Свириденко Олена Михайловна
Проект «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №35г. БЛАГОВЕЩЕНСКА»
ПРОЕКТ
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
(по образовательной области «Физическое развитие»)
«Я здоровье берегу,
сам себе я помогу…»
«Я не боюсь еще и еще раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя.
От жизнерадостности детей
зависит их духовная жизнь,
Публикация «Проект „Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Разработала:
воспитатель
Свириденко. О. М.
2019 - 2020 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Формировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровья – сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Образовательные :
- Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.
- Научить элементарным приемам сохранения здоровья
Воспитательные:
- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
- Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.
Профилактические:
-Развивать у детей потребность в активной деятельности.
-Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни
Ожидаемые результаты:
- создание модели приобщения дошкольников к здоровому образу жизни;
- сформированность у старших дошкольников навыков и привычек культуры поведения, положительных взаимоотношений; представлений о здоровом образе жизни;
- рост активности родителей в образовательном процессе, направленном на формирование культуры здорового образа жизни у детей;
- снижение заболеваемости в группе и укрепление физического и психического здоровья детей.
- формирование желания заботится о сохранении своего здоровья;
- Знакомство с правилами здорового образа жизни, личной гигиены, гигиены здоровья.
Сроки реализации проекта : 1 год
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Опытно – экспериментальная деятельность по реализации данного проекта осуществляется и проводится в три этапа.
Первый этап – поисково – теоретический – изучить и анализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме, передовой педагогический опыт.
Целью данного этапа определение теоретического и практического уровней разработанности обозначенной проблемы и выявление возможностей её решения в работе с детьми и родителями.
2 этап – основной
Оформление уголка здоровья, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта в течение года. Пополнение физкультурного уголка нестандартным оборудованием и другими атрибутами. Пополнение материальной базы – оформление картотек, приобретение методической литературы по теме.
3 этап – заключительный
Досуг «Праздник здоровья». Провести диагностику, сделать сравнительный анализ.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
• Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений.
• Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде.
• Обеспечивать их пребывание на воздухе в соответствии с режимом дня.
• Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 5-6 минут.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
• Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
• Приучать детей следить за своим внешним видом. Продолжать форми-ровать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
• Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом,
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
• Развивать умение детей различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
• Дать представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
• Дать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические уп-ражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.
• Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.
• Воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здо-ровью других детей.
• Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
Профилактика
• Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
• Комплексы по профилактике плоскостопия
• Дыхательная гимнастика
• Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
• Прогулки
• Закаливание:
• Ходьба босиком
• Обучение полоскание полости рта
• Частичное умывание
• Оптимальный двигательный режим
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
Лук, чеснок
Особое внимание в режиме дня должны уделяться проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребёнка в детском доме, поэтому необходимо соблюдать –
Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
Рациональную не перегревающую одежду детей
Соблюдение режима прогулок во все времена года
Проведение утренней гимнастики в проветренном помещении
1. Беседы с детьми.
а) «Как я буду заботиться о своем здоровье»
б) «Чистота и здоровье»
в) «Кто спортом занимается?»
г) «Как я буду закаляться»
д) «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»
2. Познавательная литература.
Чтение
1 К. Чуковский «Доктор Айболит» Стихотворения о здоровье
2 А. Барто «Девочка чумазая» Потешки
3 3. Александрова «Купание» К. Чуковский «Мойдодыр»
4 Г. Зайцев «Дружи с водой» Загадки, пословицы
З. Интегрированная НОД.
Тема, цель Сроки
1 «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
Цель: повышение знаний о значимости зарядки для
здоровья детского организма, заинтересовать детей к
выполнению упражнений, вызвать положительные
эмоции. октябрь
2 «Айболит в гостях у детей»
Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Напомнить детям, что болеть - плохо и что нужно, чтобы не болеть. Расширять представление детей о полезных витаминах. ноябрь
3 «Вымоем куклу Таню»
Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни декабрь
4 «Дружим с водой»
Цель: познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского организма. Вода - залог чистоты и здоровья. январь
4. Игровая деятельность.
Название игры, цель Сроки
1 Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать двигательную активность детей. октябрь
2 «Озорной мяч»
Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.
3 «Воробышки и автомобиль»
Цель: закрепление бега в разных направлениях.
4 Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи» Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде. ноябрь
5 «Кошки - мышки»
Цель: бегать в определенном направлении не толкая
друг друга, ходить на носках.
6 Подвижная игра «Кошечка»
Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц
туловища, рук и ног. декабрь
7 «Маленькие ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро - медленно, реагировать на
сигнал
8 «Волшебный лес»
Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности. Январь-февраль
март
апрель-май
9 «Развитие движения у детей раннего возраста» Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки.
10 «В стране здоровья»
Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.
5. Самостоятельная и совместная художественно -продуктивная деятельность.
1. Рисование карандашами, фломастерами овощей и фруктов.
2. Аппликация «Овощи и фрукты».
3. Игры с водой на улице и в групповой комнате.
4. Закаливающие мероприятия
5. Прогулки и игры на свежем воздухе, экскурсии.
6. Пополнение физкультурного уголка нестандартным оборудование м
6. Экскурсии, наблюдения.
