Антонина Сидорина
Проект информационно-творческий коллективный «Веселый ветерок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Весёлый ветерок» - информационно-творческий, коллективный
Он посвящён совместному изучению воспитателями и родителями элементов дыхательной гимнастики и обучению детей простейшим элементам дыхательной гимнастики. Чтобы использовать её в режимных моментах, ведь дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики и повторно на прогулке, физкультурных занятиях, а также включаться в комплексы гимнастики после дневного сна.
Публикация «Проект информационно-творческий коллективный „Веселый ветерок“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Проект создавался с целью сделать дыхательных упражнений интересным, познавательным, развивать в ходе выполнения проекта творческие способности детей, использовать дыхательную гимнастику в физкультурно-оздоровительной работе с воспитанниками каждый день.
Выполнять проект будут дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников. В проекте представлена работа в течение дня, сопровождающая изучение детьми дыхательных упражнений.
Длительность проекта — месяц.
Результатом предложенного проекта будет подобранная по возрасту участников проекта картотека игр по дыхательной гимнастики (для родителей и воспитателей) и выставка работ, сделанных детьми под названием «Весёлый ветерок».
В течение месяца одной из задач ставится рассмотрение разных видов дыхательной гимнастики — обычной, сюжетной и звуковой; знакомство с ними детей и взрослых (родителей). В ходе проекта знакомим родителей с азами ароматерапии. Интересные игры подобранные нами (сдувание игрушек с поверхности стола, «отправление в плавание» корабликов, передвижение предметов с помощью выдыхаемого воздуха, надувание шаров, мыльных пузырей, опыты с воздухом («Можно ли поймать воздух», «Может ли воздух быть сильным» и др., художественно-творческая деятельность (изготовление лодочек для игр с воздухом, «Ловушки для ветра», рисование мыльной пеной, выдуваемой из трубочки, рисование кляксами, раздувая их по листу, рисование палочками для коктейля) помогут познакомиться с упражнениями для дыхания. Определённые упражнения дифференцированы для мальчиков и для девочек.
Элементы дыхательной гимнастики связаны с речевой, поэтому, когда взялись за тему, то появилась и эта задача — познакомить с элементами правильного речевого дыхания, в проект включили соответствующие игры: «Ныряльщики», «Чей пароход гудит громче», «Фокус», «Пузырь» и др.
В проекте проводится аналогия между ветром, как природным явлением и выдыхаемым воздухом. Обращаем при этом внимание на температуру выдыхаемого воздуха (тёплая или холодная струя, направление выдоха, сила — это элементы речевой гимнастики.
Есть опытническая деятельность с воздухом, игры с ветром на улице, наблюдение за тем, как ветер может передвигать предметы.
Беседы «Как мы дышим», «Долго ли можно продержаться без воздуха», «Зачем мы дышим», «Кому очень нужен воздух, а что может обойтись без воздуха», игра «Живое-неживое» подводят детей к тому, что всему живому на Земле воздух нужен. Чистый, он помогает не только дышать, но и быть здоровыми. А как? Систематически проводятся ситуативные беседы в ходе комплекса оздоровительных процедур (дыхательной, бодрящей, пальчиковой гимнастики) о пользе для здоровья «Вырастем здоровыми», «После сна гимнастика нужна», «В здоровом теле здоровый дух».
Постарались разделить недели проекта по определённым темам.
На первой неделе, которая называется «Ветер-волшебник» - фокусы с ветром. Это неделя — предварительный этап проекта. Учим детей регулировать выдох, вдох носом и ртом, обсуждаем, куда попадает воздушная струя и откуда выходит («Помоги носу собраться на прогулку», какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе, какое дыхание: неслышное-шумное. Знакомим с такими понятиями, как «вдох», «выдох», органы дыхания (лёгкие). Играем с воздухом, ветром. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям: дышать при закрытом рте, тренируем носовой выдох, затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды. На следующем этапе учим направленной воздушной струе.
Следующие недели — вторая и третья — основной этап проекта.
Вторая неделя проходит по теме: «Сплошное надувательство». Она посвящена надуванию шаров, игра, наподобие «Пузырь», где что-то надувается, надуть платок воздухом, пускать мыльные пузыри.
