Лучший педагог года

Проект «Формирование экокультуры дошкольников через музыкально-театрализованные экологические сказки»

Марина Скараева
Проект «Формирование экокультуры дошкольников через музыкально-театрализованные экологические сказки»

В России появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. Именно в этот период складывается первое ощущение окружающего мира, происходит формирование и развитие экологической культуры детей, нравственных и духовных качеств.

Публикация «Проект „Формирование экокультуры дошкольников через музыкально-театрализованные экологические сказки“» размещена в разделах

Одним из средств воспитания дошкольников является природа. Общение с ней помогает вызвать у ребят добрые чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи и защите.

Экологическое воспитание – это новое направление в педагогике дошкольного образования и отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Такое отношение аккумулирует интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет духовно - нравственную позицию ребёнка.

Доктор педагогических наук и профессор Московского гуманитарного педагогического института Н. А. Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников - ". непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры. ".

В решении задач по данному вопросу очень важны средства экологического воспитания. К ним относятся – художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, игра и окружающая среда. Эти средства способствуют воспитанию положительного отношения к природному окружению, помогают узнать о том, что все живое вокруг нуждается в заботе и защите. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите окружающей среды. Полученные знания должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Народная культура, традиции, праздники, игры, а также сказки всегда отражали особенности восприятия природы и отношения к ней человека.

В настоящее время стало принято считать экологическими сказками давно нам знакомые сказки о природе, животных и растениях. Но наряду с такими сказками стали появляться новые, авторские, в которых сюжеты отображают настоящую экологическую действительность и помогают более глубоко раскрыть проблемы экокультуры и сформировать у детей определённые знания, умения и навыки в этой области. Экологические современные сказки интересны новизной сюжета. Благодаря им можно в доступной форме рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека. Дети любят необычных сказочных героев, для них они становятся родными и близкими, а значит, воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес.

Жестокое отношение к природе чаще всего бывает результатом нравственной невоспитанности, когда дети не могут понять животных и растений, когда не умеют сочувствовать, сопереживать, не способны ощутить чужую боль и прийти на помощь. В этом отношении и раскрывается исключительная роль экологических сказок. Знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, понять нравственную суть сказки. Экологическая информация становится доступной благодаря яркому содержанию.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе, умению видеть её красоту.

Учитывая важность и необходимость экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, целесообразно использовать самый интересный и привлекательный вид детской деятельности - музыкально - театрализованную деятельность, так как она является познавательной и занимательной, помогает соприкоснуться с природой на эмоциональном уровне.

Средством достижения данной темы является постановка музыкально-театрализованной экологической сказки. Важную роль в постановке играет предварительная работа, которая включает в себя:

- чтение сказки на экологическую тематику;

- обсуждение содержания и выявление нравственного аспекта литературного произведения, характеристики образов героев сказки и их поступков;

- подбор выразительных средств, характеризующих героев сказки через интонацию, мимику, движения и жесты. ;

- использование музыкальных этюдов и упражнений для более глубокой работы над образом:

- проявление творческих способностей в передаче образа персонажа сказки;

- обыгрывание отдельных сцен театрализации;

Итогом проведённой предварительной работы является постановка музыкально-театрализованной экологической сказки.

Активное и эмоциональное проживание в образах героев позволяет детям реализовать свои добрые чувства, учит делать нравственный выбор. Перевоплощаясь в сказочных персонажей, ребята получают знания о взаимоотношениях между людьми, учатся разрешать сложные ситуации.

Т. о. театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

Участвуя в театрализациях, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений, позволяет закреплять и расширять у детей знания об окружающем мире, формировать понятия о единстве человека и природы. Дети играют, танцуют, поют, размышляют и задумываются, проявляют свои творческие способности.

Поэтому я считаю, что экологическое воспитание - очень важная задача в наше время. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. И в будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки не только в нашей стране, но и во всём мире.

В нашем дошкольном учреждение театрализованная деятельность является приоритетным направлением. А сочетание её с экологией и музыкой создаёт инновационное направление в дошкольным образовании по формированию у детей экокультуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Мы уже неоднократно обращались к теме экологической музыкально-театрализованной сказки и видим положительный результат такого вида образовательной деятельности. Поэтому активно внедряются в практику новые методы и формы работы по данному направлению. Мы охотно делимся своим опытом и наработками по данной теме с другими педагогами и дошкольными учреждениями через городские семинары и методические объединения.

Закончить доклад хочу словами В. А. Сухомлинского, который сказал :

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

teatr_41jip.pptx | 22068,79 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование патриотического воспитания младших дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» Формирование патриотического воспитания дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» От прошлых дней – до вечности – И.

Формирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. ВолгоградФормирование у детей-дошкольников нравственно-патриотических качеств через знакомство детей с городами-героями. Волгоград В этом году исполнилось 75 лет Победы советских воинов в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками. Поэтому, мы должны уделять.

Фотоотчёт летнего музыкально-развлекательного квеста по народным сказкам для дошкольников «В гостях у сказки»Фотоотчёт летнего музыкально-развлекательного квеста по народным сказкам для дошкольников «В гостях у сказки» Летний музыкально - развлекательный квест по народным сказкам для дошкольников "В гостях у сказки" В рамках недели "Волшебная страна сказок".

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма»Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Сценарий музыкально-литературной гостиной «Сказки А. С. Пушкина» для всех дошкольников ДОУСценарий музыкально-литературной гостиной «Сказки А. С. Пушкина» для всех дошкольников ДОУ 06 июня 2020 года отмечается День рождения великого русского поэта А. С. Пушкина. 03 июня 2020 года в МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование экокультуры дошкольников через музыкально-театрализованные экологические сказки»
Опубликовано: 21 октября 2021 в 08:58
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование экокультуры дошкольников через музыкально-театрализованные экологические сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Скараева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД