Еленочка Ивченко
Проект «Хочу все знать»
▼ Скачать
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию проект "Хочу все знать!"
С 2021 года в нашем дошкольном учреждении веду проект по дополнительному образованию "Хочу все знать". Работу по проекту веду с детьми старшей и подготовительной групп. Чтобы отвлечь детей от гаджетов, смартфонов и планшетов и привлечь их к умению познавать, размышлять, думать, решила организовать кружок экспериментирования. Так как столкнулась с тем, что дети при подготовке к школе малообщительны, не могут сформулировать свою мысль, слабо развита мелкая моторика рук, отсутствие ориентировки на способ действия, слабое владение операционными умениями и навыками и низкий уровень самоконтроля.
Публикация «Проект „Хочу все знать“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Поэтому, для решения данных проблем дошкольников ввела проект "Хочу все знать!" в свою педагогическую работу.
Перспективное планирование для детей старшей группы
Тематика работы в старшей группе по основным разделам Примерный календарь тематических недель
Сентябрь 1-4 «Экспериментирование с песком и глиной»
Октябрь 1-4 «Экспериментирование с песком и глиной»
Ноябрь 1-4 «Экспериментирование с воздухом»
Декабрь 1-4 «Экспериментирование с воздухом»
Январь 3-4 «Экспериментирование с водой»
Февраль 1-4 «Человек»
Март 1-4 «Экспериментирование с деревом, металлом, бумагой»
16
Апрель 1-4 «Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»
Май 1-4 «Экспериментирование с почвой»
Планирование с учетом темы месяца
Сентябрь - Октябрь «Экспериментирование с песком и глиной» Цель. Познакомить детей со свойствами песка и глины.
Эксперимент 1. «Рассматривание песка через лупу» Цель: определение формы песчинок.
Эксперимент 2. «Песочный конус»
Цель: Выявить, что песок может двигаться.
Эксперимент 3. Свойства мокрого песка. Цель: Выявить, что мокрый песок не сыплется, а может принять любую форму.
Эксперимент 4. «На мокром песке остаются следы, отпечатки». Эксперимент 5. «Песок – природный фильтрат»
Цель: закрепить свойства песка.
Эксперимент 6. «Где вода?»
Эксперимент 7. «Ветер и песок»
Эксперимент 8. Своды и тоннели
Эксперимент 9. «Песок в воде не растворяется".
Эксперимент 10. Песочные часы.
Цель: Выявить длительность минуты; что песок сыплется.
Эксперимент 11. Игра - забава "Кладоискатели"
Эксперимент 12. «Песчаный сад, парк, город».
Эксперимент 13. «Удивительный песок». Цель: Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку
Ноябрь - декабрь "Экспериментирование с воздухом"
Цель: Познакомить со свойствами воздуха
Эксперимент 1. "Поиск воздуха"
Эксперимент 2. "Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать".
Эксперимент 3. "Живая змейка"
Эксперимент 4. Запираем воздух в шарик.
Эксперимент 5. Воздух толкает предметы.
Эксперимент 6. "Реактивный шарик"
Эксперимент 7. "Мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха".
Эксперимент 8. Воздух не видим и прозрачен.
Эксперимент 9. Буря в стакане.
Эксперимент 10. «Подводная лодка»
Эксперимент 11. «Сухой из воды»
Эксперимент 12. «Свеча в банке»
Эксперимент 13. «Почему не выливается?»
Эксперимент 14. Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет.
Эксперимент 15. Воздух легче воды.
Эксперимент 16. Воздух имеет вес.
Эксперимент 17. Тёплый воздух вверху, холодный внизу.
Эксперимент 18. Чем сильнее ветер, тем больше волны.
Эксперимент 19. Ветер двигает корабли
Эксперимент 20. Волны.
Эксперимент 21. Веер.
Эксперимент 22. Как образуются барханы.
Эксперимент 23."Ветер - это движение воздуха".
Эксперимент 24. "Ветер дует - лодочка плывёт".
Январь «Экспериментирование с водой» Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода - растворитель.
