Валентина Морикова
Ученический проект исследовательской деятельности «Географическое описание водоема»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА
ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА»
ПРОЕКТ
«ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ВОДОЕМА – ШКОЛЬНОЕ ОЗЕРО»
Проект
Возраст проектной группы : 13-15лет.
Педагог дополнительного образования: Морикова Валентина Андреевна.
Февраль 2017г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Публикация «Ученический проект исследовательской деятельности „Географическое описание водоема“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- География. Уроки географии
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Название проекта Географическое описание водоема – Школьное озеро
Руководитель Педагог-организатор Морикова В. А.
Консультант Методисты
Состав и возраст проектной группы Коллективный. Возраст 13-15 лет.
Срок реализации Краткосрочный период реализации.
Типология проекта Межпредметный, внутригрупповой.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа (образовательная область) Экология.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта География, экология.
Актуальность Озера представляют собой уникальные природные объекты. В последнее время уделяется большое внимание их изучению. Так как они являются не только важным звеном гидрографической сети региона, но и крупными источниками пресной воды и имеют большое значение в плане сохранения генофонда фауны и флоры. Поэтому, мониторинг их состояния очень важен.
Цель проекта Получение первоначальной общей картины экологического состояния водного объекта.
Задачи проекта 1. Определить тип и название водного объекта.
2. Определить местоположение.
3. Дать характеристику окружающей среды.
4. Выявить наличие антропогенного воздействия на озеро.
5Обратить внимание на необходимость бережного отношения к природе.
Этапы 1. Подготовительный. Определение темы, уточнение цели и задачи проекта. Привлечение учащихся и педагогов к изучению географического описания озера. Определение источников информации.
2. Выполнение обследования по плану работы. Последовательная реализация намеченных планов и решений поставленных задач. Выбор оптимального варианта выполнения проекта. Уточнение планов деятельности. Выбор критериев самооценки результатов исследовательской деятельности.
3. Анализ результатов и выводы. Обсуждение хода выполнения исследовательской деятельности, достигнутых результатов (успехов и неудач, их причины. Оформление презентации.
4. Презентация. Объяснение полученных результатов исследования. Коллективная защита проекта. Самооценка.
Характеристика деятельности участников Знакомство учащихся с темой данного проекта. Описание ситуации, постановка проблемы. Проводится опрос учащихся для мотивации к предстоящей деятельности.
Рабочее планирование проекта - анализ проблемы исследования;
- знакомство с местоположением пункта наблюдения;
- описание окружающей местности: населенный пункт, тип застройки, особенности промышленной зоны (если есть, виды лесов (хвойный, лиственный, смешанный, сельскохозяйственные угодья (поля, покосы и т. п.);
- наличие антропогенного воздействия: мусор, колодцы, стоки, несанкционированные пляжи, выпас скота и т. д.);
-метеоусловия.
- работа с информацией: книги, интернет, наглядный и дидактический материал.
Презентация Оформление презентации.
Оценивание результатов, самооценка.
Портфолио проекта Материалы исследовательской работы, выполненные участниками проекта : фотоматериалы, пособия.
Паспорт проектной работы.
1. Название проекта : Географическое описание водоема – Школьное озеро.
2. Руководитель проекта : педагог-организатор.
3. Консультанты проекта : педагоги, учащиеся.
4. Предметные области: география, экология.
5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект : возраст 13-15лет.
6. Тип проекта : межпредметный, внутригрупповой.
7. Актуальность: Озера представляют собой уникальные природные объекты. В последнее время уделяется большое внимание их изучению. Так как они являются не только важным звеном гидрографической сети региона, но и крупными источниками пресной воды и имеют большое значение в плане сохранения генофонда фауны и флоры. Поэтому, мониторинг их состояния очень важен.
8. Цель проекта : Получение первоначальной общей картины экологического состояния водного объекта.
9. Задачи проекта :
1. Определить тип и название водного объекта.
2. Определить местоположение.
