Чернова Оксана Михайловна
Конспект образовательной деятельности «Дымковская игрушка». Развитие у дошкольников интереса к изучению народных промыслов
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дымковская игрушка».
*Рассказать детям историю дымковской игрушки
*Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах
узора.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Дымковская игрушка“, Развитие у дошкольников интереса к изучению народных промыслов» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
*Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами.
*Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
*Развивать умение составлять рассказ по картинке.
*Развивать навыки творческого рассказывания, умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании.
Материалы для урока.
*изделия дымковского промысла
*фотоиллюстрации с изделиями дымковских игрушек
Подготовка к уроку. К урокам цикла «Знакомство детей с русскими народными промыслами» требуется очень серьёзная подготовка. Прежде всего, необходимо найти изделия того народного промысла, о котором идёт речь, подготовить выставку этих изделий. Хорошо, если в школе данный промысел представлен достаточно широко и полно. Но как быть, если мало? В таких случаях можно обратиться к родителям : на время-
самое большее на месяц - они могут принести изделия народных промыслов из дома. Кроме того, использовать различные иллюстрации.
Выставку нужно оформить в отдельном помещении, в кабинете, куда можно будет привести детей и где все экспонаты будут хорошо видны. Особенно должна быть возможность не только посмотреть экспонаты, но и потрогать, ощупать их, осмотреть со всех сторон.
Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдём в музей. Этот музей небольшой, он находится прямо у
нас в школе.
А вы когда-нибудь бывали в музеях? Самые большие музеи в Москве - Исторический музей, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Зоологический музей. Есть ещё музеи, посвящённые разным писателям и поэтам. Есть и музей кукол. Все музеи очень разные, в них собрано много экспонатов.
А зачем люди приходят в музей? Правильно, чтобы увидеть то, что в повседневной жизни видишь очень редко, а то и вовсе не встречаешь. Например, в музеях изобразительных искусств можно увидеть картины великих мастеров, в зоологическом музее - различных животных. Так как в музеях представлены вещи редкие, ценные, то трогать их руками запрещается.
Мы сегодня посетим наш школьный музей. Там вы увидите очень красивые вещи. Но я не буду рассказывать о них. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдёмте со мной и вы увидите сами.
Итак, сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может быть, кто-нибудь помнит, как они называются? Это дымковские игрушки, их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой.
Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше русские люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трёхглавого. Сам конь был белым, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг- символ красного солнышка. Ещё одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Её изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие всё, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т. д.
Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.
Характерные особенности росписи дымковских игрушек.
Посмотрите на все игрушки внимательно. Это игрушки керамические, они сделаны из глины. В окрестностях села Дымково было много красной глины. Эту глину превращали мастера в весёлые игрушки.
Сначала они лепили фигурку. Потом подсушивали её и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твёрдой.
Посмотрите внимательно на фигурки на иллюстрации. Что в них общего? Правильно, они все белого цвета. Этот цвет, получается от того, что обожжённые фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.
Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали весёлые мастера или грустные? А как они передали нам своё радостное настроение?
Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Какие узоры использовали мастера при их росписи? Давайте рассказывать по очереди.
Каждый ребёнок рассказывает о своей игрушке. Учитель помогает детям, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его частях. Он призывает ребят пофантазировать, представить, каким характером обладает его барышня-водоноска, или уточка, или синичка-свистулька, важный индюк или конь.
Учитель ещё раз показывает все игрушки, находящиеся в музее, поднимая и показывая их со всех сторон. Можно сопровождать показ чтением стихов, русских потешек. Затем он предлагает пойти в класс и слепить такие же игрушки.
Кофточки цветные, Кто-то дырочку умело
Юбки расписные, Сделал птахе у спины,
Шляпы трёхэтажные- И синица вдруг запела
Статные и важные. Голоском самой весны.
/дымковские барышни/ /синица/