Эксперимент 1. "Пар - это тоже вода"
Эксперимент 2. "В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются"
Эксперимент 3. "Радуга"
Эксперимент 4. " Маленькие айсберги", (опыт со льдом).
Эксперимент 5. Окрашивание воды
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Эксперимент 6. Как вытолкнуть воду?
Цель: Формировать представления о том. что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Эксперимент 7. Куда делась вода?
Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды). Эксперимент 8. Откуда берётся вода?
Цель: Познакомить с процессом конденсации.
Эксперимент 9. «Прозрачная вода может стать мутной».
Эксперимент 10. «Вода может литься, а может брызгать».
Эксперимент 11. «Какая лужа высохнет быстрее?»
Эксперимент -Фокус 12. «Почему вода не выливается?»
Цель. Обнаружить атмосферное давление.
Эксперимент 13. «Можно ли носить веду в решете?»
Февраль «Человек». Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.
Эксперимент 1. Веселые человечки играют
Цель. Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, голова, волосами.
Эксперимент 2. Наши помощники.
Цель. Формирование представлений об органах чувств человека, их назначении, об охране органов чувств.
Эксперимент 3. Игры с соломинкой.
Цель. Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом.
Эксперимент 4. Что звучит?
Цель. Научить определять по издаваемому звуку предмет.
Эксперимент 5. Игры с воздушным шариком и соломинкой
Цель. Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Игра- Эксперимент 6. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем
Март «Экспериментирование с деревом, металлом, бумагой» Цель: Познакомить детей со свойствами дерева, металла, бумаги.
Эксперимент 1. Древесина, ее качества и свойства. Цель. Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности - гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, сорит, не бьется, не тонет в воде
Эксперимент 2. «Горячий - холодный»
Цель. Используя прием сравнения, познакомить с качеством теплопроводимостью металла.
Эксперимент 3. «Горит - не горит»
Цель. Используя прием сравнения, познакомить с качеством горения дерева.
Эксперимент 4.«Опыты с бумагой»
Цель: исследовать свойства бумаги.
Эксперимент 5. «Можно ли склеить бумагу водой»
Эксперимент 6. «Опыты с бумагой»
Цель: формировать представления о бумаге и её свойствах Эксперимент 7. Цветы лотоса.
Цель: формировать у детей знания о неживой природе, материалах и их свойствах.
Эксперимент 8. Весёлая полоска
Цель: познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха: развивать любознательность.
Апрель «Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом» Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита.
Эксперимент 1. «Всё ли притягивает магнит?»
Цель. Познакомить детей со свойством магнита - "магнетизм"
Эксперимент 2. «Как достать скрепку из воды не намочив рук»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. Эксперимент 3. Игра-опыт «Бабочка летит»
Цель. По средством игры-опыта познакомить детей со свойством магнита - магнитная сила проходит через картон.
Эксперимент 4. «Магнитный театр»
Цель: Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра. Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение
обязанностей). Развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр драматизаций
Эксперимент 5. «Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом?»
Эксперимент «Действует ли магнит в воде?»
Май
Экспериментирование с электричеством. Цель: Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов; Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов;
Эксперимент 1 "Волшебный шарик".
Цель. Установить причин) возникновения статического электричества.
Эксперимент 2. «Как увидеть молнию?»
Цель: Выяснить, что гроза - проявление электричества в природе. Эксперимент 3. «Помоги Золушке»
Цель: формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве. Эксперимент 4. Опыт «Ожившие волосы».
Цель: познакомить детей с проявлением одного вида электричества.
2.4. Перспективное планирование для детей подготовительной группы
Тематика работы в подготовительной группе по основным разделам
Примерный календарь тематических недель
Сентябрь 1-4 «Экспериментирование с воздухом»
Октябрь 1-4 «Экспериментирование с камнями»
Ноябрь 1-4 «Экспериментирование со звуком»
Декабрь 1-4 «Экспериментирование с водой»
Январь 3-4 «Экспериментирование с водой»
Февраль 1-4 «Экспериментирование с водой на земле»
Март 1-4 «Солнечная система».
