Оксана Вильданова
Проект «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Сказка»
Проект : «Инклюзивное образование детей с ОВЗ
в условиях реализации ФГОС»
Педагог-психолог
Вильданова Оксана Александровна
2020г
Пояснительная записка.
Публикация «Проект „Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечивает доступ к обучению для всех, в то числе и для учащихся с ограниченными возможностями. Это направление является самым активно развивающимся в учебно-воспитательной практике и позволяет детям с ОВЗ получить более качественное образование и комфортнее адаптироваться к социуму. Инклюзивное образование дает возможность всем в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Принципами инклюзивного обучения являются : ценность личности, право на общение, разнообразие обучения, контекст реальных взаимоотношений и другие. Другим условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования. Дети с ОВЗ – неоднородная по составу группа школьников. Дети с ОВЗ – дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм (РДА, с задержкой и комплексными нарушениями развития, в том числе дети-инвалиды.
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью
непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного
воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в
подготовке их к школе.
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах
дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей
каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы
трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень
часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого
развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов,
незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком,
тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а
также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития.
Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.
Актуальность проблемы
Актуальность данной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.
Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.
В нашем МБДОУ общеразвивающего вида «Сказка» вводится инклюзивное образование. В результате такой целенаправленной работы можно наладить взаимоотношения со всеми детьми, потому что наши педагоги понимают, что они нужны детям. Именно при общении с такими детьми стало понятно о возрастающей необходимости совместной работы и педагога, и психолога, и медика, которую нужно плодотворно использовать в деятельности. Ведь только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать гармоничную всестороннее развитую личность.
Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Необходимо отметить, что для отечественной педагогики понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Теория и практика проблемного обучения разработана в российской педагогике достаточно широко и на сегодняшний день находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.
Цели и основные составляющие инклюзивного образования :
Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.
Для реализации поставленных задач и получения положительных результатов, необходимо очень хорошо потрудиться, а еще потребуется немало финансовых вложений. И только тогда, это даст хороший достойный социальный эффект:
- повышение степени доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов;
- обеспечение успешной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социум, его социализацию и интеграцию;
- повышение нравственного эффекта образования;
- повышение качества образовательного процесса путем использования технологий индивидуально – дифференцированного обучения.
Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:
- проблема неприятия детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
- проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;
- трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ;
- нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
- неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
- трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
Пути решения проблем, связанных с инклюзивным образованием.
Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы:
- каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
- необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
- лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению совместно с обычными детьми;
- детям с ОВЗ необходимо создать условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения особых потребностей, что повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
Преимущества инклюзивного образования :
1. Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных учреждениях.
2. В инклюзивной среде при взаимодействии со своими здоровыми сверстниками у детей с ограниченными возможностями улучшаются навыки коммуникации.
3. В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и достижений.
4. В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями (и без особенностей) становится более обычным делом, а воспитатели играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.
В нашей стране реализация модели инклюзивного образования поддерживается современной государственной образовательной политикой РФ, закреплена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)». Дети с особыми потребностями стали появляться в массовых школах и детских садах. Реформа, которая предусматривает совместное обучение, запущена многоступенчатым механизмом. В этом механизме важную роль занимают дети. Родители так же находятся в этом процессе и готовы приложить немало усилий. Родителям не всегда хватает знаний, навыков, но у них есть мотивация, у них есть желание и стремление помочь своим детям.
Ребенок с ОВЗ имеет право на общение со сверстниками. И если для родителей нормотипичного ребенка детский сад - это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приобретая навыки для жизни.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории.
Дети - это будущие члены общества. И если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.
Ресурсное обеспечение проекта
Обеспечение успешности реализации «Модели дошкольного учреждения инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями :
Материально-техническая база:
- кирпичное двухэтажное здание, рассчитанное на 120 воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения:
- общего образования, включающие игровые комнаты и спальни для воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы.
- кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;
- физкультурно-оздоровительный (спортивный зал).
- музыкально-оздоровительный (музыкальный зал);
- административно – бытовые (кабинет заведующего, старшего воспитателя, делопроизводителя);
- хозяйственного обслуживания.
Во всех основных помещениях предусмотрено естественное освещение.
Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника.
В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.
Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:
учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Дошкольное учреждение обеспечить в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2019-2020 учебный год.
Кадровый состав:
Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%. Имеют: Высшее образование – 80 %, среднее специальное – 20%. Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Стратегия достижения поставленной цели:
Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:
Первый этап (с 01.05.2020-03.08.2020) - создание инициативной группы воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.