Третья неделя - «Ветер помощник и художник» - посвящена рисованию с помощью выдыхаемого воздуха (через палочку, мыльными пузырями, на зеркале, раздувание клякс по листу) и «имитации» ветра в условиях группы, обсуждение тех случаев, когда ветер помогает (молоть муку, охлаждать в жаркую погоду, помогать помогать парусным лодкам двигаться по воде). Планируется выпустить несколько «Памяток» родителям для дальнейших занятий дома.
Четвёртый этап — заключительный этап проекта - «Ветер-певец». Игры со звуком, на прогулке например. На этой неделе делается акцент на использовании звуковой дыхательной гимнастики и в комплексах гимнастики после дневного сна, и на физкультурных занятиях, и в деятельности с детьми.
Постановка проблемы
Дети в группе часто болеют, чаще это заболевание верхних дыхательных путей. Возможно это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и низким уровнем общей сопротивляемости организма ребёнка. У медицинского работника узнали, что дыхательная гимнастика помогает при профилактике заболеваний, передающихся воздушно-капельным путё м: ОРЗ и ОРВИ. Что у детей дошкольного возраста при относительной мощности лёгких дыхательные мышцы слабы. При правильном носовом дыхании у ребёнка улучшается кровообращение головного мозга, органов, а сердце и иммунная система начинают работать активнее. Целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма. Так как дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте направлена на повышение общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемость заболеваниям, решили выбрать её темой нашего проекта. А ещё — дыхательная гимнастика не требует больших помещений, легка в исполнении, поэтому проблема адаптации гимнастики для детей дошкольного возраста приобретает актуальность. Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с 4-5 лет, а это возраст детей нашей группы.
Цель проекта : научить детей элементам дыхательной гимнастики и использовать её в физкультурно-оздоровительной работе с воспитанниками.
Задачи:
- познакомить в занимательной форме детей с простейшими упражнениями на дыхание с элементами речевой гимнастики;
- пробудить интерес к дыхательным упражнениям;
- дать представление о воздухе «помощнике», «художнике», «музыканте»;
- помочь родителям воспитанников в освоении методики дыхательных упражнений;
- рассказать родителям о видах дыхания, пользе дыхательной гимнастики для взрослого и детского организма;
- развивать познавательный интерес к явлениям окружающей действительности, творческую деятельность детей;
- воспитывать стремление быть здоровыми и активными.
План мероприятий по реализации проекта «Весёлый ветерок»
Срок деятельности Дни недели Содержание деятельности Работа с родителями
1 этап - подготовительный
1 неделя «Ветер-волшебник Пн Беседа «Что такое воздух и как его можно почувствовать» (воздух вокруг нас, он невидим, но необходим). Изготовление «Памятка по проведению дыхательной гимнастики»
Опыт «Мы дышим воздухом (стакан с водой, соломинка для коктейля, воздух необходим для дыхания)
Рассказ воспитателя «Ветерок под носом» (учить детей ощущать разницу в направлении воздушной струи).
Проблемная ситуация «Хотите быть волшебниками и передвигать предметы, не дотрагиваясь до них руками?»
Игра «Помоги носу собраться на прогулку (детям предложить крепко закрыть рот, чтобы она не мешал «гулять» носу-«выключить» рот, учить ощущать разницу в направлении воздушной струи, регулировать силу выдоха и вдоха)
Вт Беседа «Как мы дышим?» (познакомить со строением тела человека, в организме есть лёгкие- «мешочки», в которых воздух, который мы вдыхаем). С родителями надуть шарик, кто быстрее, ребёнок или взрослый, обсудить, почему?
Ситуация «У нас есть вдох и выдох», почувствовать, как грудная клетка поднимается.
