Алла Иваненко
Проект «Голубая гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 102 «Детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному направлению развития детей»
Проект
«Волшебный танец Гжели»
Сроки реализации: январь 2019г.
Паспорт проекта
Тип проекта : Краткосрочный, групповой, творческий.
Девиз проекта : «Гжель – зимняя сказка России».
Авторы проекта : Иваненко Алла Петровна
Публикация «Проект „Голубая гжель“» размещена в разделах
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители.
Возрастная категория: 6-7лет.
Структура проекта
Актуальность:
Сегодня, в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа. Также одним из способов подготовки ребенка к школе в интересной, ненавязчивой форме является декоративное рисование и декоративная лепка. Для успешного овладения письмом у ребенка должна быть развита мелкая моторика пальцев. Этому способствует декоративная лепка с ее мелкими деталями украшений. Тонкая работа при рисовании орнамента так же развивает мелкую моторику и улучшает координацию движения рук. Рисование тонких завитков, ровных и волнистых непрерывных линий, ровных штрихов при закрашивании – все это способствует укреплению мышц пальцев и формированию навыков, необходимых для письма.
Проблема: полная или недостаточная осведомленность дошкольников о русских традициях, орнаментов, узоров.
Цель: - формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.
Задачи:
1. Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель»;
2. Формировать умение различать особенности цвета, узора гжельской росписи.
3. Развивать умение составлять декоративные композиции, используя элементы гжельской росписи.
4. Воспитывать чувство гордости за творческое наследие своего народа.
Ожидаемые результаты. Научить выделять характерные особенности гжельского промысла (материал, цвет, форму). Уметь создавать декоративные композиции с элементами гжельской росписи. Сформировать интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию. Создать предпосылки к самостоятельной творческой деятельности.
Этапы проекта
I Подготовительный этап
1. Подбор дидактической и методической литературы об истории возникновения живописи и мастерах гжельской росписи.
2. Подбор аудио и видео материалов о народном промысле Гжель.
3. Анкетирование родителей с целью выявления степени осведомлённости о направлениях русской живописи.
4. Диагностическое исследование детей.
5. Составление плана работы по проекту, целью которого является вызвать интерес детей к народному искусству живописи предков.
II Основной этап
1) Работа с детьми
Образовательные: формировать умение различать особенности цвета, узора, материала и передавать это в работах.
Развивающие: развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, волнистые линии).
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
Социально – коммуникативное развитие: подвижная игра «Чудо-птица»; дидактическая игра «Собери узор».
Познавательное развитие: беседы на тему «Гжель – город мастеров», «Что такое творческое наследие?»; непрерывная образовательная деятельность «Голубая сказка Гжели».
Речевое развитие:
чтение художественной литературы о мастерах и направлениях русской живописи; разучивание стихов о Гжели; заучивание слов песни «Гжель», знакомство с творчеством композитора Ю. Синявского.
Художественно – эстетическое развитие:
рисование на тему «Голубая Гжель»; аппликация на тему «Сказочный цветок»,, разучивание песни «Гжель» муз. У. Гнездиловой, слушание песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
Просмотр презентации «Голубая Гжель» и мультфильма «
2) Работа с родителями
Выставка совместных работ родителей и детей на тему «Наша Гжель родная…»
III Заключительный этап
1) Продукт проекта : изготовление альбомов «Мы рисуем Гжель»; поделки «Посуда в стиле Гжель»
Литература:
1. Веракса, Н. Е. Комарова, Т. С. Васильева, М. А. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. М. :Мозаика-Синтез,2011.-336с.
2. Мишакова,В. Родное подмосковье [ Текст] В. Мишакова // Ребенок в детском саду. СПб. : 2003№5.- с63.
3. Боброва, М. А Небесная лазурь: [ Текст ] М. А Боброва// авторская сказка/
Дошкольное воспитание. СПб. :2006.№ 2.- с20.
Наглядно - дидактический материал
4. Вохринцева, С. Н. Гжель : познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н. Вохринцева/-Е. :Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.
5. Лыкова, И. А. Небесная гжель : альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова. -М. :Издательский дом Карапуз,2008.-10с.
6. Чижкова, Т. Н. Дорофеева, А. Н, Гжель : наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т. Н Чижкова, Т. Н. А. Н. Дорофеева. -М. Мозаика-Синтез, 2003.-10с.
Музыкальный материал
7. Буренина, А. И. Ритмическая пластика для дошкольников: учебно-методическое музыкальное пособие// Красный сарафан – оркестр П. Мориа. - СПб. : ЛОИРО 2002.
8. Зарецкая, Н. В Роот, З. Я Гжель// Праздники в детском саду: праздники, песни, танцы// М. :Айрис-пресс,2006.-152с.
9. Кузьмичева, М. К Лазури хоровод: //авторская песня с движениями.
10. Музыка и аранжировка В. Андреева, исп. Фолькгруппа русского национального театра «Гжель – весна»/ авторская постановка хореографической зарисовки У. Гнездиловой.
11. Лебедушка, Прялица, Сударушка // русские лирические мелодии в исполнении оркестра народных инструментов им. Н. Осипова// аудио запись М. : Издательство детских образовательных программ. - весть –ТДА,2005.
12. Чичков, Ю. М. Синявский, П Незабудковая гжель : сборник Ромашковая Русь: песни для детей и юношества. - М. : Издательство Советский композитор,1990.- с74-77.