Иванова Наталья Олеговна
Проект «Фрукты» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Группе кратковременного пребывания
Разработчик: Иванова Наталья Олеговна.
Паспорт проекта:
Вид проекта - Краткосрочный. Информационно-практико-ориентированный.
Цель проекта - Формировать у детей представление о фруктовых культурах.
Задачи проекта
1. Развивать речь и расширять словарный запас по данной теме. Познакомить с обобщающим понятием «Фрукты».
2. Формировать представление о фруктах, учить различать их по форме, цвету, вкусу.
Публикация «Проект „Фрукты“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Проекты
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
3. Формировать представление о том, что фрукты растут на деревьях, закреплять умение отличать фрукты от овощей.
4. Учить рассматривать сюжетные картины, отвечать на вопросы по их содержанию.
5. Развивать творческие способности через изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация).
6. Развивать память, внимание через разучивание стихов.
7. Сплочение детского коллектива и снятие эмоционального напряжения посредством совместной деятельности воспитателя и воспитанников.
Сроки реализации проекта - С 22.10.18 по 29.10.18
Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный :
Выявление уровня знаний детей о фруктах, постановка целей и задач проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Определение участников проекта.
Сотрудничество с родителями.
Подготовка дидактического материала.
Второй этап – основной:
Проведение мероприятий согласно плану.
Третий этап – заключительный:
Анализ и классификация собранного материала.
Оформление выставки "Веселые витаминки"
Участники проекта - Дети, воспитатель, родители.
Ожидаемые результаты:
Дети узнают и называют фрукты, различают их цвет, форму, вкус.
Умеют обобщать и использовать в активном словарном запасе понятие «фрукты».
Отличают овощи от фруктов.
Актуальность проблемы.
В ходе игр выяснилось, что дети путают овощи и фрукты, неверно называют их цвет, форму. Не все фрукты могут назвать и показать, путают фрукты, похожие по форме, цвету. Затруднятся обобщать и использовать в речи понятие «Фрукты».
Этапы работы над проектом
Первый этап – подготовительный:
Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
Поиск различных средств достижения целей. Подготовка дидактического материала.
Второй этап – основной:
Понедельник (22.10.2018) (Приложение 1)
1. Развитие речи.
2. Физминутка «Компот».
3. Игра с ширмой «Какой это фрукт».
Вторник (23.10.18) (Приложение 2)
1. Рисование.
2. Изучение яблок и груш (сравнение по вкусу, цвету, форме)
3. Игра с развивающей доской «Фрукты»
Среда (24.10.18) (Приложение 3)
1. Познание. Дидактическая игра «Салат» и «Компот»
2. Изучение банана и лимона.
3. Малоподвижная игра «Что где растет».
4. Раскрашивание.
Четверг (25.10.18) (Приложение 4)
1. Развитие речи.
2. Малоподвижная игра «Съедобное/несъедобное»
3. Лепка.
4. Изучение винограда.
Пятница (26.10.18) (Приложение 5)
1. Сюжетно-ролевая игра "Мама пришла из магазина".
2. Игра «Угадай фрукт на вкус».
2. Аппликация.
Третий этап – заключительный (29.10.18) – Приложение 6:
Презентация «Мой любимый фрукт», оформление выставки.
Приложение 1
1. Развитие речи.
Задачи:
1) Познакомить детей с фруктовыми культурами.
2) Учить узнавать фрукты по внешнему виду, цвету, форме.
3) Развивать и активизировать словарный запас по данной теме.
Оборудование: игрушечный грузовик, настоящие фрукты (яблоко, банан, лимон, груша, поднос, тканевая салфетка.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский приехал грузовик и привез фрукты. (показывает грузовик, кузов накрыт салфеткой). Как вы думаете, какие фрукты привез грузовик? (Дети отвечают.).
Выслушав ответы детей, воспитатель снимает салфетку с кузова грузовика. Берет по одному фрукту, вместе с детьми определяет его название, цвет, форму, дает детям его потрогать/подержать, складывает все на поднос на столе. В конце вместе с детьми подводит итог, какие фрукты грузовик привез в детский сад. Как это все называется одним словом.
2. Физминутка:
Задачи:
1) закрепить знание детей названий фруктов;
2) Развитие мелкой моторики.
3) Снятие эмоционального напряжения.
4) Вызывать желание договаривать за воспитателем строки стихотворения.
5) Развивать внимание, память.
Будем мы варить компот!
Фруктов много нужно, вот!
Будем яблоки крошить,
Груши будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок!
Варим, варим мы компот!
Угостим честной народ.
3. Игра с ширмой «Угадай, что за фрукт».
Задачи:
1) Закреплять знания детей названий фруктов.
2) Учить разливать фрукты по форме на ощупь.