Опыт «Сколько времени можно не дышать?» (как долго можно провести без воздуха)
Игра «Ротики бывают разные» (правильно регулировать воздушную струю — вдох через нос, выдох через рот)
Ср Опыт «Волшебники воздуха». Может ли воздух быть сильным? (направленная струя воздуха может быть движущей силой или силой, препятствующей движению)
«Волшебная картинка» - ребёнок дует на бахрому, видит, кто спрятался
Игра «Колобок» (колобок-шарик прокатится по тропинке, убежит от зверей, учить управлять воздушной струёй)
Чт Беседа «Кому нужен воздух, а чему нет» (рассказать, что воздух нужен всему живому) Рекомендовать почаще выезжать на природу, в лес, на воздухе проводить дыхательную гимнастику
Игра «Живое — неживое» (закрепить знания о том, кому воздух необходим)
Упражнение «Греем руки» (дуем на ладошки, создавая тёплую и холодную струю)
Пт «Ротик, носик поучим дышать» (дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот)
Игра «Что там за картинка» (раздуть крупу со дна тарелки,девочкам, например, картинку куклы, мальчикам — машинки)
Ситуативные беседы в ходе комплекса оздоровительных процедур (дыхательной, пальчиковой гимнастики) о пользе для здоровья «Вырастем здоровые»
Игра «Акробат» - помочь перенести шарик через ворота
2 этап — основной
2 неделя «Сплошное надувательство» Пн Упражнение «Нюхаем цветы на прогулке» - вдох носом, выдох — ртом- «ах» (регулировать вдох носом, выдох ртом) Попросить родителей принести из дома трубочки для коктейля
Опыт «Можно ли поймать воздух?» (предложить детям поймать воздух газовым платком, воздух можно осязать)
Использование элементов дыхательной гимнастики в бодрящей гимнастике
Ситуативные беседы в ходе комплекса оздоровительных процедур (дыхательной, пальчиковой гимнастики) о пользе для здоровья «После сна гимнастика нужна»
Вт На прогулке — игры на дорожке здоровья с использованием элементов дыхательной гимнастики Попросить родителей изготовить дома лодочку из скорлупки, из баночки из-под йогурта
Игра малой подвижности «Пузырь»
Конкурс мыльных пузырей (забава известна всем, учить пускать пузыри: вдох носом, а выдох через сложенные трубочкой губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый). Конкурс на самый большой пузырь, на самый долгоживущий
Ср Ходьба с использованием элементов дыхательной гимнастики
Игра «Футбол» (учить контролировать силу выдоха — шарик из салфетки или кусочка ваты, дуть на него, чтобы попасть в ворота — два кубика)
Игры с мячом «Летят мячи» (стоя, руки с мячом подняты вверх, бросить мяч от груди вперёд, произносить, выдыхая, длительное «у-у-ух»
Изготовление совместно с детьми уточек из «Киндерсюрприза» для игр
Чт Использование дыхательной гимнастики на зарядке Консультация «Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста»
Игра «Горка» - сдуть с горки предмет
Игра «Живые предметы» (карандаш, фломастер, катушка из-под ниток, предмет покатится по направлению воздушной струи)
Опыт-игра «Чем быстрее ветром или веером» (сдвигать лёгкие предметы)
Пт «Проведи утят к водоёму» (сдувать предметы с места) Конкурс лодочек
Игры с водой - «Булькание (учить силу выдоха — перед ребёнком стакан с водой, в котором соломинка для коктейля)
Упражнение «Ныряльщики» (дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом, обхватывая себя руками,приседая (нырок под воду, делают выдох носом).
Пускание «лодочек» на прогулке (лодочкой может служить кусочек пенопласта, кусочек дерева, воздушной струёй подводить корабль к другому берегу)
Ситуативная беседа «Как ветер помогает кораблям плавать» (рассказать, что сильная струя воздуха помогает передвигаться по воде)
3 неделя - «Ветер-помощник и художник Пн Игра «Душистые коробочки» (можно почувствовать запах предмета, если вдыхать носом) Памятка «Ароматерапия»
Опыт «Чем пахнет» (лимон, апельсин разместите далеко от детей, создайте движение воздуха в группе, предложите почувствовать запах)
Использование сюжетной дыхательной гимнастики в физкультминутках.
