Наталья Савиновская
Проект «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Хлеб всему голова».
Автор проекта : Савиновская Наталья Ивановна
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой, краткосрочный.
Срок проекта : 2 недели (19.10.20-30.10.20)
Актуальность.
В нашей стране относились к хлебу всегда по
Публикация «Проект „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
особенному. Если человек в чем то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба –от зернышка до магазина.
При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб.
Цель:
Познакомить детей с путем прохождения зерна до конечного продукта хлеба; углубить представление о труде взрослых, выращивающих злаковые куль-туры
Задачи:
1. обогатить познавательный опыт детей
2. сформировать систему знаний детей о производстве хлеба
3. развивать у детей нетрадиционное решение
4. совершенствовать трудовые навыки детей
5. сформировать чувство уважение к людям труда и к хлебу.
Планируемый результат
1. понимание детьми ценности хлеба
2. знание детей о производстве хлеба
3. умение детей применять трудовые навыки
4. понимание детьми важности труда хлебороба
Участники проекта воспитатель, дети старшей группы, родители
Срок реализации: 2 недели
Материал Иллюстрации этапов выращивания хлеба. Тарелки с мукой, колоски и з рна пшеницы, ржи. Шапочки -маски для театрализации сказки «Колосок».
Иллюстрации на тему: Как выращивают хлеб?
Игрушка комбайн. Разновидность хлебобулочных изделий.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи;
Довести до участников проекта важность данной проблемы;
Создать предметно - развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Подобрать материал для продуктивной деятельности. Составить перспективный план работы.
Основной этап: реализация проекта
Перспективное планирование Художественная литература и развитие речи Чтение сказок: «Петушок и два мышонка», рассказ К. Паустовского «Теплый хлеб», «Волшебное зернышко» Заучивание стихотворения;
В. Данько «Откуда хлеб пришел» Заучивание пословиц, поговорок:
«Хвала рукам, что пахнут хлебом»
«Что летом уродится, все зимой пригодится»
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»
«И обед не в обед, коли хлеба нет»
Познавательная деятельность:
«Откуда хлеб пришел?
«Как мы будем беречь хлеб»
Исследовательская деятельность
Опыт No 1:
Рассматривание и сравнивание зерен
(гречиха, пшеницы, рис)
Опыт No 2:
Рассмотреть муку и определить е свойства. Из чего делают хлеб (тесто).
Получение зернышка из колоска.
Продуктивная деятельность
Лепка из соленого теста –атрибуты к сюжетно –ролевой игре «Магазин» : «Баранки», «Сушки».
Аппликация- схема «Волшебное зернышко».
Театрализованная деятельность
Инсценирование сказки «Колосок»
Игровая деятельность
Сюжетно – ролевые игры: «Пекари», «Магазин»
Дидактические игры: «Угадай, что в мешочке», «Разложи по порядку», «Сложи колосок», «Чем пахнет магазин», «Угадай на вкус»
Словесная игра: «Узнай по описанию», «Назови разные блюда из круп», «Вершки и корешки»
Хороводные игры: «Каравай», «Урожай у нас хорош».
Методическая разработка : «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ?»
Задачи: дать детям представление о процессе выращивания изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии; развивать умение составлять рассказ с помощью схемы -модели; формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города; воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей, водителей и др.,
бережное отношение к хлебу.
1. Беседа.
Игровой сюрпризный момент.
В группу приходит посылка, в которой находятся хлебобулочные изделия. Для того чтобы узнать, что находится в посылке, необходимо отгадать.
Воспитатель: что вы сегодня ели на завтрак? А вчера? А что было на обед?
Ребята, меню вс время меняется, а какой продукт постоянно на
столе и утром и вечером? Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Посмотрите в посылке лежит хлеб.
Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
Давайте с вами подумаем и назов м много слов, каким бывает хлеб?
Ответы детей: Вкусный,
мягкий, ч рствый, белый, горячий, свежий, ароматный,
аппетитный.
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб приш л?
Модель трех вопросов
Что знаю о хлебе? Что хочу узнать? Как узнать?
Ответы детей: «Хлеб продается в магазине»
«Как называются люди, которые выращивают Спросить у папы?»
Сережа: «Из зерен делают муку»
«Что надо, чтобы вырастить хлеб?»
