Наталья Желудкова
Проект в старшей группе «Фестиваль многонациональных культур»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
Пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,
В которых воплощается Родина.»
В. М. Сухомлинский
Тип проекта :
1. по количеству участников: фронтальный.
2. по содержанию: интегративный.
3. по продолжительности: среднесрочный (месяц)
4. по характеру содержания: познавательно-творческий, социальный
Участники проекта :
Публикация «Проект в старшей группе „Фестиваль многонациональных культур“» размещена в разделах
дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность.
Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Дети очень доверчивы и открыты.
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников – это очень продуктивная модель, так как она влияет на формирование личности ребенка.
Проблема.
Недостаточные знания у детей о культурных традициях своего народа.
Цель:
Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к своей национальной культуре и к культуре других народов.
Задачи:
1. Знакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарской Республики (русского, кабардинского, балкарского и др.)
2. Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
3. Приобщение к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т. д.)
4. Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДО.
5. Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в ДО, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагог-воспитаники-семья.
Предполагаемые результаты.
Воспитанник, имеющий представление о России как о многонациональной стране, знакомый с некоторыми традициями разных народностей, способный организовать свою деятельность, умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности;
владеющий исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности, умением выступать перед аудиторией, любящий родной край, уважительно относящийся к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам.
Этапы деятельности:
Мероприятия Сроки Ответственные
1. Подготовительный этап (Разработка проекта)
Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями. февраль Воспитатель
Разработка календарно – тематического планирования. февраль Воспитатель
Подбор и систематизация наглядного материала по теме проекта. февраль Воспитатель
Подбор дидактических игр по теме проекта февраль Воспитатель
Методические разработки занятий и мероприятий февраль Воспитатель
2. Исследовательский этап (выполнение проекта)
Рассматривание альбома «Рассказы о Родине» 01.03.21-06.03.21 Воспитатель
Беседа «Что такое дружба?» 01.03.21-06.03.21 Воспитатель
НОД «Путешествие в страну Толерантности» 01.03.21-06.03.21 Воспитатель
Рассматривание альбома «Национальные костюмы» 01.03.21-06.03.21 Воспитатель
Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли» 01.03.21-06.03.21 Воспитатель
Дидактическая игра «Укрась народный костюм» 01.03.21-06.03.21 Воспитатель
Консультации для родителей: «Знакомим детей с родным краем.»
«Масленица». 01.03.21-06.03.21 Воспитатель, родители
Рассматривание альбома «Орнаменты народов Кавказа» 09.03.21-12.03.21 Воспитатель
Беседы:
«Встреча весны «Масленица»
«Русская матрёшка» 09.03.21-12.03.21 Воспитатель
Развлечение «Гуляй Масленица» 12. 03.21 Воспитатели
Подбор литературы на тему «Сказки народов Мира», чтение народных сказок 09.03.21-12.03.21 Воспитатель
Приготовление национальных блюд (блины, лакумы, хычины и др.) 09.03.21-12.03.21 Родители
Рассматривание альбома «Природа и достопримечательности Кабардино-Балкарской Республики» 09.03.21-12.03.21 Воспитатель
Знакомство со стихотворением М. Матусовского «С чего начинается Родина» 09.03.21-12.03.21 Воспитатель, родители
НОД «Русская матрёшка» 15.03.21-19.03.21 Воспитатель
Рассматривание альбома «Животный мир Кабардино-Балкарской Республики» 15.03.21-19.03.21 Воспитатель
Беседа «Встреча весны «Навруз»» 15.03.21-19.03.21 Воспитатель
Подвижные игры разных народов 15.03.21-19.03.21 Воспитатель
Раскраски народных костюмов 15.03.21-19.03.21 Воспитатель
Рассматривание альбома «Высоко в горах – познавательные рассказы» 22.03.21-31.03.21 Воспитатель
Анкета для родителей «Знаешь ли ты свой край?» 22.03.21-31.03.21 Воспитатель
Беседа-рассуждение на тему: «Зачем нужны традиции?» 22.03.21-31.03.21 Воспитатель
Рассматривание альбома «Волшебные узоры Кавказа» 22.03.21-31.03.21 Воспитатель
Чтение: Русский фольклор: «Ранним-рано поутру.», «Ласточка-ласточка.», «Дождик, дождик, веселей.» 15.03.21-19.03.21 Воспитатель
Памятки «Нити дружбы» для родителей и педагогов по развитию толерантности у дошкольников 22.03.21-31.03.21 Воспитатель
Пословицы, загадки, поговорки, потешки о родине. 22.03.21-31.03.21 Воспитатель
Фестиваль Народов КБР 22.03.21-31.03.21 Воспитатель
3. Заключительный этап (Презентация проекта)
Проведение итогового мероприятия
Фестиваль Народов КБР Конец марта Воспитатель
Выступление с обобщенным опытом на педагогическом и методическом советах Конец марта Воспитатель
Результаты проекта :
У детей сформированы начальные представления о культуре разных народов, живущих в России. Дошкольники с удовольствием приобщаются к истокам различных культур через их традиции, обычаи, фольклор, подвижные игры. Дети проявляют чувства толерантности, уважения культуры и традиций своего и других народов. Дошкольники с удовольствием отражают полученные знания в художественно-творческой деятельности. Родители уважительно относятся к представителям других национальностей. Родители активно участвуют в проектной деятельности.
Продукт проекта :
Фестиваль Народов КБР
Список использованной литературы:
1. Ботякова О. А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
2. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).
3. Е. А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
4. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С. А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л. И. Катаева. – М. : «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с. : ил.
5. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с. : ил.
6. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
7. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)