Рисование с помощью мыльных пузырей и трубочки (учить контролировать силу выдыхаемого воздуха)
Вт Рисование кляксами, раздувая красочные разводы по листу бумаги. Консультация «Рисуем без кисточки»
Ходьба по тропе здоровья с использованием дыхательных упражнений
С/р «Чаепитие»
«Зачем, когда чай (суп) горячий, на него дуют?», упражнение «Подуем на горячий суп»
Ср Ходьба по тропе здоровья с использованием сюжетной дыхательной гимнастики
Пальчиковая гимнастика «Ветер и мельница» с использованием элементов дыхательной гимнастики
Игра «Подуй на мельницу»
Рисование на стекле или зеркале (ребёнок выдыхает на зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего рисует смешные рожицы, человечков.
Опыт и проблемная ситуация «Что можем сдвинуть, если подуем, а что нет?» (куклу, крышку от банки (тяжёлое — лёгкое, кубик, мяч (с углами- без, пёрышко, крупинка (летает-не летает, почему?
Вспомнить, как ветер помогал в сказках («Колосок» укр. сказка, В. Сутеева «Разные колёса», м\ф «Золотые колосья» белорус. сказка)
Чт Опыт «Ветер в пустыне» (как ветер помогает делать барханы)
Игра «Наша кукла заболела» (лечим куклу, дуем на болячку)
Пальчиковая гимнастика «Наши красные цветки» с использованием элементов дыхательной гимнастики
Рисование клеем и крупой, посыпать, потом сдуть лишнее
Пт Бодрящая гимнастика «Ветер дует нам в лицо»
Вспомнить, как ветер помогает нам летом (от ветерка становится прохладно, приносит тучи с дождями)
Рисование с помощью трубочек для коктейля «Деревья»
3 этап — заключительный
4 неделя «Ветер-певец» Пн Игра «Эхо» (первая группа произносит громко, вторая — тихо) Оформление папки-передвижки «Дыхательная звуковая гимнастика»
Ситуативная беседа в ходе комплекса оздоровительных процедур (дыхательной, пальчиковой гимнастики) о пользе для здоровья «В здоровом теле здоровый дух»
Использование дыхательной звуковой гимнастики при выполнении утренней гимнастики
Игра «Чей пароход гудит лучше» (гудеть, выдыхая воздух в пустой пузырёк)
Вт Беседа «Чем пахнет лето» (дождём, травой, ягодами, грибами, морем)
Изготовление «Ловушки для ветра» (на нитку нанизываются болтики, железные предметы небольшого размера)
Игра «Как звенит наш ветерок» (у каждого ветерка есть свой голос, дуем на ниточку, на которой развешаны гайки, болтики, ударяясь друг о друга, они звенят)
Использование дыхательной гимнастики при выполнении бодрящей гимнастики
Ср Игры с губными гармошками, свистками, дудочками, колпачками от ручек, пустых пузырьков «Кто самый громкий»
Дыхательно-звуковые упражнения на материале фраз по сказке «Колобок» - на одном выдохе произнесите героев сказки
Изготовление бабочек из бумаги с детьми для игр
Чт Игра «Бабочка, лети» (учить контролировать силу выдоха, дуть на бабочек) Памятка «Типы дыхания» (диафрагмальное, рёберное, верхнее)
Проблемная ситуация «Можно ли лежать на воздушном шаре»(дети надувают шарики, можно ли встать на воздушный шарик, сесть, полежать, ка сделать так, чтобы можно было)
Игра «Фокус» (вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его, кончик вверх и подуть)
Пт Беседа «Какие игры с ветром понравились» Выставка работ, выполненных детьми с родителями дома «Рисуем без кисточки»
Игра «Споём песенку ветерку»
Организация выставки поделок по проекту «Волшебный ветерок», игр, которые сделали совместно с воспитателем
Ожидаемые результаты- изготовление картотеки «Дыхательная гимнастика для детей среднего дошкольного возраста» и игр на развитие речевого и неречевого дыхания.
Создание картотеки по дыхательной гимнастике позволит выбирать игры по необходимым темам учебной деятельности в течение года. А сделанные игры помогут в весёлом и полезном проведении совместной с воспитателем и свободной деятельности детей.
Предполагаем, что результатом использования дыхательных упражнений будет снижение заболеваемости, дети будут развиваться физически, будут активны на занятиях. Ожидаем, что родители ознакомившись с разными видами гимнастики будут использовать элементы с детьми дома в качестве одного из средств профилактики заболеваний.