Светлана Кабанец
Проект «Дружба народов — сила страны!»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный, информационно-творческий
Проект «Дружба народов – сила страны!»
Подготовил проект
Воспитатели: Кабанец С. В.
Продолжительность проекта (краткосрочный) : с 16.11.2020 по20.11.2020 год
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Проект «Дружба народов – сила страны!»
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Публикация «Проект „Дружба народов — сила страны!“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Актуальность проекта :
• В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
• Россия – многонациональное государство. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.
• «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» — так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995 г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО. В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
o - этика и стратегия ненасилия;
o - идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
o - необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т. д.
• Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения и т. д.
• В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и
патриотизма.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, России, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории России, символике, достопримечательностях, будут знать народы, которые населяют Россию, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполненными.
Цель: Формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей.
Задачи:
• Обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России (русских, татар, молдаван, азербайджанцев, украинцев, узбеков).
• Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
• Развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности.
• Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.
• Развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме, в художественно-продуктивной деятельности.
• Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.
• Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
• Воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.
Ожидаемый результат: Воспитанник, имеющий представление о России как о многонациональной стране, знакомый с некоторыми традициями разных народностей, способный организовать свою деятельность, умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеющий исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности, умением выступать перед аудиторией, любящий родной край, уважительно относящийся к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам.
Этапы реализации проекта
Информационно-накопительный:
Цель: Создание условий для реализации проекта.
- Интернет- ресурсы.
- Подбор информационной и исторической литературы.
- Подбор произведений, пословиц и поговорок о мире и дружбе.
- Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,
- Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры.
- Выставки книг, фотографий, рисунков, поделок.
- Подбор информационного и наглядного материала совместно с родителями.
- Оформление информационного стенда для родителей по данной теме.
- Создание условий и разработка конспектов в соответствии с ФГОС ДО для проведения бесед и НОД.
Организационно-практический:
Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей и родителей по реализации проекта.
- Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
- Оформление наглядной и предметно-развивающей среды в соответствии с планом деятельности над проектом.
- НОД, продуктивная деятельность, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, игровая деятельность, слушание музыкальных произведений народов России.
Работа с родителями:
- Оформление информационного стенда и другой наглядной агитации.
- Организация консультации.
- Создание книги «Рецепты блюд народов России»
Презентационно-завершающий:
Цель: Оценка результатов деятельности, подведение итогов.
- Выставка художественно- творческой деятельности рисунков и коллажа «Мы разные, но мы вместе»
- Спортивное развлечение «Ярмарка народных игр»
- Презентация книги «Рецепты блюд народов России»
Реализация проекта
(с детьми и родителями)
Образовательная область «Познавательное развитие»
НОД «Россия – многонациональная страна»
Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
НОД «Народные промыслы»
Цель: формировать знания детей о разных видах народно-прикладного искусства; развивать связную речь, внимание, память, воображение, умение отвечать на вопросы полными ответами; воспитывать интерес к народным промыслам, умение видеть красоту этих изделий.
Дидактические игры:
• «Чей костюм?»
• «Узнай наш флаг (герб)»
• «Я не должен – я должен»
• «Что нужно мастерам»
• «Назови слова характеризующие человека»
• «Закончи предложение» («Моя страна.»)
Образовательная область «Речевое развитие»
НОД Составление рассказов по пословицам:
• - «Родина краше солнца, дороже золота».
• -«Гусь за море полетел, гусь, а не лебедь, и назад прилетел».
• -«На чужбине и собака тоскует».
• -«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».
• -«Смело иди в бой, Родина за тобой».
Цель: формировать умение детей составлять рассказ на заданную тему. Активизировать
использование в речи детей имен прилагательных, уточнять понимание детьми смысла
пословиц.
НОД «Сказки народов России»
Цель: подвести детей к пониманию глубинной схожести народов России (Родина, труд, доброта, красота, семья). Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности детей.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование:
НОД «Куклы в национальных костюмах»
Цель: В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами
народов России. Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями.
Формировать умение детей изображать различные узоры, закреплять умение рисовать
крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым
карандашом.
НОД Коллективная работа – коллаж: «Мы разные, но мы вместе»
Цель: Воспитывать в детях отзывчивость, дружелюбие, уважение к народам России.
Формировать у детей умение передавать в рисунке сюжет хоровода народов России.
Закреплять умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.
Аппликация:
НОД «Сапожки для башкирской девушки»
Цель: Воспитывать у детей интерес народу Башкирии. Уточнить знания о одежде и обуви
башкир. Развивать воображение, фантазию, развивать речь детей. Воспитывать навык аккуратного наклеивания.
