекта : внедрение в логопедическую работу использование логосказок и театрально-игровой деятельности, как средство всестороннего развития речи детей.
Задачи проекта :
1. Развивать грамотную и связную речью.
2. Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий.
3. Улучшить звукопроизношение.
4. Создавать благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом
5. Повысить культурный уровень дошкольников.
6. Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок.
7. Апробировать цикл логосказок в практике работы.
8. Обогатить предметно-развивающую речевую среду.
9. Вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад».
Методы реализации поставленных задач:
Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение.
Практические методы: упражнения, обыгрывание проблемно-игровых
ситуаций, посещение театрализованных постановок, рисование иллюстраций к художественным произведениям, изображения сказочных героев в разных видах изобразительной деятельности, изготовление атрибутов к спектаклям, участие в ролевых играх, творческих заданиях и упражнениях, придумывание сказок, подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям.
Наглядные методы: демонстрация наглядных пособий, просмотр мультфильмов и сказок, организация выставки поделок, рисунков, консультации.
Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные).
Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы,
заучивание пословиц, чистоговорок, стихотворений, логосказок.
Тип проекта : краткосрочный, групповой, творческий.
Срок реализации: 2 месяца.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, учитель - логопед, воспитатель логопедической группы.
Ожидаемый результат
Апробировав проект, мы ждём определенных результатов, в первую очередь:
• Активизация словаря детей;
• Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя;
• Развитие диалогической и монологической форм речи;
• Совершенствование лексико-грамматических средств языка;
• Речевое раскрепощение детей;
• Совершенствование навыков общения детей в коллективе;
• Повышение общей культуры ребенка;
• Раскрытие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Этапы реализации проекта :
I этап подготовительный
Цель: определение основных направлений, изучение педагогической литературы
Для реализации данного проекта, мы начали работу с изучения литературы по данной теме, просматривали интернет ресурсы по обмену опытов работы коллег. Были изучены возможности участия родителей в реализации проекта. Так же были разработаны конспекты НОД с использованием логосказок, беседы с детьми, консультаций для родителей.
Подборка упражнений для развития мимики, пантомимики, жестов,
фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями.
1.1. Изучение литературы по данной теме, опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Г. Гегель.)
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сказка. Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Волшебный мир раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность.
Исследователями (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. С. Ушакова,
Л. Н. Павлова, В. В. Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.
Что же такое логосказки?
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок :
• артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
• пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);
• фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
• лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
• сказки, способствующие формированию связной речи;
• сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:
• с куклами на палочках;
• рукавичковый;
• картонажный;
• бибабо и др.
Кроме того, при помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности таких как : развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная.
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
• Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
• Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
• Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
• Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
• Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых действий в игре).
• Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
II этап – основной
Цель: развитие речи детей через внедрение в логопедическую работу логосказок и театрально-игровую деятельность, пропаганда
педагогических знаний среди родителей.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей — один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Сказка — наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Вачков И. В., М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич- Евстигнеева и другие. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».
Как пишет Вачков И. В. сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Исходя из изученного нами материала мы убедилась в том, что особенно эффективными являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе народных сказок, обыгрывание скороговорок, потешек, пословиц. И мы решили связать логопедическую работу с привлечением логосказок и театральных средств. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому мы обратились к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка- логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.
Можно использовать следующие виды театральной деятельности :
• музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
• художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
• театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Все мероприятия данного этапа проводились в соответствии с утверждённым расписанием непосредственно образовательной деятельности и режимными моментами в подготовительной группе.
Дата Работа с детьми Работа
с родителями Обогащение педметно-равивающей среды
11.02 1. Сюрпризный момент: знакомство детей с куклой «живой рукой».
Цель: рассказать о многообразии кукол в театре, дать представление как манипулировать с данной куклой.
2. Заучивание пальчиковой логосказки «В деревне» Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
Изготовление театра «Куклы на палочках»
12.02 1. НОД по развитию речи
«Сказка ложь да в ней намёк –
нашим деточкам урок»
Цель:
Развитие свободного общения детей с ровесниками и со взрослыми, овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими.
