Ольга Гаврилова
Проект «География в детском саду-путь познания окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
b]Введение[/b]
В наши дни, когда мир на грани экологической катастрофы, экологическое восприятие, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы в изучении окружающего мира должны даваться нами — дошкольными работниками.
Публикация «Проект „География в детском саду-путь познания окружающего мира“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Изучаю научно-методическую литературу и ресурсы интернета пришла к мысли, что изучение окружающего мира можно ввести через предмета «география». Но так как этот предмет не введен в программу ДОУ. В связи с этим существует потребность в разработке темы, совершенствовании организации, структуры, содержания и форм ведения географии в детском саду. Мною был разработан проект: «География в детском саду - путь познания окружающего мира». Данный проект направлен на формирование целостной картинки окружающего мира. Содержание проекта раскрывает средства и формы исследовательской деятельности детей, с учетом их возможностей и интересов, которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира.
Основная часть
Выбор темы «География в детском саду - путь познания окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости поставленной задачи в этом проекте. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказывать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой.
В своем проекте «География в детском саду - путь познания окружающего мира» я применила новый методический подход к организации поисково-исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования. Главное достоинство данного проекта в том, что он дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют совместные действия: изучают окружающий мир, учатся беречь и любить природу.
Цель проекта: создание условий для развития элементарных естественно-научных представлений о земле, природе; развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Задачи:
1. развивать у детей представления о единстве окружающего мира и самого себя;
2. развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними, в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
3. расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
4. поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность;
5. воспитать любовь к природе, умение воспринимать ее красоту.
Этапы осуществления проекта:
1 этап — подготовительный
Задачи этапа:
• изучение научно-методической литературы;
• разработка проекта;
• анкетирование детей и родителей.
Ожидаемые результаты: разработка проекта «География в детском саду - путь познания окружающего мира».
2 этап — практический
Задачи этапа:
• внедрение проекта в группу детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности;
• экспериментальная проверка проекта.
Ожидаемые результаты:
• внедрение проекта в систему дополнительного дошкольного образования;
• развитие любознательности, самостоятельности, творческих способностей у детей;
• овладение элементарными представлениями о географии;
• устойчивый интерес к познанию новых знаний, желание заниматься в кружке.
3 этап — обобщающий
Задачи этапа:
• обработка данных, описание результатов деятельности;
• соотнесение результатов с целями;
• выявление степени удовлетворенности обучающихся, их родителей содержанием, организацией и результатами дополнительного дошкольного образования;
• подготовка аналитического отчета по результатам, методических рекомендаций.
Достижение цели и решение задач проекта обеспечивается путем реализации системы мероприятий, сгруппированных по ключевым направлениям деятельности, которые становятся основой для введения предмета «география» в систему дополнительного дошкольного образования. Активное участие в проекте «География в детском саду - путь познания окружающего мира» предполагает занятия в кружковой деятельности.
Форма занятия: кружковая работа.
Длительность проекта: 1 год.
Время проведения: 1 раз в неделю
Длительность занятия: 25 мин.
Базовые средства: беседы, опыты, эксперименты, игры, опорные карточки, календарь природы, карты «Физическая карта Мира», контурная карта мира, глобус.
Структура занятия:
- ставить проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблему;
- анализировать объект и явления;
- выдвигать гипотезы;
- осуществлять эксперимент;
- делать выводы.
Заключение
Мною, построенные занятия по принципу развивающего обучения и направлены на развитие личности, формирование умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, через экспериментирование. Одной из задач проекта была заложить основы нравственного отношения детей к природе.
По окончанию учебного года ожидаемые результаты от данного проекта оправдались:
• Сформировались у детей элементарные естественно-научных представления о Земле;
• Повысился интерес к природе и к бережному отношению к ней;
• Дети пользуются специальной терминологией, пополнился словарный запас многими понятиями;
• Повысился рост уровня любознательности, наблюдательности;
• Дети самостоятельно делают выводы и выдвигают гипотезы;
• Улучшился психологический климат в группе;
• Произошло изменение отношения «Дети – Родители», «Родители - Воспитатели» (улучшилось взаимопонимание, уважение, умение видеть в детях любознательную, творческую личность).
