Ирина Борисовна Кайль
Проект «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : воспитанники второй младшей группы №13,родители.
Тип проекта : информационно-практический, игровой.
Сроки реализации проекта : 01.09.20г. -31.05.20г.
Проблема проекта : Проблемой в общении детей младшего возраста с домашними животными является незнание правил общения.
Актуальность проекта : Животный мир – важная часть нашей жизни. Каждый ребёнок познаёт окружающий мир, стараясь потрогать его, поиграть….
Публикация «Проект „Домашние животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Воспитывать любовь к природе нужно начинать с самого раннего детства. Необходимо учить детей заботиться о природе и беречь её. Важной частью природы являются живые существа. Прежде всего, ребёнок узнаёт животный мир, знакомясь с теми, кто живёт с ним рядом. А это домашние животные. А если сказать ещё точнее, то домашние питомцы, живущие в квартире. Не каждый родитель соглашается завести домашнего любимца, зная и понимая всю ответственность.
Летом дети бывают у бабушек и дедушек в деревне, где, конечно, знакомятся с домашними животными. Но такое «знакомство» происходит не у всех, да и те, кто видел животных – не всегда могут обобщить свои представления. А многие дети даже назвать домашнее животное не могут!
Поэтому и возникла идея подробного знакомства детей с домашними животными. Привлечение внимания к вопросу о важности домашнего животного в семье вызвал к жизни мой проект «Домашние животные», цель которого формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным. Решая задачи проекта, мы помогаем детям усваивать важный морально-нравственный постулат: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Цель проекта : Создать условия для формирования начальных форм коммуникации и познания домашних животных у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
образовательные:
способствовать уточнению и обогащению представлений детей о домашних животных и их детёнышах (кот-кошка-котёнок, пёс-собака-щенок, бык-корова-телёнок, козёл-коза-козлёнок, конь-лошадь-жеребёнок и др);
поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за животными;
развивающие:
развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу людям);
развивать речевое общение и умение отвечать на вопросы, вести диалог;
развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке; развивать творческие способности;
воспитательные:
воспитывать интерес к жизни животных, заботливое отношение;
формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; её способности передавать различные эмоции, настроение.
Возрастные особенности:
В возрасте 3 - 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, не развернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования эталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия.
Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Планируемый результат:
для детей:
дети получат начальные представление о некоторых видах домашних животных, которых люди содержат в домашних условиях, узнают о навыках ухода за домашними питомцами;
появится интерес у детей к особенностям поведения, внешнему виду животных, которых люди содержат дома.
для родителей:
родители приобретут положительные эмоции от совместной работы с детьми и полученного результата;
сближение детей, родителей и педагога.
для педагога:
приобретение знаний по данной теме и применение их в проекте, самореализация;
новые формы и методы в реализации проекта.
Принципы и подходы к реализации проекта :
Принцип доступности
Принцип наглядности
Принцип системности
Формы и методы работы:
Групповая, подгрупповая, индивидуальная
Методы и приемы: словесный, игровой, беседа, рассказывание, показ, вопросы, поощрение.
Итоговый продукт: фотоальбом «Мой домашний питомец».
Этапы реализации проекта :
I – подготовительный
-создание у детей мотивации к проектной деятельности; ознакомление родителей с задачами проекта; совместная деятельность с детьми.
В силу отсутствия у ребенка жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому. Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности).
Организационный - постановка целей и задач, предварительная работа с детьми и родителями. Пополнение РППС. Выбор оборудования и материалов. Работа с познавательной и детской художественной литературой. Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физминуток. Оформление центра «Развитие речи» по теме. Наблюдения за домашними животными. Составление вопросов для бесед. Разработка конспектов занятий.
Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему нужно замечать и поощрять: «Ты быстро придумал!», «Молодец! Правильно ответил».
II – содержательный (практический)
Формы организации совместной деятельности
по теме проекта
«Домашние животные» Дидактическое обеспечение
- Проведение с детьми бесед о домашних и диких животных : «Кто такие домашние животные»
«Почему их так называют?»
«Как животные разговаривают?»
«Какие домашние животные живут у вас дома?»
«Забота о животных»
- Рассматривание иллюстраций, наборов открыток к темам: «Домашние животные» «Чей домик» - автор-художник И. Першина;
«Что любят животные» - художник М. Бондаренко.
«Кошкин дом» - художник С. Михайлов;
«Запомни картинки» - художник И. Дорошенко.
- Проведение пальчиковых, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр: Игры с пальчиками: «Козочка», «Белочка», «Киска», «Лужок», «Лошадка», «2 котёнка».
Подвижные игры: «Кто как кричит», «Лошадка», «Гуси-гуси», «Кот Васька и мыши», «Теремок», «Кошечка»,
Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто, как кричит?», «На скотном дворе», «Помоги животным найти свой завтрак», лото «Домашние животные», «Кто что ест?», разрезное лото «Животные».