1. наблюдение за играми старших детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
2. Экскурсия в спортивный зал: знакомство со спортивным
инвентарем.
7. Опытническая работа.
1. Наглядный материал:
Картотека подвижных игр.
Книжки, раскраски, картинки, иллюстрированный материал.
В уголок физического развития поделки шапочек и макетов для игр (рули, доктора Айболита, зайчика, кошки, собачки).
2. Совместная деятельность с детьми:
Аппликация «Овощи и фрукты».
- Рисование через трафареты фруктов и овощей.
Перспективное планирование
месяц название мероприятия программное содержание примечание
сентябрь
«Лицо человека». Закрепить представления о том, что все люди имеют разные лица и этим отличаются друг от друга; дети часто похожи на своих родителей. Упражнять в нахождении частей лица и головы.
Д/и "Кто быстрей покажет то, что назову"
октябрь
«Что у меня есть».
Закрепить знания о частях тела (спина, грудь, ноги, руки (пальцы, ладошки). Формировать умение различать правую руку, дать понятие "кулачок". Формировать представления о необходимости содержания тела в чистоте.
Д/и "Назови правильно", повторение потешек соответствующего содержания, пальчиковая гимнастика
ноябрь
«Глаза нужно беречь».
Формировать представление о необходимости бережного отношения к своим глазам (нужно правильно умываться, вытираться только чистым полотенцем; нельзя тереть их грязными руками, бросать песок в глаза и т. д.)
Д/и "Кто у нас красивый", "Что нужно для умывания"
декабрь
«Мой носик хорошо дышит».
Формировать представление о носовом дыхании, о необходимости содержания носа в чистоте и бережном отношении к органу обоняния.
Д/и " Понюхай, как пахнет еловая веточка", "Подуй на снежинку"
январь
«Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок».
Формировать представление о необходимости ухода за зубами и значении зубов для человека, а также о том, что овощи и фрукты полезны для укрепления зубов.
Д/и "Что вредно, что полезно"
февраль
«Что делает язык». Формировать представление об органе осязания - языке (язык говорит нам о вкусе пищи, а также последствиях употребления для полости рта немытых овощей, фруктов; опасности грязных рук. Д/и "Что попало тебе в рот", "Угадай на вкус"
март
«Что делают уши». Формировать представление об органе слуха - ушах; значении органа слуха для человека. Формировать представление о необходимости ухода за ушами, а также бережном отношении к состоянию здоровья ушей.
Д/и "Угадай, кто позвал"
апрель
«Сердце стучит».
Формировать представление о сердце, как о главном органе. Формировать представление о том, как можно послушать сердцебиение; о его месте расположения.
Упр. "Послушаем, как стучит сердце"
май
«Почему куклы заболели».
Обобщить знания детей об их теле и правилах ухода за ним.
Инсценировка произведения "Ах, ты, девочка чумазая"
СОТРУДНИЧЕСТВО С ПЕДАГОГАМИ
• Консультация для воспитателей «Формирование здоровьесберегающих технологий у дошкольников».
• Консультация для воспитателей «Здоровье детей раннего возраста».
• Консультация для воспитателей «Формы работы совместной деятельности воспитателя с детьми по формированию культурно – гигиенических навыков».
• Консультация для воспитателей «Применение потешек в разных режимных моментах».
Базовые критерии оценки состояния здоровья детей
Оценка состояния здоровья детей основывается на четырех базовых
критериях:
• наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний;
• уровень функционального состояния основных систем организма (сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и мышечной системы и пр.);
• степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
• уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Измерения параметров состояния здоровья и физического развития и их оценка проводятся специалистами органов здравоохранения.
Помимо состояния здоровья, росто-весовых показателей и некоторых функциональных данных для наиболее полной характеристики физического состояния дошкольников важно определение их физической подготовленности, что отражено в предыдущем разделе «Физическая культура».
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Ответственный
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
1. Динамические паузы Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Воспитатели
2. Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно. Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Воспитатели
3. Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы Воспитатели, психолог
4. Игровой час во вторую половину дня В игровых зонах.
Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Воспитатели
5. Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) Воспитатели,
6. Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога воспитатели
7. Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Воспитатели
9. Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна : упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; Воспитатели
10. Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Воспитатели
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
11. Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Младший возраст- 15-20 мин Занятия проводятся в соответствии программой, Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение Воспитатели
16. Самомассаж с использованием нестанд. Обор.
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Воспитатели, ст. медсестра
17. Точечный самомассаж Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал Воспитатели, ст. медсестра
3. Коррекционные технологии
19. Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Воспитатели
20. Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 10-15 мин. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей Воспитатели
Список используемых источников
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 309 – ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2. Конвенция по правам ребёнка.
3. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду М. : Сфера, 2003 – 88 с.
4. Белая К. Ю., Зимонина В. А. «Как обеспечить безопасность дошкольников : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М. : Просвещение, 2000 – 94 с.
5. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам : программа и программные требования М. : 1999 – 144 с.
6. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ;ВЛАДОС,2003-304 с
7. Каштанова Т. В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении : практическое пособие М. :2002
8. Колабанов В. В. Валеология – СПб: Деан, 2001
9. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. : АРКТИ, 2002 – 64 с.
10. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
11. Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
12. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004