Елена Казакова
Проект «Фольклор для маленьких»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание своеобразных условий для привития культурно-гигиенических навыков и привычек младших дошкольников через ознакомление с фольклором, развитие и совершенствование их индивидуальных способностей, интересов и потребностей.
Актуальность: Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.
Задачи:
• Создать и поддержать у ребенка положительное эмоциональное отношение, интерес к бытовым процессам.
• Побуждать ребенка к активности и самостоятельности.
Публикация «Проект „Фольклор для маленьких“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2023
• Знакомить с окружающим миром, со свойствами предметов.
• Формировать у ребенка представления о правилах поведения, нравственных нормах, лежащих в основе культурно – гигиенических навыков.
Припевки, поговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора привлекают детей, способствуют созданию положительного эмоционального настроя.
Знакомство с произведениями устного народного творчества играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.
Особенно большое влияние оказывают фольклорные произведения на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста.
Известно, что проведение некоторых режимных моментов вызывает у малышей отрицательное отношение. Эту проблему можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Под потешки дети с удовольствием умываются, одеваются, обедают, лучше засыпают. Режимный процесс становится ярче, интереснее, из него уходит скука, однообразие, монотонность.
Так процесс умывания, сопровождаемый чтением потешек, привлекает внимание детей, вызывает у детей положительные эмоции, радостное настроение. Дети с удовольствием, охотно моют лицо и руки под чтение потешек;
Например:
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки алели,
Чтобы смеялся роток,
Чтобы кусался зубок!
Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Деткам улыбаемся.
Чистая водичка, Моет Саше личико, Танечке – ладошки, Пальчики – Антошке.
Засучу я рукава,
Возьму в руки мыло,
Чисто вымою лицо,
Стану я красивой.
Использование потешек воспитывает положительное отношение к воде, к умыванию; помогает детям быстрее запомнить последовательность процедуры.
Удачно подобранные потешки помогают воспитателю и во время кормления. В них обращается внимание на заботу о ребенке, желание доставить ему удовольствие от приема пищи, акцентируется внимание на вкусовых свойствах каши, оладушек, пряничков и т. д.
Например:
Каша из гречки Варилась на печке, Варилась и прела Чтобы Варенька ела.
Умница Катенька, Ешь кашу сладеньку, Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Даже те дети, которые отказывались от еды, начинают есть.
Напоминая детям о правилах поведения во время еды, можно почитать потешку:
На того, кто ест опрятно, И смотреть всегда приятно, Мы едим всегда красиво, После скажем всем «спасибо»!
Когда наступает момент укладывания малышей в кроватки для дневного сна, не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. И здесь русское народное творчество незаменимо.
Напевание колыбельных песен успокаивает детей, снимает напряжение, создает ощущение тепла и уюта.
Люли, люли, люли Прилетели гули. Стали гули ворковать, Стал Ванюшка засыпать.
Глазкам спать давно пора,
Ждет тебя кроватка,
Спи, Ванюша, сладко.
При использовании колыбельных дети спокойнее и быстрее засыпают, не тревожатся во сне.
Так как не все дети с охотой встают после сна, процесс пробуждения хорошо сопровождать чтением ласковой пеструшки; например:
Вот проснулся Петушок, Встала Курочка, Просыпайся, наш дружок, Встань, наш Митенька – дружок!
Или:
Травка-муравка со сна поднялась, Птица-синица за зерно взялась, Детки просыпайтесь, С кроваток поднимайтесь.
Одевание самый сложный режимный процесс. Использование фольклора помогает детям быстрее освоить навыки, необходимые для одевания, сделать процесс одевания приятным для них. Читая соответствующую потешку, взрослый поощряет стремление детей к самостоятельности, называет предметы одежды и обуви; например:
Мы наденем Мишке Теплые штанишки, Мы наденем Мишке Валенки-малышки.
Или:
Вот они сапожки: Этот – с левой ножки, Этот – с правой ножки.
Также хорошо использовать потешки для активации двигательной активности детей; например:
Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, Пройди по дороженьке, Топни, Катя, ноженькой. Топ! Топ! Топ! Топ!
Таким образом, при использовании фольклора умывание, одевание и прочие режимные моменты становятся для детей приятной процедурой. Поэтому использование фольклора является эффективным средством успешного привития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.