2. Развитие голоса и речевого выдоха
«В лесу» Консультация «Зачем ребёнку кукольный театр» Пополнение картотеки «Логосказки для пальчиковой гимнастики»
13.02 1. Тема: «Учимся беседовать о героях сказок»»
Цель: научить понимать чувства героев, их настроение; воспитать доброжелательное отношение друг к другу; научить подбирать слова, определяющие состояния и качества характера.
2. Разучивание диалогов к сказкам Изготовление пальчикового театра
14.02 1. Дидактическая игра " Сказка наоборот".
Цель: закреплять знание содержания сказки; расширять представления детей об окружающем мире; обогащать пассивный и активный словарь детей; совершенствовать общую и мелкую моторику; развивать зрительное и слуховое восприятие; учить соотносить предметы по признакам формы, величины, цвета.
2. Разучивание поговорок
Консультация «Домашний театр как средство взаимоотношений в семье» Создание картотеки «Фонетические сказки»
15.02 1. Беседа «История театра» Цель: рассказать детям о возникновении театра, истории его развития.
2. Дидактическая игра " Расскажи - не назови". Создание картотеки
«Лексико-грамматические логосказки»
18.02 1. Беседа о видах театров. (презентация «Театральная мозаика»)
Цель: дать представление о различных видах театров, их цели и назначении.
2. дидактическая игра по сказке "Добрый герой".
Беседа по проекту Пополнение картотеки «Артикуляционные логосказки»
19.02 1. Кукольный театр «Теремок».
Цель: развивать вербальную и пантомимическую выразительность; активизировать речь, развивать речевую выразительность.
2. Артикулционная логосказка
Консультация «Домашний театр» Создание картотеки «логосказки, способствующие формированию связной речи»
20.02 Экскурсия в детскую библиотеку, просмотр кукольного театра Создание картотеки «Логосказки для обучения грамоте»
21.02 1. Фонетичесская логосказка
Сюжетно-ролевая игра: по желанию детей
Цель: развитие творческой активности детей Консультация «Как сказка помогла….» Изготовление «картонажного пальчикового театра»
22.02 1. Интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателя
в подготовительной группе
по развитию речи.
«Путешествие в страну сказок» Изготовление декораций к защите проекта.
25.02 Показ ЛОГОСКАЗКИ
«Путешествие с гномом Сладкоежкой».
III этап - заключительный
Цель: анализ полученных данных, показ логосказки, выставка изготовленных
пособий.
1. Итоговое мероприятие.
2. Анализ достигнутых результатов.
3. Презентация проекта, видеоматериалы, фотосессия, выставка по теме проекта.
Заключение
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал
(сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников
позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы,
использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве
структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства –
с другой. Главное – вовремя обратить на это внимание, не пропустить сенситивный период речевого развития и творчества детей.
Логосказки и театрализованная деятельность помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; способность понимать связь
между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность.
Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развито
воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов.
Использование данного вида деятельности способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; совершенствованию лексико-грамматических
средств языка; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Педагогическими условиями эффективности данного процесса являются:
диалоговое взаимоотношение логопеда, воспитателя, родителей и старшего
дошкольника на основе театра; взаимодействие ребенка с окружающим миром посредством сказки; насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами.
Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только речь ребенка, но и его личность в целом. Ведь сказка учит не отвечать
злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять
любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах, воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании театрализованной деятельности, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение театрализованной деятельности в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
В начале работы нами была поставлена цель: внедрение в логопедическую работу использование логосказок и театрально-игровой деятельности, как средство всестороннего развития речи детей, в ходе работы эта цель была достигнута.
Новизна проекта.
Использование новых форм в логопедической работе : логосказки в коррекционной работе в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Востребованность проекта. Проект может быть использован в условиях детского сада.
Выводы. Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педпроцесс.
Литература
1. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
3. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике– Ростов н / Д : Феникс 2006.
4.«Логопед», научно-методический журнал, № 1 – 2008 г.
5. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
6. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. - С. 52-54
7. Мецлер Т. В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С. 54-59.
8. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
9. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
10. Рожкова Т. В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
11. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С. 16-22.
12. Чернякова В. Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.
13. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки – СПб. : КАРО,2001. – 128 с.
Интернет-ресурс
• https://www.logoburg.com/
• https://www.logoped-sfera.ru/- «Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей».
• mersibo.ru- логопедические игры
• www.maam.ru›