Ирина Карсанова
Проект «Дорогою добра» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
для детей старшей группы
на тему: «Дорогою добра»
Актуальность
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Публикация «Проект „Дорогою добра“ в старшей группе» размещена в разделах
- Доброта. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
В мае, мы совместно с детьми и родителями, работали по проекту «Дорогою добра». За основу проекта мы взяли замечательное стихотворение, автор которого неизвестен.
«Зачем ты пишешь притчу эту, что, в сущности изменишь ты?»
«Хочу я Зло призвать к ответу, за боль и слёзы Доброты!»
Давным-давно всё это было, бег времени уж память поистёр,
Пути судьба перекрестила, двух сводных, не родных сестёр.
Та, что помладше и скромнее, носила имя Доброта,
С прекрасным ликом, всех милее, в ней привлекала простота.
В цветастом платьице, босая, вплетая в косы васильки,
Чуть слышно песню напевая, считала вешние деньки.
К ней люди шли спросить совета, встречал их нежный её взгляд.
Простого доброго ответа желал услышать, стар и млад.
И всё кругом цвело и пело, и зверь лесной был ласке рад,
И не было добру предела, и каждый жил как друг и брат.
Весь мир лучился ярким светом необычайной красоты,
И каждому тогда хотелось жить по законам Доброты.
А что же Злость? Мрачнее тучи. Коварен, жаден её нрав.
Всегда одна, одной ей лучше и для неё лишь сильный - прав.
В морщинах злостная - личина, с огромным горбом на боку,
Сидит во тьме, задув лучину, держа корявую клюку.
Ничто на свете ей не любо, в душе гнилой лишь чернота.
И с каждым днём всё ненавистней сестрицы сводной доброта.
Злость одиночеством томится, её на части зависть рвёт,
И мысль, как извести сестрицу, никак покоя не даёт.
Но выход есть, рецепт уж найден, котёл зловонием чадит,
А у котла, мешая зелье, сестрица злобная сидит.
И сыплет острую приправу, в ней вред и подлость тёмных дел,
Злосчастным словом проклинает, добру готовя злой удел.
Таится злоба в подземелье, но час беды вот-вот пробьёт.
Очаг угас, готово зелье, что Злости силы придаёт.
Развеяв капли, пожелала сестрице смертного конца,
А людям добрым наказала для Доброты закрыть сердца.
По свету ветер Зла помчался, неся сердцам свой тяжкий вред,
И тот, кто с ветром повстречался, в том Доброты пропал и след.
Стучит Добро в окно и двери, моля впустить хоть на порог,
Оно надеется и верит, прощая людям их порок.
«Так хочется согреться в сердце, душевный кров себе найти,
Теплом своим оттаять сердце, ветрам и вьюгам вопреки.»
«И без тебя на сердце тесно - там зло, корысть и суета,
И не найти тебе в нём места», - в ответ лишь слышит Доброта.
Куда идти теперь бездомной, кому нужна теперь она,
Жить под покровом ночи тёмной, навек она обречена.
В лохмотьях нищенки забытой, сердечной милости прося,
Брела, дорогою разбитой, всю боль людских измен снося.
Смирившись с тягостной судьбою, в отчаянье руки опустив,
Случайно встретилась со мною, робея помощь попросив.
Вдруг вспомнил я былое время, как неудачи круг замкнув,
Меня в моё лихое бремя Добро спасло, мне руку протянув.
Спасло тогда, когда в душе пылая, обиды пламя грудь мне жгло,
И, поселившись в моём сердце, Добро мне выжить помогло.
Я распахну души затворы, добром наполню сердце вновь,
Пусть разоряться злости норы, что отравляет людям кровь.
«Я вас прошу, откройте двери, впустите в сердце Доброту,
И зазвучат в душе капели, поля ромашек зацветут.
Ведь Доброте немного надо, всего укромный уголок.
Любому сердцу будет рада, ни слова не сказав в упрёк.
Я так хочу, чтобы из жизни ушли жестокость и хандра,
И верю в то, что люди больше не отрекутся от добра!»
