Вера Карабчук
Конспект занятия «Ветер и солнце» (духовно — нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: на примере притчи подвести детей к пониманию, что любовью, лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом, силой и грубостью.
Задачи:
- Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, речь.
- Формировать правильное отношение к мыслям и информации, умение внимательно слушать и слышать другого человека, рисовать положительные и отрицательные эмоции, примерять на себя и делать выводы;
- Закрепить одно из качеств личности - доброжелательность.
Темочки:
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Ветер. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- Воспитывать коммуникативные качества: уважение к говорящему человеку, способность видеть других и считаться с чужим мнением.
Материал: компьютер, видеоролик с притчей, мячи: белый и красный. Музыкальная спокойная фонограмма, заготовки масок, по две каждому ребенку, кисти, краски, стаканы с водой, салфетки.
План:
1. Упражнения «Горячие ладошки»
2. Игра «Земля или воздух»
3. Просмотр видео притчи
4. Беседа по притчи
5. Игра «4 времени года»
6. Практическая часть
7. Подведение итога занятия
Ход:
1. - Всем добрый день! Встаньте в круг.
- Сегодня начнем наше занятие с упражнения «горячие ладошки». Растираем ладони одна о другую, чтобы ладони стали горячими. Я пройду и потрогаю у кого горячее всех. А теперь нужно погреть горячими ладонями ладошки тех детей, которые не согрелись, подарите свою теплоту, улыбнитесь друг другу. Всем стало тепло и радостно? Молодцы.
2. Игра «Земля или воздух» развитие слухового внимания. Взять два мяча - красный и белый.
- Встаньте в шеренгу. Красный мяч означает землю. Тот, кто ловит его, должен быстро назвать какое-нибудь животное.
- Белый мяч означает воздух. Тот, кто его поймает, должен назвать птицу, насекомое, которое умеет летать.
3. Сегодня мы познакомимся с притчей от Константина Ушинского, называется она «Ветер и солнце». (Видео - просмотр притчи или прочтение) :
- Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
-Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал - и начал дуть, что было сил. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
4. Беседа:
- Как называется притча?
- Кто сильнее по ветер или солнце, почему?
- Почему ветер не смог справиться с путником (Ответы детей)
Вывод: оказывается: грубая сила, злость, себялюбие, гнев - не могут быть помощниками в жизни, как бы ветер или человек не старался, только зря можно потратить свои силы
- А каким образом солнцу удалось выиграть в споре с ветром (Ответы детей).
- Что такое доброжелательность? (Ответы детей).
- Послушайте внимательно, я разделю это слово на два «Добро - Желание» то есть пожелание добра другому, правда?
- Можно солнце назвать доброжелательным?
Вывод: любовью, лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом, силой и грубостью.
5. Игра «Четыре стихии» на внимание
- Дети встаньте в круг запомните движения, их нужно выполнять в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками (в лучезапястных и локтевых суставах).
- Кто ошибается, считается проигравшим.
6. Практическая часть. Рисование красками за столами.
- На столе у каждого по две маски и краски. Померьте маску, что она вам напоминает? (Лицо).
- О каких чувствах сегодня шла речь, чему нас учила притча?
- Я предлагаю на масках нарисовать противоположные чувства: злость и доброжелательность.
- Дети, какая маска вам больше нравится? Почему?
6. Подведение итога занятия.
Источник:
1.https://pritchi.ru/id_4637
2. https://childish.fome.ru/ras-10-9.html
3. Видео: https://www.youtube.com/watch?v=8dw9v3EnF5c