Татьяна Чернова
Проект «Формирование связной речи у дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Формирование связной речи у дошкольников с ОНР»
Актуальность проекта
За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, словарный запас беден. Особенно это хорошо прослеживается у детей с ОНР.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Публикация «Проект „Формирование связной речи у дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
70 % детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.
В основу формирования правильной устной речи детей с ОНР положена такая единица речи, как предложение, с учетом закономерностей его синтетического и аналитического развития.
Связь слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи. Поэтому построение грамматически оформленных предложений - кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии.
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослыми. В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.
Отсюда следует, что проблема нарушения связной речи у детей с ОНР очень актуальна.
Проблема проекта
Речевой опыт наших детей весьма ограничен, языковые средства, которыми пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у детей с ОНР оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Связная речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствует, либо развивается с большими отставанием.
Особенности связной речи у детей с ОНР:
• Ограниченность словарного запаса;
• Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов;
• Нарушение связности и последовательности рассказа;
• Нарушение логической последовательности изложения;
• Заметная фрагментарность изложения, недостатки в грамматическом оформлении предложений;
• Смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии.
Цель проекта
• Повышение уровня сформированности связной речи у детей с ОНР.
• Формирование умений детей точно, связно, последовательно и грамматически правильно пересказывать сказки, рассказы, опираясь на модели;
• Развитие связного высказывания при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок, событиях из своей жизни, составлении рассказа на свободную тему с элементами творчества;
• Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;
• Формирование психических процессов (различных видов памяти, мышления, внимания);
• Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.
Задачи проекта
1. Научить слушать с интересом художественное произведение; понимать тему прочитанного взрослым произведения; подбирать слова к высказыванию; фантазировать.
2. Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность всех участников образовательных отношений в условиях детского сада и семьи.
3. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными видами художественной литературы, развивающими играми, методическими пособиями.
4. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения речевой активности ребенка.
5. Формировать у детей умение сотрудничать с взрослым и друг с другом.
Ожидаемые результаты проекта
- развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей;
- формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;
- формирование умений адекватно передавать в речи, изображенные на картинках простые действия;
- усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др., необходимых для составления речевых высказываний;
- практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений. Формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью, - умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания (правильно ли определен субъект и объект действия, названо ли выполняемое действие, отражено ли то или иное качество предмета и т. д.).
Сроки разработки и реализации проекта
Долгосрочный (1 год)
Ресурсы проекта
Участники проекта:
• администрация ДОУ (Проведение семинаров, педсоветов, приобретение методических пособий и оборудования,
• воспитатели (Составление программы, планов, подбор литературы,
• учитель-логопед (Составление программы, планов, подбор литературы,
• родители (Чтение художественной литературы, контроль за речью,
• дети 6-7 лет (Выполняют намеченные мероприятия,
• педагог-психолог (Подбор дидактических игр, тестов, анкет,
• музыкальный руководитель (Составление планов, сценариев, контроль за речью детей,
• инструктор ФИЗО (Составление планов, подбор физкультминуток, контроль за речью детей,
• партнеры взаимодействия – библиотека, музей.
Форма проведения: занятия, самостоятельная деятельность детей, работа с педагогами, родителями.
Планирование проекта
1. Подготовительный поисково-теоретический этап (сентябрь-октябрь)
Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, диагностика, анкетирование родителей, разработка комплексного плана и практических материалов. Приобретение методических пособий, оборудования.
2. Основной этап (октябрь - апрель)
Поиск эффективных форм работы с детьми.
Разработка конспектов НОД и их проведение. Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой). Реализация комплексного плана взаимодействия со специалистами, родителями, партнерами.
3. Заключительный этап (май)
Выявление показателей достижений в работе с детьми
Диагностика детей, тестирование родителей.
Выявление результативности работы.
Практическая часть проекта
План реализации проекта
Сентябрь
I
Беседа «Играйте вместе с детьми – это улучшает взаимоотношения»
Буклет «Веселые игры со звуками»
II
Консультация «Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка».
III
Экскурсия в музей.
Рассматривание экспонатов. «Музей. Что мне запомнилось больше всего» — выставка рисунков.
IV
Составление рассказа из личного опыта по теме «Осень».
Экскурсия в парк. Рассматривание осенних листьев разных деревьев и кустарников. «Осенний букет» — выставка работ из осенних листьев для украшения группы
Разучивание стихотворений об осени: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало.», Е. Трутнева «Осень»,
Памятки для родителей «Наблюдения в природе».
Октябрь
I
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь».
«Кулинарный поединок»: приготовление вместе с ребенком блюда из овощей и показ фотографии на выставке.
II
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка».
Подбор и заучивание загадок об овощах и фруктах.
