Татьяна Фоменко
Проект «Дымковская игрушка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дымковская игрушка
«Научить чему-то новому,
полезному и интересному
может только тот педагог,
который сам всю жизнь учится».
Паспорт проекта
Тип проекта : информационно – творческий
Вид проекта по составу : групповой, подгрупповой
Продолжительность проекта : долгосрочный
Срок реализации: 9 месяцев
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей : 5-7 лет
Публикация «Проект „Дымковская игрушка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Форма представления: презентация
Актуальность проекта :
Развитие активной творческой личности - одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, ориентированного на поддержание и развитие творческого потенциала, лежит в основе ответа на насущный вопрос: как учить детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально.
Проблемы творчества длительное время изучались в связи с творческими способностями и талантами в определенных сферах деятельности человека, что на долгие годы поставило знак равенства между творческостью и исключительностью. Творчество оставалось уделом немногих избранных. Однако наше динамичное, быстроменяющееся время предъявляет иные требования - творческость человека должна стать сутью, основой существования в этом мире; поэтому исследования в области становления творческой личности приобретают особую актуальность и становятся важнейшим направлением.
Творчество - это всегда привнесение в мир чего-то нового. Сама человеческая индивидуальность уникальна и неповторима, и реализация индивидуальности т. е. ее предъявление другим людям с помощью социально выработанных средств - уже есть творческий акт (внесение в мир нового, уникального, ранее не существовавшего).
Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности таким образом, который соответствует особенностям ребенка и в то же время принимается обществом - это и означает развитие творческого потенциала.
В педагогике и психологии имеется ряд теоретических и экспериментальных работ, где даё тся высокая оценка воспитательному значению творчества: Б. В. Афанасьев, П. П. Блонский, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Б. Л. Яворский, современные педагоги-ученые: Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, Н. П. Сакулина и другие.
В связи с тем, что проблема развития творческого потенциала менее всего разработана для детей дошкольного возраста, углубленное изучение и разработка адекватных возрастным особенностям детей методов диагностики творческого потенциала и средств его развития в процессе художественного развития приобретает особую актуальность.
Развивать творческий потенциал можно по разному в том числе в лепке из глины. Лепка из глины настолько увлекательное занятие, что каждому ребенку придет по душе. Ведь развитие фантазии и творческого воображения замечательно помогут малышу в будущем. Самые маленькие ученики начинают с самых азов лепки – их обучают самым простым видам лепки, катать колбаски, делать плитки и вырезать на них узоры, лепить фрукты, овощи, подсвечники и прочие не сложные фигуры. А вот дети постарше обучаются уже более сложным тонкостям лепки, среди ребят проходят конкурсы на лучшую фигуру, что дает ребенку возможность стремиться к победе, что тоже очень важно для формирования личности. Помимо этого, дети развивают в себе трудолюбие, усидчивость, умение радоваться за успех товарищей и, конечно же, самостоятельность. Нет никаких сомнений в том, что лепка из глины - это удачное сочетание приятного времяпровождения ребенка и полезных навыков для его будущей жизни. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:
—повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
— развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
— синхронизируют работу обеих рук;
— формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Самое важное и ценное заключается в том, что ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать новое по законам красоты, т. е. он становится творческой личностью, что несомненно выделяет его уникальность.
Цель проекта :
-Создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины.
-Формирование теоретических знаний и практических умений.
-Формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.
-На основе познавательной активности способствовать речевому, художественно-эстетическому, духовно-нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.
- Через приобщение детей к культуре своего народа, формировать у детей представление о себе и других людях, развивать познавательный интерес к народным промыслам России.
Задачи проекта :
• развить интерес к керамике;
• научить свободно, пользоваться способами и приёмами лепки;
• помочь понять особенности материала;
• научить пользоваться разными способами лепки и выразительности средств;
• научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;
• формирование, развитие и закрепление умений и навыков при работе с глиной, красками, кистями;
• воспитание мастерства, чувства красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности;
• приобщить детей к миру народного творчества, развить художественный вкус, фантазию, творчество детей. Воспитание трудолюбия, аккуратности, внимательности и усидчивости, научить доводить начатое дело до конца.
• формировать умение наслаждаться красотой, совершенством в искусстве и в жизни.
