надежда толокольникова
Проект «Формирование связной речи у детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Формирование связной речи
у детей старшей группы"
Воспитатель: Толокольникова Н. Н.
г. Благодарный
Актуальность проекта
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому педагог обязан определить верное направление и создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной.
Темочки:
XXI век называют веком высоких компьютерных технологий. Информация и информационные процессы стали важнейшей составляющей жизнедеятельности человека. Новое время диктует новые требования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования открывают перед педагогом широкие возможности выбора различных форм и методов проведения образовательной деятельности, направленных на целостное, всестороннее развитие ребенка. И в первую очередь, перед воспитателем стоит задача сделать процесс увлекательным и интересным для детей. Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики. Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служит инновационная методика «скрайбинг».
Скрайбинг от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы. Скрайбинг изобретен британским художником Эндрю Парком. Это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал. Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом.
Цель:
Развитие связной речи детей с помощью различного вида скрайбинга, повышение уровня речевой активности детей.
Задачи:
• Изучить учебную, справочную, научно – методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием скрайбинга.
• Развитие связной монологической речи.
• Обогащение словарного запаса детей.
• Развитие у детей умений с помощью скрайбинга рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью скрайбинга.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
Вид проекта : творческий, игровой.
Сроки реализации: долгосрочный проект (2021 – 2022 учебный год).
Участники проекта : воспитатель, воспитанники, родители.
Возраст детей : подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)
Этапы реализации проекта.
- Подготовительный этап.
- Деятельностный этап.
- Заключительный этап
l этап. Подготовительный этап.
Целью подготовительного этапа является – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию художественного произведения.
На подготовительном этапе работы нужно отбирать небольшие по объёму тексты, в дальнейшем же их объем можно увеличивать по мере возрастания речевых возможностей дошкольников.
По мнению В. П. Глухова, эффективным при обучении пересказу можно считать прием использования детского рисунка (скрайбинг). После разбора и пересказа текста по вопросам воспитателя на отдельном занятии детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.
этап. Деятельностный. Обучение детей пересказываю с помощью скрайбинга.
Цель деятельностного этапа- научить детей пересказывать с использованием скрайбинговых действий.
Таким образом, в задачи этапа обучения входит:
- Усвоение норм построения связных высказываний : тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения.
- Обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа-сообщения.
- Развитие навыков контроля и самоконтроля за построение связных высказываний.
- Активизация и развитие ряда психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения.
Этап. Заключительный. Закрепление полученных навыков, отказ от ориентировочной основы действия.
В данном периоде обучения осуществляется постепенный отказ от ориентировочной основы действия и обучение внутреннему программированию речевых высказываний. Работа строится следующим образом:
- Сначала детям предлагается мысленно «нарисовать» (представить) зарисовку к предстоящему пересказу;
- Затем, перед началом пересказа, ребенку предлагается устно описать зарисовку, которую он представил по данному рассказу;
- Пересказ данного текста.
Перспективный план работы с детьми в подготовительной к школе группы №5.
Дата Работа с детьми Задачи
Сентябрь 1. Работа с использованием фланелеграфного
скрайбинга по теме «Осень»
2. Заучивание стихотворения
Е. Трутневой
«Осень» (при помощи родителей). 1. Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях, формирование умения рассказывать с помощью картинок, расширение и активизация словаря по теме «Осень», совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).
2. Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка, мелкую моторику. Обеспечить развитие способности
к наблюдению, воображению, способствовать развитию диалогической речи, речевого слуха.
Октябрь 1. Работа по картинкам «Расскажи о грибах»
2. Пересказ сказки
«Заюшкина избушка» по
составленному
плану (зарисовке) 1. Способствовать развитию связной речи, расширять и обогащать словарный запас детей, совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
2. Вспомнить с детьми сказку, предложить зарисовать последовательность и учить составлять пересказ с опорой на нее. Продолжать развиватьпсихические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.
Ноябрь 1. Составление предложений об осени с использованием скрайбинговых зарисовок.
2. Составление рассказа с использованием рисованного скрайбинга «Ожидая зиму»
3. Отгадывание загадок, зашифрованной в скрайбинговой зарисовке. 1. Продолжать формировать умение работать с скрайбинговыми зарисовками, продолжать развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова-признаки и передавая содержание текста полно и последовательно.
