Марина Скараева
Проект «Формирование экокультуры дошкольников через музыкально-театрализованные экологические сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
В России появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. Именно в этот период складывается первое ощущение окружающего мира, происходит формирование и развитие экологической культуры детей, нравственных и духовных качеств.
Публикация «Проект „Формирование экокультуры дошкольников через музыкально-театрализованные экологические сказки“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одним из средств воспитания дошкольников является природа. Общение с ней помогает вызвать у ребят добрые чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи и защите.
Экологическое воспитание – это новое направление в педагогике дошкольного образования и отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Такое отношение аккумулирует интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет духовно - нравственную позицию ребёнка.
Доктор педагогических наук и профессор Московского гуманитарного педагогического института Н. А. Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников - ". непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры. ".
В решении задач по данному вопросу очень важны средства экологического воспитания. К ним относятся – художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, игра и окружающая среда. Эти средства способствуют воспитанию положительного отношения к природному окружению, помогают узнать о том, что все живое вокруг нуждается в заботе и защите. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите окружающей среды. Полученные знания должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.
Народная культура, традиции, праздники, игры, а также сказки всегда отражали особенности восприятия природы и отношения к ней человека.
В настоящее время стало принято считать экологическими сказками давно нам знакомые сказки о природе, животных и растениях. Но наряду с такими сказками стали появляться новые, авторские, в которых сюжеты отображают настоящую экологическую действительность и помогают более глубоко раскрыть проблемы экокультуры и сформировать у детей определённые знания, умения и навыки в этой области. Экологические современные сказки интересны новизной сюжета. Благодаря им можно в доступной форме рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека. Дети любят необычных сказочных героев, для них они становятся родными и близкими, а значит, воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес.
Жестокое отношение к природе чаще всего бывает результатом нравственной невоспитанности, когда дети не могут понять животных и растений, когда не умеют сочувствовать, сопереживать, не способны ощутить чужую боль и прийти на помощь. В этом отношении и раскрывается исключительная роль экологических сказок. Знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, понять нравственную суть сказки. Экологическая информация становится доступной благодаря яркому содержанию.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе, умению видеть её красоту.
Учитывая важность и необходимость экологического воспитания детей в дошкольном учреждении, целесообразно использовать самый интересный и привлекательный вид детской деятельности - музыкально - театрализованную деятельность, так как она является познавательной и занимательной, помогает соприкоснуться с природой на эмоциональном уровне.
Средством достижения данной темы является постановка музыкально-театрализованной экологической сказки. Важную роль в постановке играет предварительная работа, которая включает в себя:
- чтение сказки на экологическую тематику;
- обсуждение содержания и выявление нравственного аспекта литературного произведения, характеристики образов героев сказки и их поступков;
- подбор выразительных средств, характеризующих героев сказки через интонацию, мимику, движения и жесты. ;
- использование музыкальных этюдов и упражнений для более глубокой работы над образом:
- проявление творческих способностей в передаче образа персонажа сказки;
- обыгрывание отдельных сцен театрализации;
Итогом проведённой предварительной работы является постановка музыкально-театрализованной экологической сказки.
Активное и эмоциональное проживание в образах героев позволяет детям реализовать свои добрые чувства, учит делать нравственный выбор. Перевоплощаясь в сказочных персонажей, ребята получают знания о взаимоотношениях между людьми, учатся разрешать сложные ситуации.
Т. о. театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.
Участвуя в театрализациях, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений, позволяет закреплять и расширять у детей знания об окружающем мире, формировать понятия о единстве человека и природы. Дети играют, танцуют, поют, размышляют и задумываются, проявляют свои творческие способности.
Поэтому я считаю, что экологическое воспитание - очень важная задача в наше время. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. И в будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки не только в нашей стране, но и во всём мире.
В нашем дошкольном учреждение театрализованная деятельность является приоритетным направлением. А сочетание её с экологией и музыкой создаёт инновационное направление в дошкольным образовании по формированию у детей экокультуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Мы уже неоднократно обращались к теме экологической музыкально-театрализованной сказки и видим положительный результат такого вида образовательной деятельности. Поэтому активно внедряются в практику новые методы и формы работы по данному направлению. Мы охотно делимся своим опытом и наработками по данной теме с другими педагогами и дошкольными учреждениями через городские семинары и методические объединения.
Закончить доклад хочу словами В. А. Сухомлинского, который сказал :
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Спасибо за внимание!