3) Сплочение детского коллектива, снятие эмоционального напряжения.
Оборудование: ширма с отверстиями для рук, настоящие фрукты (груша, яблоко, банан. Лимон).
Воспитатель предлагает детям поиграть. На столе стоит ширма, за ширмой спрятаны фрукты. Воспитатель предлагает детям вставить в отверстия в ширме руки и на ощупь угадать, какой фрукт там прячется.
Приложение 2.
1. Рисование.
2. Изучение яблок и груш (сравнение по вкусу, цвету, форме)
3. Игра с развивающей доской «Фрукты»
1. Рисование «Яблочки на дереве».
Задачи:
1) Закреплять умение использовать обобщающее понятие «фрукты».
2) Учить различать фрукты по внешнему виду.
3) Формировать представление о том, что фрукты растут на деревьях.
4)Вызывать интерес и желание к рисованию красками.
5) Учить правильно держать кисть, смачивать ее в воде, вытирать лишнюю влагу о салфетку, набирать немного краски на кисть, рисовать предметы округлой формы. Рисовать аккуратно, не выходя за контуры силуэта.
Оборудование: картина двух деревьев с кармашками, карточки: яблоки, груши, игрушки (по количеству кармашков на деревьях; гуашь красного цвета, кисточки, вода, салфетки, листы А5 с силуэтом деревьев и яблок.
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Мишка нарисовал картину. Что нарисовал Мишка? Что Мишка нарисовал на деревьях? (дети: - Яблоки, груши, машинка, домик, огурец, помидор.). Что Мишка нарисовал неправильно? Что не растет на дереве? (дети отвечают). Правильно, ребята, на дереве не растут игрушки и овощи. На дереве растут фрукты. Какие фрукты растут на дереве? (дети отвечают: «яблоки, груши». Воспитатель убирает из кармашков на деревьях игрушки, овощи и вставляет на их места яблоки и груши). Где растут фрукты? (- на дереве). Давайте вместе с Мишкой нарисуем новые картинки, чтобы он не расстраивался.
Воспитатель показывает приемы рисования яблок. Обращает внимание на то, что закрашивать красной краской мы будем только яблочки, а не все дерево, что закрашивать нужно аккуратно, не выходить за контуры силуэтов яблочек. В конце Мишка задает детям вопросы: «Что ты нарисовал? Какого цвета яблочки ты рисовала? Где растут твои яблочки? Что растет на твоем дереве». Мишка хвалит детей, играет с ними в игру «Мишка косолапый».
2. Изучение яблок и груш.
Задачи:
1) Закреплять знание фруктов «Яблоко» и «Груша».
2) Развитие познавательного интереса.
3) Учить сравнивать фрукты по вкусу. Ввести понятия, «сладкий», «сочный», «хрустит».
Оборудование: заранее подготовленные тарелочки с нарезанными кусочками яблок и груш, салфетки.
Ход: Воспитатель сообщает, что Мишке очень понравилось играть с ребятами и он решил угостить их фруктами. Раздает кусочки яблока, просит детей назвать, какой это фрукт, уточняет совместно с детьми, что яблоко круглое, красное, хрустит, когда жуешь, сладкое, сочное.
После — раздает кусочки груши, просит назвать детей, какой это фрукт, уточняет совместно с детьми, что груша круглая и немного вытянутая, желтая, сочная, сладкая.
В конце спрашивает, какими фруктами угощал Мишка, что больше понравилось — яблоко или груша.
3. Игра с развивающей доской «Фрукты».
Приложение 3
Оборудование: игрушка Мишка, муляжи фруктов и овощей, кастрюля и чашка, дидактический раздаточный материал (карточки с изображением кастрюли, чашки, фруктов и овощей, чашки с кусочками настоящих фруктов (лимон, банан).
1. Познание. Дидактическая игра «Салат» и «Компот».
Задачи:
1) Формировать словарь по данной теме.
2) Учить отличать овощи от фруктов.
3) Учить различать фрукты по внешнему виду.
4) Дать первичное представление о блюдах из фруктов и овощей.
Ход: Воспитатель сообщает детям, что Мишка собрался готовить обед: овощной салат и фруктовый компот. Но он запутался и перепутал все продукты. Предлагает детям помочь Мишке и в кастрюлю сложить фрукты для компота, а в чашку — овощи для салата. Выполнив задание дети совместно с воспитателем уточнят из каких фруктов и овощей Мишка будет готовить компот и салат.
После Воспитатель предлагает детям самим сварить компот и приготовить салат. Приглашает детей за столы и просит рядом с нарисованной картинкой кастрюли положить фрукты, а рядом с картинкой чашки — овощи. В процессе работы контролирует правильность выполнения задания, оказывает необходимую помощь. В конце задает уточняющие вопросы: - Алена, из каких фруктов ты варила компот? Семен, какие овощи ты положил в салат? Сева, что ты приготовил из фруктов? Даша, что ты приготовила из овощей.
2. Изучение банана и лимона.
Задачи:
1) Учить различать фрукты по форме, вкусу.
2) Формировать словарный запас по данной теме (учить давать определение: кислый, сладкий, мягкий, сочный, длинный, овальный).
Ход: Воспитатель сообщает, что Мишка очень рад, что ребята помогли ему приготовить салат и компот. И сегодня Мишка принес бананы и лимоны. Раздает кусочки банана, просит детей назвать, какой это фрукт, уточняет совместно с детьми, что банан длинный, желтый, мягкий, сладкий.
После предлагает попробовать лимон. Раздает кусочки лимона, просит детей назвать, какой это фрукт, уточняет совместно с детьми, что лимон желтый, круглый (овальный, кислый. Показывает, что в лимоне много сока (выжимает из половинки лимона сок). В конце задает уточняющие вопросы: Какими фруктами сегодня Мишка угощал ребят, просит описать банан, лимон; спрашивает у детей, что им понравилось больше — лимон или банан. После ответов ребята прощаются с Мишкой.
3. Малоподвижная игра «Что где растет».
Задачи:
1) Закреплять умение различать овощи и фрукты.
2) Закреплять знание о том, где растут овощи и фрукты.
3) Сплочение детского коллектива, снятие эмоционального напряжения, поднятие настроения.
Ход: С помощью иллюстраций воспитатель совместно с детьми уточняет, что фрукты растут на дереве — вверху (руки вверх, а овощи — в огороде — на земле (приседает). Предлагает детям поиграть: когда воспитатель называет фрукт — нужно всем показать, где он растет, то есть поднять руки вверх Когда воспитатель назовет овощ, то нужно показать, что он растет в огороде -сесть на корточки. Игра повторяется несколько раз.
4. Раскрашивание.
Задачи:
1) Закреплять знание фруктов, умение их различать по цвету, форме.
2) Учить правильно держать карандаш.
3) Учить аккуратно закрашивать контур, не выходя за границы.
Ход: Воспитатель предлагает детям занять место за столами. Раздает листы формата А5 с контурами фруктов. Спрашивает у детей, какие фрукты нарисованы на их листах, уточняет, какого цвета эти фрукты. Раздает детям цветные карандаши соответствующих цветов и просит раскрасить силуэты фруктов. В процессе работы следит на правильной посадкой, за правильным захватом карандаша, обращает внимание на то, что нужно раскрашивать аккуратно, не выходя за границы. В конце занятия уточняет, какие фрукты раскрашивали дети и каким цветом.
Приложение 4.
Оборудование: игрушка Ежик, иллюстрация «Сбор урожая яблок», настоящие яблоки красного и зеленого цвета, кусочки пластилина зеленого и красного цветов, картонные тарелочки по количеству детей.
1. Развитие речи.
Задачи:
1) Учить рассматривать сюжетную картину и отвечать на вопросы по содержанию.
2) Побуждать запоминать стихотворение и договаривать строки за воспитателем.
Ход: Воспитатель сообщает детям, что сегодня в гости к ним пришел Ежик. Зачитывает стихотворение:
Я у ежика в саду
Много фруктов наберу!
Тут и яблоки, и груши!
Очень я люблю их кушать.
Повторяет стихотворение несколько раз. Просит помочь рассказать стихотворение, договаривая строки всем вместе.
Далее сообщает, что Ежик принес картину. Предлагает детям ее рассмотреть, задает вопросы по содержанию: Что видят дети на картинке? Что делает мальчик? Что делает девочка? Где растут яблоки? Куда дети складывают яблоки? Какого цвета яблоки и т. д.
2. Малоподвижная игра «Съедобное/несъедобное».
Задачи:
1) Тренировать ловить мяч двумя руками.
2) Развивать внимание, умение анализировать без опоры на иллюстрацию.
3) Сплочение детского коллектива, снятие эмоционального напряжения.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что Ежик принес мячик и предлагает Ежика научить играть в игру «Съедобное/несъедобное». Сообщает правила игры: воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч и называет фрукт, овощ или игрушку. Если Воспитатель называет то, что можно кушать, то нужно поймать мяч и сказать: «Вкусно». Если воспитатель называет игрушку — то, что кушать нельзя, нужно поймать мяч и сказать: «Невкусно».
3. Лепка.
Задачи:
1) Развивать мелку моторику.
2) Учить раскатывать пластилин между двумя ладонями круговыми движениями, закреплять знание цветов «красный», «зеленый».