Спросить у мамы
Костя: «Хлеб бывает белый и черный»
«Как готовится тесто?»
Спросить у бабушки
София: «Пшеница растет на поле»
«Как пекут хлеб?»
Спросить у родителей
Воспитатель:
А, как он в магазин попал, хотите, расскажу?
(Рассказ воспитателя сопровождается иллюстрациями)
Весной, когда снег растает на поля выходят трактора, которые пашут землю, чтобы она стала рыхлая, мягкая. Затем з рнышки хлеба сажают в землю. Рассмотрим.
Посмотрите, какие они маленькие, ж лтые, пузатые. Специальными машинами, сеялками зерно сеют по полю. Потом при т плом солнышке, летних дождях вырастают вот такие колоски.
Отгадайте загадку:
Вырос в поле дом, Ставни заколочены.
Полон дом зерном, Ходит дом ходуном
Стены позолочены, На стебле золото.
(Колос.)
В колосках зерно, не одно, а много. З рна собирают машины и отвозят на мельницу. Там з рна перемалывают в муку. А уже из муки в пекарне пекут хлеб.
Загадка:
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
(Хлеб.)
Воспитатель:
Сегодня мы с вами узнали, сколько людей выращивают хлеб и за-
ботятся о том, чтобы у нас с вами каждый день на столе был свежий хлеб. Хлеб –самое главное богатство нашей Родины. Недаром в народе говорят: «Хлеб всему голова».
2. Рассказ детей по схеме «Волшебное зернышко»
Воспитатель предлагает рассмотреть схему, которую сделали вместе: сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа воспитатель задает детям уточняющие и проблемные вопросы:
–
Кто сеет хлеб?
–
Труден ли труд хлебопашца?
–
Как получают муку?
Не гром грохочет, не пальба
Шумят, гудят грузовики,
Гремит грохочет молотьба.
Стучат на мельнице валки,
Гора зерна растет до неба.
Гора муки растет до неба.
Ты видишь, сколько будет хлеба?
Ты видишь, сколько будет хлеба?
Мне говорят, что спать пора,
Но не усну я до утра:
Мне поглядеть бы хоть немножко,
Как мама будет печь лепешки.
3. Анализ ситуаций «Как обращаться с хлебом».
Воспитатель описывает детям ситуации различного обращения с хлебом. Дети предлагают варианты их решения и приходят к выводу, хорошо или плохо поступил тот или иной человек.
4. Лепка из соленого теста «Сушки, крендельки».
Воспитатель предлагает детям слепить из соленого теста любые хлебобулочные изделия для игры «Магазин».
5. Этюд «Колоски»
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в колоски.
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много з рнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг)
Мукомол, мукомол ты нам з рна молол (круговые движения рук перед собой).
А теперь из муки вс, что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху)
Мишке –пышки, зайке –сайки (показывать рукамипышные булки).
Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).
Всех порадовали нас, веселимся и сейчас (хлопаем в ладоши)
6. Инсценировка сказки «Колосок».
Опыт No1. Мы рассматриваем муку.
Воспитатель:
Посмотрите, перед вами мука. Скажите мне какая она по цвету?
Ответы детей: Белая.
Воспитатель: Потрогайте е руками. Какая она на ощупь?
Ответы детей: Мягка, пушистая.
Воспитатель: Пересыпьте е из одной ладони в другую. Легко мука пересыпается?
Ответы детей
Воспитатель: Мука сухая, рассыпчатая. Разровняйте е пальчиками, а теперь сделайте из не горку. Теперь аккуратно очистите ваши руки от муки, затем вытрите их влажными салфетками. Посмотрите внимательно на таблицу и давайте все вместе назов м все свойства муки при е помощи (мнемотаблица). Мука белая по цвету, на ощупь мягкая, легко пересыпается –на рассыпчатая, мука сухая, л гкая. Из этой муки ребята, на пекарне, пекут хлеб, булки.
Опыт No2
Рассматривание колосков пшеницы и зерен, используя обследовательские действия: цвет, форма, величина, твердый, мягкий и др. Из колоска достаем зернышко.
Результат:
Родители вместе с детьми подбирали картинки и составляли рассказы о
хлебе.
Испекли настоящее печенье. Изделия из соленого теста для игры.
Дети больше узнали о ценности хлеба, важности труда хлебороба.