Рассматривание с ребенком натуральных овощей и фруктов, вспомнить их названия, отличительные особенности, рассказать, как и где они растут.
III
Составление описательного рассказа о бытовой технике с опорой на схему.
Экскурсия в магазин бытовой техники. Посмотреть, какие бывают бытовые приборы дома, для чего и как они используются.
Подготовка загадки-описания бытового прибора.
IV
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему.
Насекомые из бумаги для выставки с презентацией.
Рассказ-рассуждение «Насекомые: польза или вред?».
Рассматривание насекомых во время прогулок, поиск их названий в энциклопедиях.
Рекомендации для чтения дома (В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», А. Саркесов «Бабочка, давай дружить!»).
V
Пересказ рассказа Соколова – Микитова «Улетают журавли».
Изготовление страницы для альбома «Перелетные и водоплавающие птицы» с презентацией своей работы.
Рекомендации для чтения дома Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
Ноябрь
I
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы».
Показать ребенку съедобные и несъедобные грибы. Рассказ о том, что их можно варить, жарить, солить, мариновать.
Подбор и заучивание загадок о грибах
Рекомендации для чтения дома (Я. Тайц «По грибы», В. Катаев «Грибы», «Дудочка и кувшинчик»).
II
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии картин.
Наблюдение за домашними животными.
Фото вернисаж «Мои любимцы».
Рекомендации для чтения дома: К. Ушинский «Слепая лошадь», Я. И В. Гримм «Бременские музыканты». Подбор и заучивание загадок о домашних животных.
III
Составление описательного рассказа «Одежда» по схеме.
Дидактическая игра «Ателье».
Экскурсия в магазин одежды.
Рекомендации для чтения дома: С. Крупина «Дизайнер». Н. Смирнова «Как ткани ткут и нити прядут», Б. Заходер «Портниха».
IV
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
Рассматривание энциклопедии с иллюстрациями диких животных наших лесов.
Рекомендации для чтения дома (Н. Рубцов «Про зайца», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Мед-ведко», Г. Скребицкий «Всяк по-своему», Н. Сладков «Осень на пороге»).
Декабрь
I
Составление рассказа «Кормушка».
Наблюдение за птицами на кормушке: какие птицы прилетают, какой корм любят.
Изготовление страницы для альбома «Зимующие птицы» с рассказом из личного опыта.
Изготовление кормушек. Прогулка в парке «Зимние изменения в природе»
II
Составление творческого рассказа «Откуда к нам пришла мебель».
Экскурсия в мебельный магазин. Рассматривание предметов мебели дома, беседа об их назначении.
Памятка «Как составить рассказ»
Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»
III
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» с использованием плоскостного театра.
Экспонаты посуды народных мастеров для выставки и их презентация.
Посещение магазина посуды: обратить внимание на предметы кухонной посуды (название, назначение, материал).
Помощь родителям в сервировке стола к ужину.
IV
Составление рассказа «Как Маша украшала ёлку» по серии картин.
Разучивание стихов к Новогоднему празднику.
Написание письма Деду Морозу
Рассматривание дома новогодней елки и составление рассказа о ней.
Январь
II
Пересказ рассказа «Паровозик».
Экскурсия к перекрестку, наблюдение за работой светофора.
Наблюдение за транспортом, соблюдение ПДД по дороге домой.
Рекомендации для чтения дома: Н. Носов «Автомобиль», «Метро».
III
Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно».
«Профессии: продавец, шофер, врач». Экскурсия в магазин.
Фото родителей с рассказом об их профессии для оформления выставки.
Рекомендации для чтения дома (Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Михалков «А что у вас?», П. Мулин «У нас рабочая семья», Ю. Тувим «Все для всех»).
Консультация для родителей «Ребенок и книга».
IV
Составление рассказа «Человек» по серии картин.
Дидактическая игра «Что мне полезно?».
Рисунки для плаката «Человек, здоровье».
Февраль
I
Пересказ рассказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина».
Рассматривание энциклопедии с иллюстрациями животных жарких стран.
Разучивание загадок или стихотворения о животных жарких стран.
Рекомендации для чтения дома (Р. Киплинг «Слоненок»).
II
Составление описательного рассказа «Фиалка».
Подготовка страницы в альбом «Комнатные растения у меня дома» и ее презентация.
Папка-передвижка «Игры по дороге домой»
III
Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра».
Разучивание стихов к празднику.
Участие в фото выставке рисунков «Мой папа – защитник Родины»
Совместное с папами мероприятие «Мы - будущие защитники Отечества»
Рекомендации для чтения дома (былины о русских богатырях, Л. Кассиль «Твои защитники»).
IV
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».
Поделки «Обитатели подводного мира» из разных материалов для макета с презентацией.