2. Закрепить умение детей работать с опорой на скрайбинговые зарисовки при составлении описательных рассказов.
3. Способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря.
Декабрь 1. Работа с скрайбинговыми зарисовками (фигурами) по теме «Зима»
2. Использование скрайбинговых зарисовок для придумывания сказок: «Как ёжик зайца выручил»,
«День рождения зайца». 1. Учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью скрайбинга, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.
2. Учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя скрайбинговые зарисовки. Упражнять в описании персонажа с опорой на алгоритм; в составлении предложений по заданному рисунку.
Январь 1. Работасо
скрайбинговыми зарисовками
«Зимний месяц – январь».
2. Заучивание стихотворения «Елочка» Н. Нищева.
3. Описание и сравнение игрушек с опорой на рисунок. 1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать умение составлять рассказ по скрайбинговым зарисовкам.
2. Учить детей отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение, используя фланелеграфный скрайбинг, закреплять и уточнять знания детей о признаках зимы.
3. Продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на рисунок, активизировать словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй речи, развивать слуховое и зрительное восприятие.
Февраль 1. Составление предложений о зиме с использованием рисунков скрайбинга.
2. Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза» с помошью рисунков скрайбинга.
3. Проговаривание скороговорок с помощью зарисовок 1. Упражнять детей в образовании родственных слов, формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания;
2. Способствовать образному восприятию стихотворения.
3. Продолжать упражнять в чётком произношении чистоговорок
Март 1. Работа по теме «Весна».
2. Пересказ сказки «По щучьему велению».
3. Описание и сравнение птиц с помощью фланелеграфного
скрайбинга. 1. Продолжать развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, зрительное и слуховое внимание.
2. Учить пересказывать сказку с опорой на картинки (фланелеграфный скрайбинг)
3. Формировать умение составлять описательные рассказы с помощью фланелеграфного скрайбинга.
Апрель 1. Составление рассказа по картине «Весна».
2. Пересказ сказки «Три медведя» по рисункам скрайбинга.
3. Описание и сравнение времен года. 1. Учить пользоваться графическими изображениями, развивать логику, мышление, внимание; развивать связную речь.
2. Учить детей самостоятельно рисовать героев сказки и пересказывать ее с помощью наглядных рисунков.
3. Способствовать развитию связной речи.
Май 1. Составление предложений о весне с использованием рисованных знаков.
2. Заучивание стихотворения С. Есенина «Черемуха» с использованием знакомой технике – скрайбинг.
3. ООД по
развитию речи. Пересказ сказки «Лиса и козёл»с использованием технологии скрайбинг 1. Развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.
2. Способствовать развитию процесса запоминания с использованием знакомой технике, обогащать речь детей.
3. Закреплять навыки согласования существительных с числительными и образования уменьшительно-ласкательной формы слова;
Развивать навык составления схемы предложения;
Знакомство с ребусом.
Перспективный план работы с родителями.
Дата Мероприятия
Сентябрь Анкетирование «Правильно ли говорит Ваш ребенок»
Совместная деятельность родителей и детей по использованию технологии скрайбинги заучиванию по ней стихотворения Е. Трутневой «Осень»
Октябрь Памятка «Принципы работы по скрайбингу»
Ноябрь Консультация онлайн «Использование скрайбинга в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
Декабрь Буклет для родителей «Скрайбинг. Что это?»
Январь Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях».
Февраль Памятка «Использование скрайбинга в развитии связной речи дошкольников»
Март Акция «Вместе с ребенком» - создание фланелеграфного скрайбинга по теме «Любимое стихотворение»
Апрель Памятка «Скрайбинг в помощь мамам и папам»
Май Поощрение родителей в виде «Благодарственного письма» и поощрение детей медалями «За стремление к знаниям».
Ожидаемые результаты:
Дети:
В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников, и таких основных психических процессов как память, внимание, образное мышление.
В отношении родителей:
- повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с помощью технологии скрайбинг;
- повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Трансляция проекта :
- Мастер - класс для педагогов «Cкрайбинг – инновационная технология в ДОУ»
Литература:
Советы для начинающих скрайберов) [Электронный ресурс] : информационная статья. – Режим доступа: https://youtu.be/q0fUz9vy0TI