• дать возможность почувствовать каждому ребенку, что он – личность, которой дана свобода творческого самовыражения.
Методы реализации проекта :
Проект реализуется через следующие виды совместной деятельности:
-Познавательная деятельность
-Коммуникативная деятельность
-Художественно-творческая деятельность
-Игровая деятельность
-Работа с родителями
Охватываемые образовательные области: коммуникативная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, поисково-исследовательская деятельность, физическая культура.
Проблема: Как выявить и развить творческие способности детей.
Гипотеза: Если уделять большое внимание поиску и формированию предпосылок (условий) в группе, через проведение экспериментирования, через приобщение к народному творчеству, умением лепить, творить, создавать, учитывая интересы и наклонности ребёнка, в данной области, то ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать новое по законам красоты, т. е. он становится творческой личностью, что несомненно выделяет его уникальность.
Этапы проведения проекта :
Подготовительный этап.
-Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.
-Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
-Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
Основной этап.
-Проведение тематических занятий, оформление выставок народного быта. Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.
-Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
-Экскурсия в историко-краеведческий музей, в виртуальный музей народных промыслов в сети интернет.
-Выставка художественного творчества по мотивам народных росписей, игрушек.
-Чтение сказок, былин и литературных произведений.
-Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок.
-Разучивание русских народных игр.
Заключительный этап.
-Фотовыставка «Мы народные умельцы».
-Представление материалов проекта педагогам.
-Презентация проекта родителям.
Продукт детской деятельности:
- Мини музей «Дымковская игрушка».
- Выставка творческих работ.
Предполагаемый результат:
Педагог:
1. Получение дополнительных знаний об основных навыках работы с глиной, техниках лепки, методах обжига, молочения; знаний об истории керамики, народных промыслах: скопинская, гжельская керамика, дымковская, каргопольская, филимоновская игрушка.
2. Ознакомление с различными программами по лепке из глины, педагогических технологий.
3. Повышение качества работы с детьми по изобразительной деятельности.
4. Поиск новых форм, методов, приемов обучения.
5. Разработка дидактических материалов, наглядностей.
Дети:
1. Получение общих знаний о народных промыслах.
2. Знакомство с базовыми технологиями в области керамики - основных способов формообразования (методы из жгута, из пласта, из цельного куска глины);
3. Умение работать в паре и малых группах;
4. Умение оценить и согласовать собственное поведение с поведением других детей.
5. Умение проявлять в своих работах творчество, воображение, индивидуальность.
Ребенок должен знать:
1. Правила техники безопасности.
2. Оборудование рабочего места, материалы, инструменты, приспособления для работы.
3. Технологическую последовательность, выполняемой работы.
4. Способы лепки из глины.
5. Способы декорирования изделий из глины.
Ребенок должен уметь:
1. Выполнять правила техники безопасности.
2. Качественно выполнять каждую работу.
3. Пользоваться инструментами и приспособлениями.
4. Выполнять работы несложными техниками керамики.
5. Творчески подходить к выполнению своих работ, достигая их выразительности для участия в выставках. Лепить предметы простой и сложной формы.
Родители:
1. Испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
2. Заинтересован в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей своих детей.
3. Обогащают свой педагогический опыт.
Перспективное планирование основного этапа работы
месяц. Вид деятельности Постановка проблемы Действия членов семьи
сентябрь
1. Рассматривание и обсуждение с оформленной
выставки «Народные
игрушки».
2. Беседа: «Народные промыслы»
3. Мультимедийная презентация.
Как сделать глиняную игрушку?
Из чего ее делают?
Что такое глина?
Рассматривание и обсуждение выставки с детьми.
октябрь 1. Проведение экспериментирования,
знакомство со свойствами глины. 2. Наблюдения на улице.
3. Познавательные беседы: «Что такое глина», «Что делают из глины».
4. Чтение художественной литературы «Сказки, добытые из –под земли», Феликс Кривин. Сможем ли мы слепить из глины поделку?
Что для этого
нужно знать, уметь?
Что такое керамика?
Кто такие гончары? Приобретение, поиск материалов для экспериментирования / разные виды глины/.
Рассуждения с детьми об использовании глины.