Цель, задачи педагогического проекта
Цель проекта:
1. Воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи.
Задачи проекта:
1. Довести до сознания детей необходимость ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения, а так же положительное отношение ко всем людям.
3. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
4. Закреплять знания правил вежливого общения.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
6. Расширять представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
7. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
8. Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
9. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы,родители (законные представители).
Реализации проекта
Реализация проекта направлена на достижение целей и задач направлений: «Познавательно – речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», способствующих формированию культуры ребенка, всестороннему развитию свободной творческой личности воспитанника, его коммуникативных навыков. Это позволит ему успешно адаптироваться к жизни.
Сроки реализации проекта: 9.09.2019 – 13.09.2019 г. г.
Этапы реализации проекта:
Первый этап. Целеполагание.
Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
Второй этап. Разработка проекта (подготовительный).
1. Довести до участников важность данной темы.
2. Наметить план действия.
3. Обсудить план проекта с методистом.
4. Информировать родителей (законных представителей) с планом проекта «Впустите в сердце доброту».
5. Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
6. Подбор методической литературы:
Третий этап. Основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Четвертый этап. Итоговый.
Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.
Продукт проекта – Акция «Посылка детскому дому»
При условии реализации проекта «Дорогою добра» можно предположить следующие результаты:
1. Создание в группе необходимых условий по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Оформление тематических книжных выставок в группе: демонстрация совместного творчества детей, педагогов, родителей.
- Оформление выставки рисунков на тему «Доброта вокруг нас».
- Практическая мастерская «Подари улыбку прохожему»
- Оформление уголка для родителей рубрикой «Спешите делать добро».
2. Активное участие родителей в реализации проекта в результате, которого происходит преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию.
3. Более бережное отношение детей к живому миру природы.
4. Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.
5. Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями, пословицами и поговорками о добре.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
- Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской активности в непосредственной образовательной деятельности, в беседах с детьми, акциях «Подари улыбку прохожему», «Книжкина больница», «Посылка детскому дому», коллективная работа «Дерево любви и доброты», «Спешите делать добро».
- Оценка заинтересованности и активности родителей в проекте происходит через их участие в акции «Посылка детскому дому».
- Оценка активизации деятельности педагога отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Оборудование и материалы: фотоапппарат,телевизор, книги о добре, иллюстрации для проведения бесед с детьми по данной теме, настольно-печатные игры, видеоматериалы, презентации о добрых делах, материалы для продуктивной ИЗО деятельности, игрушки, посылка.
Паспорт проекта
(краткосрочный, познавательный, творческий)
«Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром». С таких замечательных слов началась проектная тематическая неделя Добра в нашей группе. Зависит ли что от педагогов, в воспитании добрых чувств ребенка? «Да»! – говорит ученый и педагог-новатор Ш. А. Амонашвили и видит только один путь гуманного подхода к детям. Это ему принадлежат замечательные слова: «Педагог! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло».
В реализации проекта мы руководствовались следующими принципами в педагогической деятельности:
1. Первый – любить ребенка, т. к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим.
2. Второй – очеловечить среду, в которой живет ребенок, т. е. обеспечить душевный комфорт и равновесие.
1-й этап – целеполагание. Изучение литературы, подбор методов для реализации проекта.
2-й этап – разработка плана-проекта.
Мероприятие. Цели.
1 Круглый стол для родителей. Обсуждение целей и задач проекта. Формирование интереса у родителей к созданию условий для реализации проекта.
Ответственные:Воспитатель, родительский комитет.
2[/b ]Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, литературы по данной теме для чтения и бесед. Создание условий для реализации проекта.
ответственный:воспитатель
3 Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме «Решение педагогических ситуаций» Просвещение родителей через информационный стенд и индивидуальное общение.
Воспитатель.
4 Акция «Посылка детскому дому». Привлечение членов семьи ребенка к участию в сборе посылки для дома ребенка, формирование у родителей и детей желания принимать участие в совместных действах ДОУ.
Ответственные:Родители, воспитатель.
3 этап – основной.
