Елена Казип
Занятие по профилактике эмоционального выгорания «Комфортное общение в коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.
2. Формировать профессиональные качества : коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
3. Снятие психоэмоционального напряжения, создание чувства группового единства, настрой на совместную работу.
Публикация «Занятие по профилактике эмоционального выгорания „Комфортное общение в коллективе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о техниках и приемах взаимодействия в коллективе, некоторые из которых мы попробуем на себе.
Упражнение Приветствие «Сказочный герой»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, создание чувства группового единства, настрой на совместную работу.
Время: 3 мин.
Психолог: Сегодня наше занятие я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.
Описание: Участники по кругу называют свое имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.
Упражнение "На что похоже мое настроение сейчас?"
Специалисты сидят в кругу. Мяч передается по кругу. Каждый рассказы-вает о своем настроении, сравнивая его с каким-либо состоянием, со-бытием или предметом, фруктом, природным явлением и т. п.
Упражнение «Лежачий камень»
Цель: дать возможность почувствовать и обсудить отношения, основанные на игнорировании.
Материалы: стулья участников, пластмассовая кофейная чашка, тяжелая металлическая чайная ложка, дощечка (поднос).
Инструкция:
Сейчас мы из стульев сделаем дорогу, вернее тропинку, на котором лежит валун – такой большой «лежачий камень». Поскольку двигать его трудно. То мы постараемся сделать вид, что он нам не мешает, или, или даже используем его, например, для отдыха. А «лежачим камнем» по очереди будет каждый из вас. Когда вы будете идти по тропинке, вы будете держать в руках свои «ценности». Их роль будет выполнять чашка с ложкой внутри нее, которая стоит на подносе.
Вам нужно удерживать свои «ценности» так, чтобы они не рассыпались. Вы можете перешагивать через «камень», или садиться на него, и перекидывать ноги. «Камень» садится на корточки спиной вверх. Стулья раздвигать нельзя. Каждый проходит по тропинке в одну, а потом в другую сторону, затем передает чашку с ложкой следующему, а сам становиться «лежащим камнем».
Предварительное обсуждение:
Как вы чувствовали себя в роли «лежачего камня»?
Что вы чувствовали и думали, когда перешагивали через «камень»?
Удалось удержать «ценности»?
Резюме психолога:
Каждый из нас выбирает свой жизненный путь. Мы идем по нему и несем свои жизненные ценности – это наши правила, убеждения, интересы, мечты. Но иногда на пути попадаются такие люди, которые мы рассматриваем как досадную помеху. Мы не знаем, что с ним делать, и поэтому предпочитаем их игнорировать.
Вы уже видели, что бывает трудно. Мы затрачиваем много энергии, нам приходится делать дополнительно много работы, и при этом мы растрачиваем свои мечты, отказываемся от своих целей – уж лучше совсем отказаться от выбранного пути, чем каждый раз сталкиваться с препятствием, которое мы решили игнорировать. То есть игнорировать, на самом деле, не получается.
А ведь речь идет о человеке, который почему-то стоит на нашем пути, но которого мы упорно не хотим замечать. Но что при этом происходит? Обратите внимание, что для роли «ценностей» мы использовали легкую чашку и тяжелую металлическую чайную ложку. Ложечка стремилась опрокинуть чашечку, и вам пришлось особенно стараться, чтобы это не случилось.
У нас получилась метафора – нам всегда нужно особенно заботиться о сохранении жизненных ценностей. Преодолевая препятствия, мы порой забываем о ценностях и теряем их. И наоборот, заботясь о своих ценностях, мы, порой, не уделяем должного внимания окружающим нас людям. А что в это время переживает этот мешающий человек? Вы сами это почувствовали, когда были «лежачим камнем».
Обсуждение:
Конечно, мы не можем заставить человека делать то, что он не хочет. Но что мы можем сделать, вместо того, чтобы игнорировать?
Комментарии:
Вместо того, чтобы игнорировать, мы можем поговорить с человеком о том, что он хочет он, что хотите вы. О том, можете ли вы общаться так, чтобы не мешать друг другу и обсудить, как это сделать. такое общение требует меньше энергии, вызывает меньше раздражения, обид и вызывает взаимное уважение.
Упражнение «Кельтское колесо»
Есть люди дела, есть любители порядка, есть люди творчества, а есть те, кто любит теплые отношения и комфорт. В форме якобы кельтской легенды участникам предлагается отнести себя к тому или иному типу, сделать рекламу своих особенностей и задуматься о развитии других, дополняющих этому типу качеств. Итак, по легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.
Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства.
Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины.
Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не всегда занимаются их реализацией.
Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.
По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо.
Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света.
Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.
Цель каждой стороны света:
• Представить себя, сделать рекламу своих качеств.
• Ответить на вопрос: зачем ей нужны остальные стороны света.
• Предложить, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по сторонам света для решения общих задач.
Время на подготовку – 7-10 минут
Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы.
В конце y группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад, людям, назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.
Релаксация.
Примите удобное положение тела и закройте глаза. Теперь, представьте песчаную пустыню и яркое слепящее солнце в зените. Караван верблюдов медленно движется по пустыне. Животные увешаны товаром, корзинами, но шагают ровно по песчаной глади и холмам, неторопливо раскачиваясь из стороны в сторону. Движения верблюдов плавные, ленивые. У них медленно двигаются челюсти – они все время что-то жуют. Наблюдая за караваном, вы спонтанно успокаиваетесь, ритм вашего дыхания становится ровным, чувство тепла и умиротворения наполняет все тело – от макушки до кончиков пальцев ног.
Рефлексия «Мешочки обратной связи».
Психолог предлагает всем высказаться через написание своих пожеланий на картонных мешочках с названием «Позитив» и «Негатив» : все свои тревоги, недовольство, сомнения написать в «мешочке негатива», а свои мечты, пожелания, комплименты, чувства и настроения написать в «мешочке позитива». Потом мешочек «Негатива» торжественно под аплодисменты уничтожается, а мешочек «Позитива» водружается на видное место для эмоциональной подпитки участников в дальнейшем. Психолог предлагает желающим проговорить, то о чем они написали.
Расставание «Счастья, удачи, …»
Психолог предлагает всем встать в круг на ритуал завершения занятия. Каждый из участников желает одним словом всем участникам чего-то хорошего по подобию игры для детей «Комплименты». После того, как последний участник выскажется, все громко произносят: «Мы желаем вам друзья!. Психолог желает всем удачи и хорошего настроения.