Приложение
Программа проекта
«География в детском саду - путь познания окружающего мира»
№ п/п Разделы, темы Практические работы
Подготовительный этап
Август
• изучение научно-методической литературы;
• разработка программы проекта «География в детском саду -путь познания окружающего мира».
Проект «География в детском саду -путь познания окружающего мира».
Практический этап
1-2 неделя Сентября
• опрос родителей и беседа с детьми о необходимости введения географии в дополнительную дошкольную подготовку.
Анализ полученных результатов исследования.
1. Сентябрь, Октябрь.
Мир вокруг нас.
- Плакат «Солнечная система».
- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 3).
- Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Зачем Меркурию лен?» (о планетах Солнечной системы). (с. 4)
2. Изучение природы человеком. Естественные науки. - Знакомство с оборудованием для научных исследований (микроскоп, лупа, фонарь).
3. Планета Земля. - Плакат внутреннего строения Земли.
- Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «День и ночь» (с. 3)
4 Что у нас над головой? - Лепка коллективная работа моделей Солнца, Луны и звезд.
5 Что у нас под ногами? - Опыт «Камушки под лупой»
(гранит, известняк, кремень)
6 Мини досуг «Кладоискатели» - Закрепление знаний о природных ископаемых.
- Работа с родителями «Изготовление поделок из природного материала».
7 Сюжетно – ролевая игра: “Научная лаборатория”. - Закрепление полученных знаний;
- Приобретение навыков действий в экстремальной деятельности;
- Формировать творческие способности.
8. Ноябрь
Глобус. - Лепка модели Земли
9. Карта. - Работа с контурной картой,
- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 5)
10 Стороны горизонта. - Прогулка с компасом, «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 7).
11 Времена года. - Плакат «Времена года».
- Работа с дидактическим материалом.
- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс (с. 6)
- Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Подарок Земли» (про времена года). (с. 7)
12. Декабрь
Многообразие явлений природы. Извержения вулканов.
Опыт «Извержение вулкана».
- Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Самые высокие?» (про горы). (с. 12)
- Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Дружба ничего не боится» (о вулканах). (с. 13)
13. Землетрясения. Эксперимент «Землетрясение».
-Чтение:«География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Гора» (склон, вершина, пик, подошва). (с. 14)
14. Гром и молния. Опыт «Как получается электричество».
15. Листопад. -Эксперимент «Листопад».
-Работа с родителями «Осенний букет».
16. Январь, Февраль
Суша планеты. Материки.
-Глобус.
-карта полушарий.
-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 7)
17.
Тепловые пояса.
- Опыт с настольной лампой.
-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 10, 11)
18. Почва «Земля матушка» - Опыт «Свойства почвы».
19. Огород на подоконнике. - Эксперимент (цель: вырасти овощи на подоконнике).
20. Воды суши. Реки, озера, моря. -Карта полушарий.
-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 8, 16, 18)
21. Вода. «Весёлая капелька.» Опыт «Свойства воды».
22. Вода. «Кто пьет воду?» Опыт «Живое и неживое».
23. Март
Планета Земля как среда обитания живых организмов.
- Дид. игра «Разнообразные животные».
- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 12, 13, 20 «Живая природа»)
-Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Самые опасные» (про обитателей Амазонии: крокодиле, анаконде, пираньях). (с. 17)
24. Разнообразие материков.
- Глобус.
- Карта полушарий.
- Контурная карта полушарий.
- Чтение: «География для малышей» Светланы Белокурова-Видерхольд «Счастливые земляне» (о расах и национальностях». (с. 22)
25. Апрель -Май
Я живу в России.
- Презентация «Особенности России».
-«Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 23)
26.
Мой дом Кузбасс.
- Достопримечательности Кузбасса (работа с наглядным материалом).
- «Занимательное пособие по географии для дошкольников» - И. В. Старжинская, 2006. изд. Юнепресс. (с. 25)
27. Моя малая Родина — Топки.
- Знакомство с достопримечательностями г. Топки.
- Экскурсия по г. Топки.
28. Итоговая работа. Я и моя семья в жизни города. - Совместная работа с родителям
«Семейный альбом».
29. Обобщающий этап
3-4 неделя Мая
• оценка эффективности реализации проекта «География в детском саду -путь познания окружающего мира»;
• анализ удовлетворенности потребностей дошкольников в изучении географии посредством анкетирования. Отчет-анализ.
Родительское собрание по итогам реализации проекта «География в детском саду - путь познания окружающего мира