План реализации третьего этапа проекта:
Понедельник
Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Тропинка добра»
Коллективная работа «Дерево добра и любви»
Разучивание: пословиц о добре
Вторник
Разучивание игр «Я не должен – я должен», «Мост дружбы», «Радио», «Секрет», «Добрые и вежливые слова» и др.
Разучивание песен о дружбе
Разучивание мирилок
Среда
Акция «Подари улыбку прохожему» с рецептом счастья.
Беседы о добрых поступках и делах,
просмотр презентации «Доброта»
Сотвори добро - «Накормим птиц».
Просмотр презентации «Быть плохим или хорошим»
В течение всей недели читали детям стихи, рассказы, сказки: С. Я. Маршака «Друзья-товарищи», Г. Остера «Вредные советы», В. Осеевой «Рыжий кот», «Добрые слова», В. Маяковского «Что такое хорошо и, что такое плохо», ненецкие сказки «Айога», «Три сына», Е. Благининой «Подарок», «Как светлячок друга искал», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е. Серова «Нехорошая история», Л. Толстой «Лев и собачка»…
Слушали с детьми музыкальные произведения «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фун-тика, Барбарики «Доброта», Леопольд «Ярко светит солнце»…
В течение всей недели дети делали Добрые дела: «Книжкина больница» – организация работы по ремонту старых книг, изготовление кормушек для птиц из строительного материала, ухаживали за комнатными растениями, помогали посильной помощью помощнику воспитателя, дворнику, учили детей младшей группы зашнуровывать ботинки, очищать дощечки от пластилина, точить карандаши, изготавливали поделки для мам и пап к праздникам.
Четверг [/b
]Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Дарите людям доброту» Просмотр мультфильмов:
«Добро пожаловать»,
«Сказка про доброго носорога»,
«Как ослик счастье искал».
Пятница Коллективная работа «Спешим делать добро»
Сбор и отправка посылки детскому дому.
В течение всей недели проходит акция «Посылка детскому дому».
Вывод: во время реализации проекта «Дорогою добра» приняли участие дети старшей группы ; родители; воспитатель.
4 этап – итоговый.
Включил в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.
Продукт проекта – Акция «Посылка детскому дому»
Конкретные ожидаемые результаты
Были получены следующие результаты:
1. В группе дополнена библиотека книг с пословицами и поговорками, произведениями авторов В. Маяковского, В. Осеевой, Г. Остера, Е. Благининой, Л. Толстого о дружбе, о добре.
2. Активное участие в акциях «Посылка детскому дому», еще больше сплотило педагога, детей и их родителей.
3. Дети стали бережнее относиться к живому миру природы.
4. Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.
Дальнейшее развитие проекта
1. Продолжать воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
2. Продолжать работу по развитию уверенности в себе и своих возможностях.
3. Продолжать формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения.
4. Оформление альбома совместно с детьми и их родителями «Наши добрые дела».
5. Создать методическое пособие «Мирилки».
Список используемой литературы:
1. В. Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников». Образовательное пространство ДОУ. Учитель, 2009г.
2. Г. Б. Голуб, Е. А Перелыгина «Основы проектной деятельности». Учитель, 2008г.
3. Г. А. Киселева «Проектный метод в деятельности ДОУ» - Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Аркти, 2011г.
4. К. Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Сфера, 2009г.
5. Л. И. Грехова «В союзе с природой», «Сервисшкола», Москва, 2003г. ;
6. М. В. Дубова «Организация проектной деятельности дошкольников, Детство-Пресс, 2008г.
7. Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг нас», «Просвещение», Москва, 1993г.
8. О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду», «Учитель», Волгоград, 2011г.
9. Под редакцией М. А. Васильевой «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы», «Мозаика синтез, Москва, 2010г.
10. С. В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду», «ВАКО», Москва, 2011г. ;
11. Т. А. Маркова «Детский сад и семья», «Просвещение», Москва, 1986г. ;
Интернет – ресурсы:
1. http://festival.1september.ru.
2. http://www.uchmag.ru
3. http://eduhmao.genum.ru