Апрель 1-4 «Свойства различных материалов»
Май 1 Заседание
Планирование с учетом темы недели
Сентябрь «Экспериментирование с воздухом» Цель. Ознакомление со свойствами воздуха.
Эксперимент 1. «Есть ли воздух на улице?»
Цель:определить наличие воздуха в окружающем пространстве. Изготовить с детьми самодельные вертушки, парашюты. Эксперимент2.«Нужен ли людям воздух?»
Цель: дать представления о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его при помощи легких, без воздуха ничто живое жить не может; для жизни нужен чистый воздух.
Эксперимент3.«Воздух упругий».
Цель:выявить одно из свойств воздуха - упругость. Эксперимент4.«Чем пахнет воздух?»
Цель:учить различать запахи, узнавать запах знакомых предметов, наслаждаться ароматами.
Эксперимент5.«Есть ли воздух в воде?»
Цель:обнаружить воздух в воде.
Эксперимент 6.«Создаем облака».
Цель:получить представление о том, как в природе образуются облака.
Эксперимент7.«Игра пластиковой бутылки с шариком».
Цель: убедиться, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Эксперимент8.«Прыгающая монетка».
Цель: обнаружить, что при нагревании расширяющийся воздух обладает силой.
Эксперимент9.«Гори, свеча моя, гори».
Цель:выявить, что для поддерживания огня необходим воздух.
Октябрь
"Экспериментирование с камнями" Цель. Знакомство со свойствами камней.
Эксперимент 1. Какими бывают камни.
Эксперимент 2. Определение размера.
Эксперимент 3. Определение характера поверхности.
Эксперимент 4. Рассматривание камней через лупу.
Эксперимент 5. Определение веса.
Эксперимент 6. Определение температуры.
Эксперимент 7. Тонут ли камни в воде?
Эксперимент 8. "Куда спряталась вода?"
Эксперимент 9. Можно ли менять форму камня и глины
Эксперимент 10. Каждому камешку свой домик
Эксперимент 11. Живые камни Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.
Эксперимент 12. Научный опыт “Выращивание сталактитов”
Эксперимент 13. Могут ли камни менять цвет?
Эксперимент 14. Круги на воде
Эксперимент 15. «Сравнение отпечатков»
Эксперимент 16. «Как получить огонь?»
Ноябрь
"Экспериментирование со звуком" Цель. В процессе экспериментальной деятельности выявить особенности передачи звука на расстоянии, причины низких и высоких звуков, возможности измерения расстояния с помощью звука.
Эксперимент1. Почему все звучит?
Эксперимент2. Звенящая вода
Эксперимент 3. "Можно ли увидеть звук?"
Декабрь
Свойства воды. Цель. В процессе экспериментальной деятельности расширить представления о свойствах воды, об агрегатных состояниях воды, о круговороте воды в природе.
Эксперимент 1. «Опыты с пресной и соленой водой»
Цель: подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой; свойства пресной воды и соленой.
Эксперимент 2. «Яйцо утонет или всплывет?» Цель: продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; поощрять выдвижение гипотез; развивать дружеские взаимоотношения во время работы.
Эксперимент 3. «Холодная вода тяжелее, чем теплая»
Цель: подвести детей к пониманию, что вода теплая, легче чем ледяная; систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера.
Эксперимент 4. Круговорот воды в природе.
Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры
Январь
Свойства воды. цель. В процессе экспериментальной деятельности продолжить знакомство с агрегатными состояниями воды, познакомить с занимательными фактами, связанными со свойствами воды и с местом ее нахождения в окружающей среде.
Февраль Вода на Земле. Цель. Бережное отношение к воде.
Март
Солнечная система. Цель. В процессе экспериментальной деятельности познакомить с Солнечной системой, дать представление о влиянии солнечного света на жизнь человека.
Апрель Свойства различных материалов (дерево, ткань, металл, камень, пластмасса, стекло). Цель. Бережное отношение к окружающей среде
Эксперимент 1. Родственники стекла
Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.
Эксперимент 2. Мир бумаги
Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования
Эксперимент 3. Мир ткани
Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
Эксперимент 4. Мир дерева 1. «Легкий – Тяжелый»