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры:
• «Серый волк» Татарская
• «Горелки» Русская народная
• «Юрта» Башкирская
• «Ловля оленей» Чукотская
• «Подними платок» Дагестанская
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Чтение художественной литературы
Цель: стимулировать увлечение совместным со взрослыми и сверстниками чтением и
общением по содержанию прочитанного; продолжать формировать интерес к чтению
произведений больших форм (чтение с продолжением); развивать способность к
эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни.
Стихи : «Наше Отечество» К. Ушинский; «Поезжай за море, океаны» М. Исаковский.
Сказки: - «Самое дорогое» Русская народная
- «Шейдула – лейтяй» Дагестанская
- «Тюляк, сын Сари и Маркаса» Башкирская
- «Как собака друга искала» Народы Севера
- «Айога» Нанайская
- «Кит и олень» Чукотская
- «Перя – богатырь» Коми
Беседы:
«Страна, в которой мы живем. Природа России»
Цель: закрепить знания детей о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну. Активизировать в речи детей слова: Родина, Россия, народы России. Продолжать развивать у детей умение самостоятельно организовывать игру народов России. Формировать связную, диалогическую речь.
«Ты и я мы друзья»
Цель: расширять познавательные интересы детей, воспитывать толерантность и любовь к такой поистине безграничной Родине. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.
«Традиции и праздники народов России»
Цель: познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.
«Музыкальные инструменты народов России»
Цель: формирование представлений о музыкальной культуре разных народов России, их традиционных музыкальных инструментах, развитие познавательного интереса к игре на музыкальных инструментах. Обогащать знания детей по теме, закреплять знания детей о русских народных инструментах. Стимулировать освоение умений игрового музицирования. Воспитывать толерантность, интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.
Слушание музыкальных произведений: Струве «Моя Россия», Александрова «Гимн России», «Лезгинка» - жителим гор - дагестанцы, татарская песня «Бабочка», мордовская песня «Белая береза», русская народная песня «Во поле березка стояла», народы Севера шаманский бубен.
Самостоятельная деятельность детей
Сюжетно – ролевые игры:
«Дом моды»
Цель: закреплять знания детей об одежде работников разных национальностей (татар, башкир, марийцев, народов Севера); одежда есть женская, мужская, она шьется из разных материалов (шкур животных, меха, бусинок, монеток и др.) Расширять сведения о профессии художника-модельера, дизайнера, портного, швеи. Переносить полученные знания о народах России в сюжетно-ролевые игры, развивать у детей инициативность, фантазию, творческое самовыражение.
«К нам придут гости»
Цели: создавать условия и поощрять социальное творчество; формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о России, страна большая, богатая. Рассказать детям, что Россия – страна многонациональная.
Воспитывать у них чувство уважения к особенностям жизни других национальностей, развивать речь детей.
Конструирование: «Кремль», «Старинные крепости»
Цель: формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям. Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности. Учить видеть конструкцию объекта и анализировать её основные части, их функциональное назначение. Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе существующих сооружений. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Продукт проектной деятельности :
Коллаж «Мы разные, но мы вместе»
Спортивный досуг: «Ярмарка народных игр»
Презентация книги: «Рецепты блюд народов России»
Работа с родителями:
Оформление родительского уголка и другой наглядной агитации.
Участие родителей в создании книги «Рецепты блюд народов России»
Результат реализации проекта :
Подводя итог работы в проекте, мы можем сказать, что наши воспитанники, имеют представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках народов России, знакомы с национальными играми, сказками. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством разных народов (потешки, поговорки, заклички, песнями и танцами. Воспитанники с уважением и интересом относятся к традициям других народов. Они умеют творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности, способны организовать свою деятельность. Развлечения, построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того, игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Одним тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд :
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рождения, другой – оленевод,
Один кумыс готовит, другой готовит мед.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина – Россия у нас у всех одна!
Литература.
1. Антонов Ю. Э., Левина Л. В. Розова О. В. ,Щербакова И. А. Как научить детей любить Родину?- М. ,АРКТИ, 2003 – 168 с.
2. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
3. Ботякова О. А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
4. Вульфов Б. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б. Вульфов // Внешкольник. – 2002. – № 6
5. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15. -С. 6
6. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).
7. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С. А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л. И. Катаева. – М. : «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с. : ил.
8. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г. Москва.
9. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
10. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с. : ил.
11. Натарова В. И., Карпухина другие. Моя страна. - ТЦ Учитель,2005 г. -205с.
12. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.
13. Е. А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
14. Парамонова Л. Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности / Л. Парамонова, Т. Алиева,
15. Рожков М. И. Воспитание толерантности у школьников / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, М. А. Ковальчук. – Ярославль: Академия развития, 2003.