Котнякова Cветлана
Проект «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Котнякова Светлана Григорьевна
Проект "Дымковская игрушка"
Проект «Дымковская игрушка» в разновазростной группе
Проект «Дымковская игрушка»
Публикация «Проект „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: Последнее время в нашей стране еще более возрос интерес и внимание к народному искусству. Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
ВЫВОД:
Нравственно - патриотическому воспитанию детей отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как «Дымка».
Тип проекта: творческий проект.
Цель проекта: знакомить детей с одним из народных промыслов России – дымковской росписью; закрепить умение детей выполнять декоративные узоры дымковской росписи на разных шаблонных формах; обогащать духовную культуру детей, обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Дымковская игрушка».
Задачи проекта:
• учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях;
• познакомить с предметами разных промыслов;
• учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.);
• развивать умения и навыки рисования элементов росписи;
• формировать основы эстетического вкуса;
• воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству,
уважение к работе народных мастеров.
Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Период: краткосрочный проект.
Ожидаемые результаты:
Для педагогов:
• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
• знание детьми декоративно-прикладного искусства - дымковской росписи;
• умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
• обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.
Для воспитанников:
• появление интереса к истории России;
• формирование у детей патриотических чувств и развития духовности;
• ознакомление с историей создания дымковской росписи;
• развитие художественных способностей и творческого воображения у детей, проявление творческого самовыражения;
Для родителей:
• повышение нравственно - патриотического воспитания детей;
• желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ;
• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
Участники проекта: дети подготовительной группы,
воспитатели, семьи воспитанников.
Планирование:
«Художественно-эстетическое развитие» - продолжать знакомство с русскими сказками, учить осмысливать характеры персонажей сказки;
- упражнять в рисовании растительного орнамента легкими круговыми движениями руки;
- чтение «Дымковская игрушка»;
- разучивание стихов «Роспись дымковская
- д/и «Обведи и раскрась»;
«Познавательное развитие» - Способствовать развитию у детей познавательного интереса к культуре своего народа
- Беседы «Золотые руки мастеров», «Почему Дымковская»;
- рассматривание иллюстраций на тему «Изделия народного промысла»;
- д/и «Найди пару», «Собери целое»
«Речевое развитие» - Развивать навыки творческого рассказывания, составление рассказа по картине или предмету;
- закреплять знания о назначении старинной русской посуды.
- д/и «Посуда наша для щей и каши»;
- разгадывание загадок;
«Социально-коммуникативное развитие» - учить воплощать полученные знания в игровой деятельности
- д/и «Декоративное домино», «Купили мы для бабушки…», «Найди лишнее»;
- театрализованная игра «На блины»
- с/р игры: «Магазин сувениров», «Дизайнерская студия»;
«Физическое развитие» - упражнять в беге, прыжках, метании, ловле, ловкости;
- учить играть в народные игры - подвижные игры «Краски», «Волк во рву»
- народные игры «Гори, гори ясно», «Горелки», «Ловишки с мячом».
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Подготовительный этап:
• Поисковая работа о дымковской росписи.
• Подбор для рассматривания альбомов, фотографий, иллюстраций народного промысла.
• Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
• Подбор музыкальных произведений для разучивания песен.
Составление дидактических игр: «На чем играю», «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
• Оформление папки передвижки «Дымковская роспись».
Основной этап:
• Беседы: «Путешествие к мастерам», «Тайна дымковского узора»
• Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод», Ю. Николаева «Чаша»;
• Заучивание стихов;
• Загадывание загадок;
• Чтение отрывка «Происхождение игрушки» (об истории дымковской росписи);
• Дидактические игры «Собери целое», «Найди пару»;
• Раскрашивание карандашами «Народная игрушка» (раскраска);
• Декоративное рисование «Дымковские узоры»;
• Декоративная лепка «Барышня в кокошнике»;
Заключительный этап:
• Оформление мини-выставки «Чудо - игрушка»;
• Выставка поделок Дымковской игрушки.
• Создание альбома со стихами о Дымковской игрушке.