Второй этап (с 03.08.2020-02.11.2020) – диагностические мероприятия, создание группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.
Третий этап (с 02.11.2020-25.05.2021) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии воспитателей, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Работа методической службы по созданию условий для процесса инклюзивного обучения и воспитания. Сбор материала для мониторинга результатов обучения воспитанников данной категории.
План реализации проекта
«Обучение и социализация детей с ограниченными
возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» МБДОУ "Сказка"на 2019-2020 учебный год
Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:
1. Повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;
2. Материально-техническое и организационное обеспечение;
3. Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
4. Создание в дошкольном общеобразовательном учреждении толерантной среды.
Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:
1. Создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;
2. Обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе дошкольного воспитания и обучения;
3. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
4. Преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
5. Постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
6. Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;
7. Социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными потребностями.
№/№ Мероприятия Исполнители 2020/21
1. Внесение изменений в уставы и локальные акты дошкольного учреждения Администрация Август 2020г.
2. Внесение изменений в штатное расписание ДОУ Заведующий Август 2020г.
3. Разработка и совершенствование блока «Инклюзивное образование» в программе развития дошкольного образовательного учреждения Администрация Август 2020г.
4. Создание компьютерной базы данных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год Администрация Сентябрь 2020г.
5. Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ Старший воспитатель Сентябрь 2020г.
6. Создание сетевого взаимодействия ДОУ с ЦВР, разработка планов совместной работы ДОУ, заключение договоров Администрация ДОУ Сентябрь-декабрь 2020г.
7. Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития дошкольников, нуждающихся в инклюзивном образовании Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед 2020-2021 уч. год
8. Создание и организация работы творческой
группы по инклюзивному образованию Администрация, педагогический коллектив Май- август 2020уч. год
9. Организация и проведение педагогических советов «Система компетенций детей с особыми образовательными потребностями», «Современные возможности организации инклюзивного образования в дошкольном общеобразовательной учреждении», мастер-классы по вопросам инклюзивного образования «Особенности работы с семьёй ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, при организации воспитательно-образовательного процесса» Администрация, педагоги группы «Кораблик», педагог-психолог, учитель-логопед январь- май 2020уч. год
10. Изучение и обобщение опыта работы воспитателей по системе инклюзивного образования Администрация, воспитатели. 2020-2021 уч. год
11. Проведение заседаний дошкольных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ДОУ Администрация, руководители МО 2020-2021 уч. год
12. Организация досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа) Педагоги ДОУ 2020-2021 уч. год
13. Анализ годового плана ДОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами. Администрация, руководители МО, воспитатели Март 2020г.
14. Укрепление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования Администрация 2020-2021 уч. год
15. Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед Сентябрь 2020г.
16. Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью сверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте Администрация 2020-2021 уч. год
17. Участие педагогической и родительской общественности в мероприятиях «Планета Земля- наша дружная семья», «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать» в рамках программы инклюзивного образования Администрация, воспитатели, инструктор по физической культуре 2020-2021 уч. год
18. Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии. Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед 2020-2021 уч. год
19. Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования Администрация, педагоги 2020-2021 уч. год
20. Организация работы по информированию родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед Декабрь 2020- апрель 2021уч. год
21. Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования Администрация 2020-2021 уч. год
22. Организация работы дошкольного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, мед. сестра 2020-2021 уч. год
23. Участие в конкурсах творчества воспитанников на различных уровнях. Старший воспитатель 2020-2021 уч. год
24. Составление индивидуальных программ сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития. Педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед Август – сентябрь 2020
25. Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели 2020-2021 уч. год
26. Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий. Педагог-психолог, учитель-логопед, Сентябрь 2020 – январь 2021уч. год
Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития воспитанников. В практической деятельности планируется взаимодействие с дошкольными учреждениями в г. Морозовске и методистами ресурсного центра, а так же с Гимназией №5.
Практическая значимость результатов проекта
1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.
2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.
3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.
4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих проблемы в здоровье.
5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.
6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Список литературы:
1. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО – 2007. – №11.
2. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование : генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40)
3. Темникова Е. Ю. Готовность педагогов к реализации инклюзивного образования в свердловской области // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LV междунар. науч. -практ. конф. № 8(54). – Новосибирск: СибАК, 2015.
4. Голиков Н. А., Ребё нок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией / Н. А. Голиков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 428 с. – ISBN 978-5-222-23833-2.