Надежда Ярош
Проект «История Дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Дымковская игрушка»
Актуальность.
Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.
Публикация «Проект „История Дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в народном творчестве. Более «детскую» игрушку трудно придумать.
Проблема.
Развитие интереса у детей к дымковской игрушке в наши дни.
Цель.
Привитие любви к творчеству через народную игрушку; побуждение ребенка к исследованию, фантазированию.
Задачи.
познакомить детей с историей дымковской игрушки, с народными промыслами, закрепить в их сознании связь между игрушкой, жизнью и бытом своего народа;
выработать правильную методику общения ребенка с народной игрушкой;
активизировать речь, расширить словарь;
содействовать развитию комбинаторных навыков и мелкой моторики;
развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парах);
приобщение детей к дымковской игрушке с помощью игровых приемов, народных игр;
создание особой микросферы, в которой наиболее полно раскрываются индивидуальные возможности и особенности развития каждого ребенка;
Вид проекта : групповой, творческий, краткосрочный.
Состав участников: дети 4- 5 лет (средняя группа)
Методы проекта : наглядные (наблюдение, демонстрация, словесные: (объяснение, рассказ, чтение, беседа, практические и игровые (упражнения, игры).
Формы организации проекта : беседа, сюжетно-ролевая игра, трудовые поручения в группе, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта : магнитофон, альбомы, народная музыка, книги, глиняные игрушки, дидактические игры, болванки для росписи, краски, фотографии, книги с иллюстрациями, подборка иллюстраций с изображением дымковских игрушек, дымковские игрушки.
Взаимодействие с семьей: информационный материал для родителей: «Дымковская игрушка», «В какие игры можно играть с дымковской игрушкой».
Создание условий для самостоятельной деятельности: книги с русскими народными сказками и потешками, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, дидактическая игра «Разрезные картинки», «Разложи по размеру, альбом в уголок изодеятельности: «Народные росписи: игрушки и узоры».
Итоговое мероприятие: досуг «Дымковская слобода».
Конечные цели проекта :
привитие дошкольникам культуры речевого поведения;
обогащение их словарного запаса средствами народных игр, изобразительной и музыкальной деятельности, театра;
использование народной игрушки в игротеке;
воспитание у детей культуры взаимоотношений;
Народные игрушки для детей – воспитатели, учителя и наставники. Само её название содержит в себе вполне конкретное и серьезное дело. Дети, играя с ними, отрабатывают нравственные модели поведения, тренируют эмоции, учатся полезным навыкам, побуждают ребенка творить, исследовать, фантазировать.
Перспективное планирование работы с детьми по проекту :
На подготовительном этапе необходимо: сбор информации по данной теме; оснащение группы в соответствии с темой.
Познавательное развитие: рассказ воспитателя «Знакомство с дымковской игрушкой», дидактическая игра «разрезные картинки» ( цель: закрепление умения складывать целую картинку из отдельных частей, дидактическая игра «Разложи по размеру» ( цель: обогащать сенсорный опыт детей при знакомстве с величиной; продолжать закреплять понятия большой, маленький, средний, строительно-конструктивная игра «Новоселье у Барыни» ( цель: закрепить умение делать постройки из кубиков, строить по образцу)
Речевое развитие: отгадывание загадок о дымковских игрушках, составление рассказа по картинкам «Как лепили мы игрушки», заучивание стихотворений о дымковских игрушках, чтение русских народных потешек: «Кисонька-мурысенька», «Пошел котик на торжок», русских народных сказок: «Коза-дереза», «У страха глаза велики», «Петушок и бобовое зернышко», «Волк и семеро козлят».
Художественно-эстетическое развитие: лепка «Волшебные барашки», «Распишем наряды лошадкам» (пластилин).
Рисование: «Украсим дымковского барашка», «Барышня», аппликация с элементами рисования «Украсим варежку дымковским узором».