3) Развивать внимание, усидчивость, умение слушать инструкцию воспитателя и выполнять работу по образцу.
Ход:
Воспитатель предлагает подарить Ежику много яблочек. Приглашает детей за столы. Показывает настоящие яблоки красного и зеленого цветов, дает их потрогать, подержать в руках. Уточняет совместно с детьми их цвет, форму. Обращает внимание на то, что яблоко круглое. Далее предлагает слепить яблоки из пластилина. Показывает приемы лепки, оказывает необходимую помощь детям в процессе лепки. Готовые яблочки просит положить на тарелочки. В конце занятие Ежик хвалит детей, уточняет, что они слепили, какого цвета.
4. Изучение винограда.
Задачи:
1) Продолжать знакомить детей с фруктами, учить различать их по форме, цвету, вкусу. Активизировать словарь по данной теме.
Ход: На прощанье Ежик угощает детей виноградом. Дети пробуют виноград, отмечают, что он сочный, сладкий, круглый, фиолетовый. Благодарят Ежика и прощаются с ним.
Приложение 5
Оборудование: муляжи фруктов, сумка, ваза под «фрукты», шарфик, тарелочки с кусочками настоящих фруктов (лимон, яблоко, груша, банан, виноград). Листы картона формата А5 с нарисованной вазой, вырезанные из цветной бумаги силуэты фруктов (яблоко, груша, банан, клей, кисточки, салфетки.
1. Сюжетно-ролевая игра «Мама пришла из магазина».
Задачи:
1) Побуждать к СРИ.
2) Повторить название фруктов.
3) Развивать внимание, учить анализировать и разделять предметы на группы: фрукты, игрушки.
Ход: Воспитатель (в роли мамы) несет сумку с «продуктами». Сообщает, что «мама» вернулась с магазина и купила много продуктов. Обращает внимание детей на то, что сумка тяжелая, спрашивает, хотел ли кто-нибудь помочь «маме» нести сумку. Совместно с детьми разбирают сумку, выясняют, что «мама» купила в магазине: называют фрукты и игрушки, складывают все предметы на стол. Далее воспитатель просит детей отнести игрушки на место (на полку с игрушками, а фрукты «помыть» и положить в вазу. Хвалит детей за помощь.
2. «Угадай, какой это фрукт».
Задачи:
1) Снятие эмоционального напряжения, поднятие настроения.
2) Учить определять фрукты по вкусу.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру и проверить, хорошо ли они знают фрукты. Предлагает детям занять места на стульчиках, желающим завязывает глаза шарфиком, дает попробовать кусочек фрукта и просит угадать, какой это фрукт. В конце уточнять у детей, какие фрукты они сейчас угадывали, какой фрукт показался самым вкусным, какой — самым сладким, какой — самым кислым и т. д.
3. Аппликация
Задачи:
1) Развивать мелкую моторику.
2) Учить выбирать основу для аппликации, составлять композицию, развивать внимание, воображение, учить соотносить реальные предметы с их графическим изображением.
3) Учить аккуратно набирать кистью клей, наносить его на обратной стороне элемента аппликации, приклеивать его на основу аппликации.
4) Воспитывать аккуратность, усидчивость. Развивать умение слушать инструкции воспитателя и выполнять работу по образцу.
Ход: Воспитатель предлагает детям показать дома, какие фрукты они сегодня угадывали. Рассказывает технику выполнения аппликации, оказывает необходимую индивидуальную помощь. В конце задает детям вопросы: какие фрукты они сейчас приклеивали, какого цвета яблоко (груша, банан, какой самый любимы фрукт.
Приложение 6.
Презентация «Мой любимый фрукт», оформление выставки.
Задачи:
1. Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы.
2. Закрепить знание фруктов.
3. Снятие эмоционального напряжения и создание положительного настроя по отношению к д/с через совместное с родителями выполнение творческого домашнего задания.
Ход: Дети сидя на стульчиках. Воспитатель приглашает по одному ребенку, показывает всем творческую работу, задает вопросы по содержанию творческой работы (Что и кто изображены на картинке, какой самый любимы фрукт, какого он цвета и вкуса) .
Выводы:
В процессе реализации проекта ребята научились определять фрукты по внешнему виду, цвету и форме (яблоко, груша, банан, лимон, виноград). Не путают их с овощами, используют в активном словарном запасе обобщающее понятие «фрукты». Ребята имеют представление о том, где растут фрукты, умеют определять фрукты на вкус. В ходе игр малыши учились помогать гостям-игрушкам, учились сопереживать и находить решения в проблемных ситуациях.
Во время творческих занятий ребята учились рисовать, лепить и создавать композиции по данной теме.
В заключении дети впервые представляли в группе первую совместную с родителями творческую работу.