Марина Филиппова
Консультация для воспитателей «Музыка в жизни детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок прибывает в детском саду весь день, и каждый день насыщен занятиями. Детям порой бывает трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Чтобы снять психологическое и физическое напряжение, создать благоприятный эмоциональный фон, устранить нервное напряжение, педагог на своих занятиях (развитие речи, социальный мир, математика, рисование и др., включает музыку, как для активного так и пассивного её восприятия детьми.
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыка в жизни детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2016
Музыка оказывает одно из самых сильных воздействий на ребёнка. Она заставляет радоваться и грустить, мечтать и думать. Всем известно и доказано учёными, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Музыка развивает мышление и воображение, обогащает речь детей, учит импровизировать и фантазировать. Ребёнок, с детства живущий в окружении мелодий Вивальди, Моцарта, Чайковского, Баха, впитывает в себя всю красоту, гармонию, благородство интонаций и поразительное богатство оттенков – всё то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным и гармонично развитым.
При активном её восприятии педагог намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки: её образно-эмоциональном содержании, средства выразительности (мелодия, ритм, темп и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане. Степень активности восприятия музыки детьми на занятии определяется воспитателем. Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности и концентрации внимания, используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи, обогащается «словарь эмоций». На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель может обратиться к окружающей музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по ИЗО в процессе рисования по представлению, можно применить звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальное произведение для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. На логопедических занятиях для проведения логоритмики, коррекционных разминок, музыка используется активно, а пассивно музыка звучит фоном для выполнения творческих и письменных заданий.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально-комфортный климат в группе. Взаимодействие специалистов и воспитателей, учитывающих особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, поможет подобрать оптимальный репертуар для музыкального фона, а также укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течении дня.
Примерное расписание звучания фоновой музыки.
(время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей)
Время звучания Преобладающий эмоциональный фон
7.30-8.00 Радостно-спокойный
8.40-9.00 Уверенный, активный
12.20-12.40 Умиротворённый, нежный
15.00-15.15 Оптимистично-просветлённый, спокойный
Непроизвольный слуховой опыт должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка насеет в себе выразительные образы вечных понятий – любви, красоты, света, добра, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку и взрослому.
Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии:
• музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;
• замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;
• улучшается речевая функция;
• улучшается сенсомоторная функция;
• музыкотерапия очень эффективна к коррекции нарушения общения: она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны;
• ребёнок испытывает положительные переживания достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования, развиваются его интересы.
Музыка на каждый день
СD 1
Приём
1. Бах «Шутка» - сюита №5.
2. Чайковский «Щелкунчик» - марш.
3. Штраус «Звуки весеннего вальса».
4. Штраус «Полька трик- трак»
Перед занятиями1. Моцарт «Маленькая ночная серенада».
2. Хачатурян «Танец с саблями»
3. Моцарт «Турецкий марш»
После занятий1. Сен- санс «Лебедь».
2. Шуберт «Серенада»
Перед сном1. Бетховен «Лунная соната»
2. Шуберт «Ave Maria»
После сна1. Вивальди «Времена года. Весна»
Музыка на каждый день
CD 2
Приём
1. Григ «Утро»
2. Свиридов «Вальс»
3. Рахманинов «Итальянская полька»
4. Вивальди «Зима»
5. Чайковский «Вальс цветов»
Перед занятием1. Моцарт «Симфония №40»
2. Чайковский «Концерт №1 для фортепиано с оркестром»
3. Штраус «На прекрасном голубом Дунае»
4. Равель «Болеро»
Перед сном1. Бах «Воздух»
2. Григ «Песня Сольвейг»
3. Лист «Грёзы любви»
4. Дебюсси «Лунный свет»
После сна1. Римский-Корсаков «Полёт шмеля»
2. Рубинштейн «Мелодия»
3. Хачатурян «Вальс»
4. Чайковский «Танец маленьких лебедей»