Социально - коммуникативное развитие: сюжетно-ролевые игры с использованием дымковской игрушки. Цель: закрепить представление детей о том, что нельзя бросать игрушки на пол (глиняные игрушки могут разбиться, что надо аккуратно с ними играть. Оказание помощи воспитателям в подготовке к занятию по художественному творчеству (расставить на столы пластилин, доски для лепки, клей, кисточки, краски накрыть столы клеенкой). «Экскурсия по выставке дымковских игрушек»,
Физическое развитие: комплекс упражнений «Идем в гости», подвижные народные игры «Карусель», «По ровненькой дорожке», «Ручеек»,«Петушок», «Барашек.
Пальчиковая гимнастика: «Дрозд-дроздок», «Сидит белка на тележке», «Игрушки». Комплексы бодрящей гимнастики «В гостях у солнышка», «Любимые игрушки».
Музыкальное развитие: прослушивание русских народных песен: «Как на тоненький ледок», «Коровушка» в обработке М Красева, разучивание народных танцев и хороводов: «В хороводе были мы», танец «Лошадки», «Барыня».
Итоговое мероприятие: интегрированное занятие «Дымковская слобода».
Конечные цели проекта :
привитие дошкольникам культуры речевого поведения;
обогащение их словарного запаса средствами народных игр, изобразительной и музыкальной деятельности, театра;
использование народной игрушки в игротеке;
воспитание у детей культуры взаимоотношений;
Народные игрушки для детей – воспитатели, учителя и наставники. Само её название содержит в себе вполне конкретное и серьезное дело. Дети, играя с ними, отрабатывают нравственные модели поведения, тренируют эмоции, учатся полезным навыкам, побуждают ребенка творить, исследовать, фантазировать, взаимодействовать между собой и развивать коммуникативные навыки.
Конспект досугового мероприятия для детей 4-5 лет «Дымковская слобода»
Цель: воспитывать у детей эстетические чувства, используя русские народные традиции, игры.
Задачи:
закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, приемом тычка);
учить выделять элементы узора дымковской росписи;
развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;
углублять эстетические познания о народном декоративно прикладном искусстве;
активизировать речь, расширить словарь, развитие всех компонентов речи.
содействовать развитию комбинаторных навыков и мелкой моторики.
воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Ход мероприятия.
Под музыку дети входят в зал и садятся
Ведущий: «Здравствуйте ребята и наши дорогие гости. Рады видеть вас. Сегодня мы совершим с Вами путешествие в сказочный мир красоты, добра, в мир ярких красок и удивительных творений народных умельцев-мастеров Дымковской игрушки.
Ребенок: Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей!
В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!
Ведущий: «Удивительному чуду мы поклонимся не раз, и о Дымковской игрушке поведем сейчас рассказ: Давным-давно, отсюда и не видно как далеко, стояла деревенька. Поначалу и названия у нее не было. Жили в той деревеньке люди добрые и веселые. Летом они в поле работали, песни пели… А зимой на печи лежали, пироги да баранки жевали, на санях катались, от души баловались!
А еще в той деревеньке глина была красная. И научились люди из нее игрушки лепить – оленей, индюков, всадников на конях, барынь в пышных юбках. Вылепленные игрушки зимой обжигали в печах. И над всей деревней стелился дым из печных труб.
Со временем эту деревню так и прозвали – Дымково. А игрушку назвали – Дымковской. После обжига игрушку белили мелом на молоке, и она становилась белой.
И стали мастера думать и спорить, какими красками расписать игрушку. Долго они думали и спорили, до весны самой!
А весной зазвенела капель, застучали по крышам капельки дождя, затем выглянуло солнышко, и в небе над деревенькой появилась радуга. И стали мастера расписывать игрушки цветами радуги -синей, красной, желтой, зеленой.
И я предлагаю Вам посмотреть на веселые дымковские игрушки, созданные руками мастеров.
Звучит музыка «Как на тоненький ледок»
Ведущий: Вы слышите ребята,
Кто-то к нам сейчас спешит,
Кто-то к нам сюда бежит.
Ребята, к нам пожаловала дымковская игрушка.