Игровые упражнения: «Дорисуй животное», «Выбери животное», «Обведи животное по точкам», «Магазин игрушек».
- Чтение художественной литературы: «Узнай меня» - С. Подгорная;
«Идёт бычок качается», «Сторож», «Котёнок», «Лошадка», «Козлёнок» - А. Барто;
«Милые сони» - О. Александрова;
«Разные собачки» - Б. Заходер;
«Телефон», «Котауси и Мауси» - К. Чуковский;
«Детки в клетке», «Усатый-полосатый», - С. Маршак;
«Как Хома зарядкой занимался» - А. Иванов;
«Катя и бычок» - Л. Воронкова;
«Про Томку» - Е. Чарушин;
«Это кто?» - Т. Лопухина;
«Щенок» - Ю. Разумовский;
«Кто это?»;
«Трезор», «Фома» - С. Михалков;
«Кто сказал мяу», «Кошкин дом» - Н. Носов; «Приключение котика и пёсика» - И. Чанек.
- Чтение русских народных сказок: «Колобок, «Репка», «Козлятушки», «Теремок».
- Чтение авторских сказок: «Котенок, который забыл, как надо просить есть», «Козленок, который умел считать до десяти» - А. Прейсен, «Курочка» - Е. Чарушин, «Кто самый красивый» - Е. Карганова, «Котик и козлик» - В. Жуковский; «Котята» - И. Токмакова.
- Слушание и пение русских народных и колыбельных песен: «Козочка», «Сидит белка на тележке», «Ладушки».
- Слушание и заучивание потешек и считалок: «Котик с пряником», «Жили у бабуси», «Скок – поскок», «Как у нашего кота», «Киска», «Коза», «Упрямые козлы», «Пошёл котик на торжок», «Ходит кот по лавочке», Котенька – коток», «Кот на печку пошёл».
- Загадывание и отгадывание загадок «Лесные загадки» - П. Синявский.
- Проведение физкульт-минуток: «Зайка», «Кот», «Конь», «Игра с зайкой».
- Изобразительная деятельность: Лепка – «Покормим кошечку», «Звериные тропинки».
Рисование – «Щеночек», «Спрячем мышку» (раскрашивание трафаретов, «Следы» (рисование пальчиком, «Шубки для зверей» (рисование клеевой кистью).
- Художественно-продуктивная деятельность: Выставка поделок: «Детишки – малышки».
Фотовыставки: «Ребята и зверята», «Домашний любимец».
- Совместная деятельность детей и родителей: Кукольный спектакль - «Репка», «Теремок».
Настольный театр - «Кто сказал мяу».
- Взаимодействие с родителями.
Анкетирование
«Домашние животные в вашей семье».
1. Консультации «Знакомим ребенка с домашними животными»
2. Памятка «Почему детям необходим контакт с животными?»
III – заключительный (презентативный) – Защита проекта
Продукт проектной деятельности :
Театрализация сказки «Репка».
Ответственные: педагог и родители.
Форма защиты в виде презентации «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Ответственные: руководитель проекта.
Риски и пути преодоления:
Риски:
Трудность привлечения родителей к участию в проекте.
Пути преодоления:
Индивидуальная беседа о важности общего дела.
Выполнение совместных домашних заданий с детьми.
Заинтересовать родителей с помощью информационных стендов и консультаций.
Перспективы развития проекта :
Продолжать обогащать знания детей по теме: «Домашние животные». Планирую участвовать с детьми и родителями в выставках, конкурсах по данной теме.
Ресурсное обеспечение проекта :
Телевизор, ноутбук, магнитофон. Крупные и мелкие наборы домашних животных и их детёнышей. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Маски и костюмы домашних животных для театрализации.
Информационные ресурсы:
1. https://logoped11gruppa.ucoz.ru/index/tema_quot_domashnie_zhivotnye_quot/0-171
2. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog58413/podvizhnye-i-rechevye-igry-mir-zhivotnyh.html
3. https://www.maam.ru/detskijsad/konkurs-podvizhnye-i-rechevye-igry-na-temu-mir-zhivotnyh.html
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/08/08/kompleksno-tematicheskoe-planirovanie-v-starshey-gruppe-tema-domashnie
5. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/4528-pedagogicheskij-proekt-razrabotka-osushchestvlenie.html
https://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-o-domashnih-zhivotnyh.html
(ссылки на интернет сайты)
Учебно-методические ресурсы:
Используемая литература
Веракса Н. Е., Комарова Т. С, Васильева М. А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.
Шорыгина Т. А. «Домашние животные, какие они?»
Теплюк С. Н. «Игры-занятия на прогулке с малышами». М. : Мозаика- Синтез, 2016.
Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа» - М. : Мозаика- Синтез, 2016.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности младшая группа». М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.
О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.
Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность младшая группа» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017.
Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.
Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.
М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения» М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017.
С. Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.