3. Дать характеристику окружающей среды.
4. Выявить наличие антропогенного воздействия на озеро.
5. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к природе.
10. Вопросы проекта :
- Знакомства с литературными источниками.
- Выполнение обследования по плану работы.
- Анализ результатов и выводы.
- Выполнение презентации.
11. Необходимые материалы и инструменты:
- компас, уличный термометр, карта, блокнот, карандаш, фотоаппарат.
12. Предполагаемые продукты проекта : презентация.
13. Этапы работы над проектом.
• Организационно-подготовительный этап.
1. Первый этап. Погружение в проект.
2. Второй этап. Организация деятельности.
Основной этап.
3. Третий этап. Осуществление деятельности.
• Завершающий этап.
4. Четвертый этап. Презентация.
Ход проекта.
Организационно-подготовительный этап.
1. Первый этап. Погружение в проект.
Учащиеся изучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об объекте изучения, подбирают вид исследовательской деятельности и необходимое оборудование.
Формулируют цель и задачи проекта.
Цель проекта :
Получение первоначальной общей картины экологического состояния водного объекта.
Задачи проекта :
1. Определить тип и название водного объекта.
2. Определить местоположение.
3. Дать характеристику окружающей среды.
4. Выявить наличие антропогенного воздействия на озеро.
5. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к природе.
2. Второй этап. Выполнение обследования по плану работы.
Сбор информации. При выполнении данного проекта, учащиеся пользовались активно литературными источниками, наглядными и дидактическими материалами, интернетом. Необходимую помощь в выполнении проекта учащимся оказывали учителя.
Обсуждение организационных, содержательных моментов предстоящей деятельности для решения поставленной цели.
Проводится совместное обсуждение системы мониторинга:
- выделение (определение) объекта наблюдения;
-обследование выделенного объекта:
-оценка состояния объекта наблюдения;
-прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения.
После коллективного обсуждения предстоящей проектной деятельности, учащиеся приступают к непосредственному планированию своей работы:
- изучение литературы об объекте исследования;
- сбор предварительных данных об объекте изучения;
- последовательность выполнения работы;
-обработка образцов исследования;
- выявление причинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем;
- составление рекомендаций и предложений;
- продумывают способ презентации.
Основные критерии оценки проекта :
- личное участие в проведении исследовательской деятельности;
- проведение системных наблюдений;
- активность в планировании своей работы, в подготовке. проведении презентации.
Уточнение сроков и способы презентации результатов исследования.
3. Третий этап. Анализ результатов и выводы.
Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Ознакомление коллектива школы, население микрорайона, органов власти, ведомства и службы полученными результатами, предложениями и рекомендациями.
Коллективное оформление презентации.
Заключительный этап.
4. Четвертый этап. Презентация.
В актовом зале все участники районной учебно-практической конференции делились своими исследованиями. На конференцию были приглашены учителя, педагоги посмотреть и оценить проектную деятельность учащихся.
Участники конференции обратили внимание на необходимость участия школьников в практической работе по охране природы. Важными видами природоохранной работы учащихся является:
-участие с докладами на научно-практических конференциях школьников, в конкурсах, олимпиадах, выставках и т. д. ;
-пропаганда экологических знаний (подготовка бесед, проведение экскурсий, разработка и проведение тематических вечеров, праздников);
-участие в практических делах по озеленению улиц, парков, зон отдыха и т. д. ;
-пропаганда бережного отношения к природе;
-овладение знаниями основных законов по охране природы.
Рефлексия. Предлагается оценить свой вклад в решении проблемы,
Приобретенные умения учащимися, в ходе работы над проектом :
- умение составлять свой план работы и следовать ему;
-умение использовать ресурсы для выполнения деятельности;
- умение представлять итог работы.
Навыки, которые были оценены в ходе работы над проектом :
- творческие навыки;
-коммуникативные навыки;
-навыки анализа собственной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
1. Анкета;
2. Карта;
3. Фото;
4. Презентация.