ноябрь 1. Знакомство с техникой безопасности и правилами оборудования рабочего места.
2. Знакомство с технологией и особенностями лепки из глины.
4. Беседа и просмотр презентации:
«История гончарного искусства».
5. Знакомство с барельефной лепкой. Лепка из глины «Сердечко», «Бусы для мамы».
6. Консультация для родителей «Работа с глиной для новичков». Какими качествами обладают люди, которые занимаются керамикой?
Где обжигают глину?
Что для этого нужно?
Обсуждение трудностей с которыми встретились дети при лепке из глины.
родители
/ приобретение фартуков, нарукавников/
декабрь 1. Беседа: «История создания дымковской игрушки» .
2. Беседа «Дымковское чудо».
3. Экскурсия в музей дымковской игрушки. / ДОУ/
4. Презентация «Как делают дымковскую игрушку».
5. Рассматривание картинок, иллюстраций по теме.
6. Дидактическая игра
«Дымковская
лошадка».
7. Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у ребёнка».
8. Изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек.
9. Чтение стихотворений, загадок о дымковских игрушках.
10. Лепка из глины «собачка», «кошечка». Почему игрушка называется дымковская?
А можно ли придумать Биробиджан
скую игрушку?
На кого она будет похожа?
Почему так любят дымковскую игрушку?
Чем она отличается от других игрушек?
Смог бы я придумать свою игрушку?
родители
/подбор
материала/
январь 1. Разучивание новых пальчиковых игр / на протяжении всего проекта/.
2. Мастер – класс для родителей по лепке из глины народной игрушки «Утица-погремушка».
3. Лепка из глины дымковской лошадки.
4. Создание и работа по изготовлению альбома «История возникновения дымковской игрушки».
5. НОД по лепке «Лепка из глины по мотивам дымковской игрушки».
6. Выставка детских керамических работ по теме.
6. Заучивание наизусть частушек, стихотворений о дымковской игрушке. Как сделать свои поделки красивыми?
Как их расписать?
Чем можно расписывать игрушки.
родители
/ приобретение
глины для детей/
родители. /Оформление страниц к альбому. /
родители
/изготовление с детьми поделок из глины/
февраль 1. Чтение и театрализация сказки «Дымковская сказка».
2. Показ сказки малышам.
3. Знакомство детей с народной декоративно – прикладной росписью, беседы, презентации.
4. Презентация «Дымковская роспись и её особенности».
5. Разукрашивание плоскостных шаблонов: «дымковская лошадка», «барышня», «козлик», «индюк».
6. Дидактическая игра «Найди отличия»,
«4 лишний».
Почему сейчас не используют для забеливания мел с молоком?
Что будет, если всё таки воспользоваться старой технологией?
Могу ли я добавить свой элемент при росписи игрушки?
Будет ли она теперь называться дымковская? родители
/ изготовление атрибутов к сказке/
родители
/участие а презентации/
родители
/ изготовление дидактических игр/
март 1. Лепка из глины Дымковской уточки.
2. НОД по изобразительной деятельности «Роспись дымковская лошадка».
3. Изготовление подарка для мамы «Шкатулка».
4. Эксперименти
рование с забеливанием игрушки старинным способом.
Новые, современные краски ярче.
Я хочу сам придумать декорировать и разрисовать свою игрушку.
апрель 1. Организация и участие в выставке творческих работ: «Моя игрушка».
2. Работа над созданием мини музея «Дымковская игрушка». Где можно достать много глины, чтобы не покупать её в магазинах?
Как её правильно очищать от песка? родители
/изготовление с детьми творческих работ/
май 1. Разучивание русских народных игр.
2. Фантазирование и лепка детей по собственному замыслу.
3. Развлечение «Русская ярмарка» А как сделать свистульку?
Можно ли продавать, как раньше свои игрушки на ярмарках?
Что такое фарфор?
родители
/ участие в развлечении/
Результативность проекта :
Тема проекта очень интересна и многогранна, она помогает развивать не только творческую личность, но и добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом. Таким образом, наша гипотеза нашла своё подтверждение.
Информационные ресурсы:
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение,2006.
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.
4. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
5. Лялина Л. А. Народные игры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
6. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
7. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
8 Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.
9 Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
10. Интернет рессурсы