Наталья Устюжанина
Коррекция эмоционального выгорания у сотрудников социальной сферы
▼ Скачать + Заказать документы
Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом.
Публикация «Коррекция эмоционального выгорания у сотрудников социальной сферы» размещена в разделах
Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе «человек - человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания».
При рассмотрении теоретических предпосылок коррекции эмоционального выгорания у сотрудников социальной сферы были выделены стадии, симптомы и диагностика эмоционального выгорания[1].
Делая анализ литературных данных, можно сказать, что исследователи, изучая синдром «эмоционального выгорания» рассматривали его как результат влияния комплекса стрессогенных факторов и как, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Анализ исследований синдрома «психического выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Обе группы факторов связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии объективных факторов. Синдром профессионального «выгорания» - ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
В данном сообщении представлен случай консультирования сотрудника социальной сферы : возраст – 50 лет, пол - женский, стаж работы в профессии -30 лет. Профессия - провизор. Место работы - аптека от склада. Образование – высшее. Детей нет. В браке не состоит. Официально не трудоустроена.
В данном случае клиент обратился на консультацию с запросом отвращения к работе, усталостью, нехваткой сил и постоянным желанием – спать. Таким образом, из анализа данной ситуации сложился вывод: что клиент «выгорел» на работе.
Была разработана программа коррекции индивидуально для клиента по методикам арт-терапии[3] и коучинга, расчитананная на три недели. В программу входит шесть занятий по 60 мин.
Целью эмпирической программы является коррекция эмоционального выгорания у сотрудника социальной сферы.
Для проведения эмпирической программы коррекции была подобрана "Диагностика эмоционального выгорания личности" В. В. Бойко.
Краткое описание данного метода исследования:
Методика Бойко направлена на выявление синдрома "Эмоционального выгорания" позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения»[2]. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.
Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания» : напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.
Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". Уровень эмоционального выгорания оценивается по 12 шкалам, которые группируются в соответствии с тремя фазами: «Напряжение», «Резистенция» и «Истощение».
В ходе реализации коррекционной работы нами была проведена
"Диагностика эмоционального выгорания личности" В. В. Бойко.
Результаты входящей диагностики показали, что у испытуемой фазы формирования синдрома «выгорания» сформировались. Фаза «Напряжение», «Резистенции» и «Истощения» в сформированной стадии.
В фазе «Напряжения» доминируют симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.
В фазе «Резистенции» у испытуемой доминируют: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей, а симптом – эмоциональная нравственная дезориентация – складывающийся. И последняя фаза «Истощение», в ней доминируют симптомы: эмоциональная отстраненность и личная отстраненность; а симптомы: эмоциональный дефицит и психосоматические нарушения – складывающиеся симптомы.
Таким образом, мы видим, что у испытуемой все фазы развития стресса сформировались.
Для проведения коррекционной программы были разработаны индивидуальные занятия по арт-терапии и коучингу. Цель занятий была направлена на гармонизацию эмоционального состояния, как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста; «проработку» эмоций и чувств, в том числе подавляемых; психопрофилактику негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение, содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств. А также
формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья через овладение способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.
Результат проведенной коррекционной работы показал, что у испытуемой после проведения итоговой диагностики фазы формирования синдрома «выгорания» «Напряжение» и «Истощения» перешли в фазу не сформированности.
А фаза «Резистенции» в стадию формирования.
По результатам проведения Эмпирической программ коррекции эмоционального выгорания у сотрудника социальной сферы были сделаны определенные выводы:
Первое – важность программы, второе – эффективность.
Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников, важно в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере социальной работы. Он в первую очередь угрожает людям, работающим напряженно и с большой эмоциональной нагрузкой, что в полной мере можно отнести к работникам аптеки, как к руководителям, так и к первостольникам. Человек, преследуя карьерные и профессиональные цели, с головой уходит в работу, стремится покорять все новые рубежи своего дела, приходит раньше и уходит позже окончания рабочего дня, работает в выходные. Служебные дела постепенно вытесняют остальную жизнь. В результате абсолютного погружения в работу совсем не остается времени на себя. Накапливается физическая усталость, а потом — моральная и психологическая. Организм начинает подавать опасные сигналы: хроническая усталость и недосыпание, постоянные головные боли, апатия, непроходящее плохое физическое самочувствие. Но всему этому не придается значения: мол, на пенсии отдохнем.
По некоторым данным, СЭВ страдает до четверти работающих людей в мире. И в России, в условиях жесткой профессиональной конкуренции, ситуация не лучше. Как не упустить опасный момент, не проглядеть симптомы надвигающейся болезни? Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как «эмоциональное выгорание «оказывает негативное влияние не только на самих социальных работников, но и на их деятельность и самочувствие, и на тех, кто находится рядом c ними.
По итогам реализации коррекционной программы мы видим, что результаты итоговой диагностики испытуемой значительно улучшились.
Список литературы:
1. 4. Баробанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания». Учебное пособие. - М. : Педагогика, 2005. - 527 с. 30.
2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других. М., 1996
3. Киселева М. В, Кулганов М. В. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие – CПб. :Речь, 2014.- 64с.