Ольга Радченко
Проект для детей старшей группы «Мой край родной ни в чем не повторим»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой край родной ни в чём неповторим»
Содержание проекта :
1. Общие положения…3
2. Актуальность выбранной темы …. 4-6
3. Цели и задачи проекта…. 7
4. Участники проекта. Сроки реализации проекта…8
5. Этапы реализации проекта…. 8-9
6. Перспективный план работы …10-11
7. Предполагаемые результаты и оценка результатов проекта…. 11-12
8. Приложение …13-54
9. Список литературы….54-56
Общие положения
Публикация «Проект для детей старшей группы „Мой край родной ни в чем не повторим“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Название проекта – «Мой край родной ни в чём неповторим»
Нормативно-правовое обоснование проекта :
1. «Конституция Российской Федерации»;
2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 12.11.2012);
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
4. Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
6. Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013г. №1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования;
7. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
8. Устав МБДОУ ЦРР - Д. с. № 1 «Теремок».
Контакты:
Юридический адрес – 658076, Алтайский край, ЗАТО Сибирский, ул. 40 лет РВСН, 3.
Телефон – 8 (38532) 50276
Официальный сайт ДОУ - https://dou-dszatosibirsky.ru/
Актуальность выбранной темы:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина», «краелюбие».
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Со словом «Родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки. Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, не возникают сами по себе. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, не знают и не могут объяснить, чьё имя носят улицы села. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.
Краеведческое образование в детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания, но способы организации краеведческой деятельности в ДОУ только начинают формироваться. Нам кажется, что круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала - максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями на эту тему. В работе с детьми мы планируем использовать целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городке и крае.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Тем более, что 2017 год для жителей Алтайского края юбилейный– ему исполняется 80 лет.
Цели и задачи проекта
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. В тоже время краеведение является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Цель проекта : воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем, со своей малой Родиной.
Задачи проекта :
1. Формировать любовь к родному краю, интерес к прошлому и настоящему.
2. Показать и рассказать детям о наиболее характерных особенностях Алтая и своего городка.
3. Воспитывать чувство гордости за свой родной край.
4. Воспитывать у детей бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
5. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
6. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в традициях городка, района.
Участники проекта. Тип, сроки реализации проекта.
Участники проекта :
Дети старшей группы (5-6 лет).
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Тип проекта : информационно-творческий, познавательный.
Направленный на развитие воображения, фантазии и связной речи.
По продолжительности: долгосрочный.
Сроки реализации: январь-апрель (2 полугодие)
Работа по проекту проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состоянию здоровья.
Занятия построены по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Каждая тема, включенная в проект, содержит теоретическую и практическую части.
В теоретическую часть включены необходимые сведения по истории края, его природе.
Занятия проводятся 3 раза в месяц
Этапы реализации проекта
I этап: Подготовительный
1) Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей и родителей (анкетирование) для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам.
2) Разработка проекта
Беседы с родителями и детьми. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом.
Создание творческой группы (родители, заинтересованные в данной теме, воспитатель).
Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника темой проекта.
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
Составление плана работы над проектом.
II этап - основной, включает в себя:
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
3. экскурсии в музей,
4. пополнение развивающей среды,
5. выставки детских работ
Формируется методическая копилка для проведения тематического мониторинга к занятиям, тематических бесед; пешеходных экскурсий по городку; игр-путешествий; художественно-творческой деятельности и т. д.
III этап -завершающий
1) Презентационно - завершающий
1. Открытое мероприятие “Знатоки родного края».
2. Выставка продуктов детской деятельности.
3. Оценка этапов реализации проекта детьми.
2) Контрольно-рефлексивный
1. Подведение итогов, мониторинг детей.
2. Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем детей старшей группы
Дата Тема Содержание занятия
Январь 1. Беседа «Мой Алтай»
2. Занятие: "Путешествие по столице Алтайского края – городу Барнаулу"
3. Беседа, пешая прогулка по городку: «Мой городок» Как называется край? Найди его на карте России, мира, на глобусе.
Работа по карте. Где расположен город Барнаул? Достопримечательности Барнаула. Губернатор края А. Б. Карлин. Просмотр открыток, иллюстраций о городе Барнауле.
Изучение истории ЗАТО Сибирский.
Февраль 1. «Зима шагает по нашему городку»
2. Беседа «Реки Алтая»
3. Занятие по изобразительной деятельности «Телецкое озеро» -выставка детского рисунка/фотографий
Реки, озера края на карте и их польза человеку. Охрана вод.
Изображение озера
Март 1. Экскурсия в музей
2. Занятие «Ознакомление с живой природой родного края»
3. Беседа «Наедине с Красной книгой»
- знакомство с музеем ЗАТО Сибирский
Познавательное экологическое занятие с элементами игры.
Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.
Дидактическая игра «Узнай растение».
Апрель 1. Занятие «Природные богатства Алтая»
2. Открытое мероприятие с родителями «Знатоки родного края»
3. Подведение итогов, мониторинг Знакомство с полезными ископаемыми края и их распространением.
КВН-викторина для родителей и детей
Беседа, наблюдение
Предполагаемые результаты и оценка результатов проекта
Ожидаемый результат.
Для детей :
1. Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2. Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному поселку.
3. Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков проектной деятельности.
4. Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.
Для педагогов:
1. Актуализировать краеведческие знания.
2. Обогатить знания дошкольников новым содержанием
3. Повысить профессиональное мастерство воспитателей в вопросах краеведческого образования дошкольников.
4. Обогатить предметно-развивающую среду по краеведению в группе.
5. Стимулировать педагогический поиск.
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах)
— анкетирование родителей.
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего села. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём крае, его предприятиях и замечательных земляках, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой родины.