Март
I
Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Весна».
Научить ребенка словам, которыми можно поздравить женщин с праздником.
Разучивание стихотворений к празднику.
Творческая выставка «Мамино рукоделие».
Посильная помощь мамам и бабушкам в домашних делах, рассказ об этом.
II
Пересказ рассказа С. А. Баруздина «Страна, где мы живем».
Рекомендации для чтения дома (И. Векшегонова «Столица Родины», С. Баруздин «Страна, где мы живем»,
Оформление выставки рисунков «Моя Родина – Россия», «Москва – столица России».
III
Составление рассказа о Москве по фотографиям города.
Рассматривание картин и фотографий с изображением достопримечательностей Москвы.
Памятка для родителей «Как помочь ребенку развить связную речь?»
IV
Составление рассказа «Дом, в котором я живу».
Экскурсия по памятным местам села.
Подготовка страницы в альбом «Мое любимое село» с презентацией.
Апрель
I
Знакомство со сказкой «12 месяцев» С. Я. Маршака. Составление рассказа о символе месяца.
Экскурсия в библиотеку. Знакомство с творчеством С. Я. Маршака.
Рекомендации для чтения дома: произведения С. Я. Маршака.
II
Викторина по сказкам К. И. Чуковского.
Встреча с сотрудниками библиотеки. Знакомство с творчеством К. И. Чуковского. Рекомендации для чтения дома: произведения К. И. Чуковского.
Организация коллективного мероприятия для детей «Всемирный день здоровья»
III
Знакомство с произведениями С. В. Михалкова.
Подготовка страницы в альбом «Герои произведений С. В. Михалкова» с презентацией.
Рекомендации для чтения дома: произведения С. В. Михалкова.
IV
Узнай произведение по стихам А. Л. Барто.
Экскурсия в библиотеку. Знакомство с творчеством А. Л. Барто.
Рекомендации для чтения дома: произведения А. Л. Барто.
Май
I
Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».
В парке, саду, во дворе рассмотреть цветущие деревья и кустарники.
Вспомнить, кто из членов семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, рассказать о них ребенку.
«Дань Победе» — возложение цветов к Вечному огню.
II
Викторина по сказкам А. С. Пушкина.
Экскурсия в библиотеку. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина.
Выставка рисунков «Рисуем сказку» (для викторины).
III
Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом). «Времена года».
Экскурсия в школу.
Подготовка страницы для книжки «Школьные принадлежности, для чего они нужны?»
Рекомендации для чтения дома (Сладков «Осень на пороге», К. Ушинский «Четыре желания»)
IV
Составление рассказа «Как я проведу лето».
Пересказ отрывка из произведения М. Пришвина «Золотой луг».
Подбор пословиц и поговорок о лете, заучивание стихотворений о полевых цветах.
Оформление папки «Цветы Ставропольского края, занесённые в Красную книгу».
Работа с педагогами:
• Мастер – класс «Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников»
• Консультация «Играем и развиваем грамматический строй речи»
• Игровой тренинг «Учимся слышать слова и звуки»
• Информация к педсовету по теме: «Предметно – пространственная развивающая среда в подготовительной к школе логопедической группе «Колосок» в соответствии с ФГОС».
Заключение
Исследовав результаты мониторинга и сравнивая полученные результаты обследования, следует вывод: дети достаточно хорошо овладели навыками связной речи, т. е., называют признаки, и действия, рассказываются полными, распространенными предложениями, отвечают на вопросы педагога и высказывают свое отношение к описываемому предмету.
В процессе бесед выяснялось, что для некоторых родителей развитая речь - это умение читать и писать, минимум рассказывать стихотворения, поэтому они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая внимания на многие другие стороны формирования речи. Перед нами встала проблема донести до родителей, что формирование речи нельзя сводить к обучению грамоте и освоению письменной речи. Важно было убедить родителей, что их роль в полноценном речевом развитии ребенка очень велика и все усилия педагога без их помощи будут недостаточны.
Совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, сотрудники группы шаг за шагом преодолевали сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.
Список использованной литературы
1.«Нарушение речи у детей» Филичева Т. В., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В.
2. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Нищева Н., С. -Пб., Детство-пресс, 2012 г.
3. «Речевые игры с детьми» Селиверстов В. И., Москва «Владос» 1994г.
4. «Обучение детей грамоте в игровой форме» Быкова, Детство-Пресс 2004г.
5. «Букварь» учебное пособие Жукова Н. С., Изд. «ЭКСМО»
6. «Говорим правильно в 6-7 лет» Гомзяк О. С., конспекты занятий
Москва, Издательство «Гном и Д» 2010 г.
7. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» Селихова Л. Г., М. «Мозаика-синтез» 2008г