Татьяна Черемных
Проект «Игрушка — улыбка детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12»
Образовательный проект
использование деревянных игрушек в работе с детьми раннего возраста
«Игрушка – улыбка детства»
г. Урай
Пояснительная записка
Исстари для развития детей раннего возраста использовали игрушки, которые являлись и объектами их забав и игр, и важным средством развития. Одни из самых ранних игрушек Древней Руси, найденных на территории городов X-XVвв., изображали домашних и диких животных: уже тогда люди понимали, что с их помощью можно познакомить ребенка с окружающей действительностью.
Публикация «Проект „Игрушка — улыбка детства“» размещена в разделах
Образами животных пронизан детский фольклор; при этом упомянутые в потешках, пестушках, песнях животные (звери, птицы, насекомые) занимаются человеческими делами (варят кашу, баюкают малышей, плетут лапти и т. п., что имеет большое значение не только для познавательного развития ребенка и ознакомления его с окружающим миром, но и для развития фантазии и умения действовать в воображаемом плане. Именно поэтому современные ученые рекомендуют родителям и педагогам использовать для развития детей раннего возраста сюжетные игрушки с изображением животных, одушевлять их, придумывать для них имена и играть с ними.
Большое значение для эмоционального, познавательного и эстетического развития детей раннего возраста имеет внешний вид игрушек. «Утка должна быть действительно уткой, - писал А. М. Горький. – Вовсе не нужно, чтобы она смущала восприятие ребенка сходством с поросенком или зайцем… И нужно стремиться к занимательности. Нужно, чтобы игрушки вызывали более или менее длительное удивление ребенка, ибо удивление – начало понимания и путь к познанию». Поэтому для развития детей раннего возраста игрушки нужно подбирать таким образом, чтобы они способствовали формированию правильных представлений об окружающей действительности, обладали высокими художественными достоинствами и выглядели занимательными и добрыми.
Цель и задачи Проекта
Цель: развитие познавательного интереса, речевой активности, наглядно- действенного мышления, сенсорных представлений через знакомство детей раннего возраста с игрушкой
Задачи:
- вызвать интерес к игре с игрушками;
- формировать умение принимать воображаемую ситуацию;
- способствовать овладению простейшими игровыми действиями, отражающими известные детям жизненные ситуации;
- побуждать к осуществлению переноса игровых действий с одной игрушки на другие;
- подводить к осуществлению замещающих действий;
- способствовать воспитанию художественного вкуса.
Условия реализации поставленных задач
Работа рассчитана на детей раннего возраста. Игры с использованием игрушек-забав осуществляются в разных видах детской деятельности : в режимных моментах, как часть непосредственно-образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Методическое обеспечение:
- методическая литература для педагогов;
- примерное перспективное планирование;
- песенки и попевки.
Материально-техническое обеспечение:
- комплект игрушек- забав;
- средства ТСО
Ожидаемые результаты
У детей можно наблюдать:
- проявление любознательности, познавательной активности, инициативности;
- повышение речевой активности
- формирование эмоционального отклика на предлагаемую взрослым деятельность
- формирование уверенности в своих возможностях.
Содержание работы
Игры-занятия с игрушками можно проводить как в помещении, так и на воздухе, в теплое время года. В игровой деятельности могут принимать участие все дети или часть детей. Также можно использовать индивидуальную форму работы.
Строго обязательной последовательности в проведении этой работы быть не может, так как дети раннего возраста по своему развитию очень разные. Поэтому каждый педагог вправе выбрать ту последовательность, которая в первую очередь отвечает уровню развития детей. Оптимальным считается знакомство детей вначале с одной, а потом с двумя новыми игрушками в течении месяца. Эффективность работы в значительной степени зависит от организации и методики работы взрослого с маленькими детьми, от содержания и форм общения взрослого с ребенком, от умения педагога «перестраиваться» по ходу занятия в зависимости от самочувствия и настроения детей в данный момент.
Работа с детьми раннего возраста в условиях общественного воспитания усложняется тем, что ребенок в отсутствии самого дорогого и надежного для него человека – матери – просто становится «недоступен» для педагогических воздействий.
Для преодоления трудностей при взаимодействии с детьми раннего возраста важно соблюдать следующие правила работы с игрушками :
- Привлечение внимания к игрушке. Привлекать внимание ребенка нужно неожиданной радостью восприятия, каким-либо сюрпризным моментом.
-Разговаривая с ребенком нужно максимально сближать слова и обозначаемые ими действия.
- Наиболее действенной является речь взрослого, обращенная к малышу. Индивидуальные обращения способствуют концентрации внимания. Кроме того содержание речи легче всего приспособить к уровню развития каждого конкретного ребенка. При знакомстве с игрушкой важно, что бы взрослый обязательно «представил» ей каждого ребенка «Зайка, это Ванечка. Я люблю Ванечку. Скажи зайка Ванечке: «Здравствуй, Ванечка!», а Ванечка тоже скажет: «Здравствуй, зайка!»).
-Взрослый активно поддерживает действия малыша с игрушкой, что является одним из основных стимулов к овладению предметной деятельностью и формированию познавательной активности.
- Важным условием для возбуждения у ребенка интереса к игрушкам, с которыми он познакомился, и желания продолжать заниматься и играть с ними, является умение взрослого «обустроить их жизнь» в группе. Можно поселить игрушки в домике – теремке. Важно чтобы за игрушками закреплялись определенные места и дети легко находили их по памяти.
Оценка эффективности работы
Чтобы педагоги могли оценить эффективность проведенной с детьми работы им необходимо вести дневник наблюдений по данной форме.
Форма дневника наблюдений
Дата проведения___
№ Имя ребенка Эмоциональное состояние ребенка (1) Результаты наблюдений за самостоятельной игрой ребенка (2) Отношение ребенка к инициативе взрослого(3)
Равнодушное:
игрушки не вызывают эмоционального отклика, мимика не выразительна, игровые действия небрежны или ленивы Спокойное:
эмоции ребенка выражены неярко (слабые улыбки, спокойная поза, темп игры неспешный Оживленное:
Ребенок играет с удовольствием, радостно улыбается, оживленно вокализирует, не отвлекается, его действия энергичны Исполь
зуют игровые сюжеты Осуществляют перенос игровых действий с одной игрушки на другую Используют предметы заместители
1 Ваня С. + + - - -
2 Оля К. + - - - +
3 Женя Т. + + + + -
4
5
6
(1) – отметка (+) делается только в одной из трех колонок
(2) – отметка (+) или (-) делается в каждой колонке
(3) - в этой колонке делается отметка «принимает» (+) или «не принимает» (-)
Педагоги должны размножить данную форму дневника, исходя из общего количества занятий и проведения форм игровой деятельности, и с помощью значков (+) или (-) делать отметки в соответствии с проявлениями отношения ребенка к инициативе взрослого, его эмоционального состояния и с результатами наблюдений за игрой. В конце года полученные данные анализируются, и заполняется одна сводная таблица по этой же форме.
Примерное планирование игр-развлечений и тексты песенок и попевок взяты из книги: Т. Н. Доронова, С. Г. Доронов «Ранний возраст: планирование работы с детьми».