Входит ребенок с корзинкой, поет частушки.
Ребенок: Я из Дымково игрушка,
Деткам маленьким подружка.
По традиции старинной
Сделана из красной глины.
Яркой росписью покрыта.
Мною Вятка знаменита.
Веселиться я желаю - всех на танец приглашаю.
Танец «В хороводе были мы».
Ведущий: А что же принесла нам наша гостья, давайте посмотрим. Да здесь игрушки!
Кузовок тот простой
В нем товар расписной
Здесь спрятались игрушки
Вынимаем на показ
И ведем про них рассказ.
Ребенок:
Идет Молодушка
А с ней коровушка
Важная, спокойная
Буренушка дойная.
Ведущий: Наши ребята знают про коровушку песню и сейчас ее исполнят.
Песня «Коровушка» обработка М Красева
Ведущий: Молодцы ребята. Дымковские мастера очень любят изображать разных животных. Не только коровушек, но и лошадок, козликов, баранов и других домашних и диких животных.
Ребенок:
Как по травушке-муравушке
Мчали резвые лошадушки.
Искры от копыт летят-
Кони в Слободу спешат.
Видно их из далека:
В спелых яблоках бока
Шеи лебединые
А глаза орлиные
Ушки золоченные,
А хвосты – верченые.
Красота.
Ребенок:
Как на нашей Слободе
Едет всадник на коне
Восседает горделиво, Крепко держится за гриву
Бьют сапожки по бокам
Чуб гусарский тешит дам.
Шпоры золотом сверкают,
Сабля медью отливает.
Танец «Лошадки» сборник Т. Бурениной
Ведущий: Что есть в нашей корзинке, чем нас порадует Дымковская барыня.
Ребенок:
Вот задорный петушок
Хвост задран и гребешок,
Крылья расписные,
Перышки резные
Наш веселый петушок
Скачет резво, как конек.
Игра «Петушок»
Ведущий: Посмотрите, какая, замечательная игрушка. Называется она – водоноска. Эта девушка идет по воду с коромыслом и ведрами.
Ребенок:
Посмотри, как хороша
Эта девица душа
Щеки алые горят,
Удивительный наряд.
Как лебедушка плывет
Песню звонкую поет.
Ребенок:
Эй, веселый народ,
Вставай в хоровод!
Будем «Барыню» плясать,
И гостей забавлять.
Танец «Барыня»
Ведущий: А еще в корзиночке есть барашек.
Барашек - свисток
Левый рог - завитое,
Правый рог – завиток,
На груди - цветок.
Игра «Барашек»
(Дети в круге. В середине стоит водящий с барашком в руках)
Ты барашек серенький,
Ты барашек беленький.
(Дети ходят по кругу хороводом и поют, водящий выполняет пружинку с разворотом)
Мы тебя кормили
Мы тебя поили
(Дети хлопают в ладоши, водящий идет по кругу)
Ты нас не бодай,
С нами поиграй.
(Дети грозят пальцем, водящий с последним словом песни останавливается возле двух детей. Дети разворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Кто первым добежал до ведущего, тот и становится водящим.)
Творческая часть занятия.
Ведущий: А сейчас, ребята, предлагаю вам самим попробовать расписать дымковскую игрушку.
Послушайте, как это делают мастерицы:
-тонкой кисточкой черной краской аккуратно закрашиваем нос, копыта, хвост и гриву, аккуратно рисуем глаз;
- придумываем узор из кругов и точек;
- подбираем цвет по вашему желанию;
(какие цвета используют дымковские мастера)
-узор на игрушках наносят сверху вниз;
- рисуем сначала большие круги рядами или в шахматном порядке;
- затем наносим точки и мелкие кружочки.
Подведение итогов.
Ведущий: Ой, вы гости дорогие!
Приходите снова к нам
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставания
До Свиданья!
«Знакомство с дымковской росписью»
«Украсим дымковского барашка»
«Барыня»
«Распишем наряды лошадкам»