Валентина Козлова
Проект «Ежели вы вежливы» для детей средней логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Одной из основных задач воспитания ребенка является формирование навыков поведения, что впоследствии перерастет в нравственные привычки. Наблюдая за детьми, понимаешь, что многие современные дошкольники не приучены к элементарным правилам поведения в обществе: не здороваются при встрече, не приносят извинений в случае необходимости, не благодарят за помощь. У детей дошкольного возраста ярко выражена способность к подражанию и в то же время отсутствует умение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание, поэтому задачей воспитателя является обучение детей нормам общения с другими детьми, взрослыми.
Публикация «Проект „Ежели вы вежливы“ для детей средней логопедической группы» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Средняя группа
- Темочки
Характеристика проекта:
• Тип проекта – Познавательный, практико-ориентированный
• По содержанию – детско-взрослый, внутригрупповой
• Краткосрочный – 2 недели
• Заказчик проекта – дети средней группы
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие
Проблематизация: Дети часто видят перед собой плохие примеры поведения взрослых. Взрослые нарушают элементарные нормы: забывают поздороваться или попрощаться, не всегда говорят слова благодарности, сквернословят, конфликтуют с другими людьми. Формирование начал этикета у детей-дошкольников, воспитание чувства уважения к окружающим людям, к близким, которые ежедневно осуществляют заботу, поможет воспитать культуру общения, чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость.
Методы и средства: содержание проекта реализуется через оптимальное соотношение различных видов деятельности, обусловленное собственной активностью ребёнка.
Методы работы:
Наглядный - наблюдения, показ картин, иллюстраций; использование презентации и дидактических пособий.
Словесный – проведение бесед, чтение художественной литературы.
Практический - применение знаний, умений и навыков в практической деятельности.
Игровой – проведение дидактических игр, обыгрывание различных ситуаций
Источники информации:
для детей: беседы и образовательная деятельность, игровая деятельности, художественная литература.
для педагога: методическая литература, использование интернет – ресурсов.
для родителей: беседы, консультации
Цель проекта: воспитание чувства любви и уважения к окружающим людям (сверстникам и взрослым)
Задачи:
Для детей:
Образовательные:
• учить детей правилам речевого этикета в общении с детьми и взрослыми
• расширять словарный запас вежливых слов
• закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях
• формировать умение осознанно применять формы вежливости.
Развивающие: развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам
Воспитательные: воспитывать культуру общения, уважение к окружающим людям.
Для родителей:
• создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
• формировать у родителей практические навыки в воспитании детей
Для педагогов: систематизировать и обобщить методический материал для педагогов и родителей по ознакомлению детей с основами речевого этикета
Ожидаемый результат:
• Овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами словесной вежливости, умение применять их в различных жизненных ситуациях.
• Умение анализировать свои поступки и поступки литературных героев;
• Снижение агрессивного поведения у детей, осознанное контролирование негативных эмоций во время различных ситуаций.
• Повышение заинтересованности у родителей в соблюдении детьми правил поведения, принятых в обществе, в формировании коммуникативных навыков у детей.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
воспитанников.
Предполагаемый продукт проекта:
• Изготовление лэпбука по теме «Азбука вежливости» (воспитатель)
• Внесение в группу панно «Вежливое солнышко» (воспитатель)
• НОД «Доброе слово приятно всем» (совместно с родителями)
Содержание проекта
1. Подготовительный этап
Работа педагога по подготовке проекта:
• Выбор темы
• Разработка проекта: планирование, поиск информации
• Подбор материалов для работы над проектом
• Написание конспектов, бесед познавательного цикла по теме проекта
• Подбор иллюстративного материала (иллюстрации в книгах, картинки игровых ситуаций)
Подготовительная работа с детьми:
• Беседы с детьми «Этикет! Этикет! Что это такое?», «Что значит быть вежливым»
• Чтение художественной литературы: М. Клокова «Поросёнок Хрюша», М. Поздеева «Сказка о вежливых словах»
• Заучивание стихотворения А. Усачёв «Что такое этикет»
Подготовительная работа с родителями
• Приглашение родителей к участию в проекте, знакомство родителей с целями, задачами и содержанием проекта.
• Анкетирование родителей «Волшебные слова в нашем доме»
• Подбор материалов для папки – передвижки «Из истории вежливых слов»
2. Основной этап – реализация проекта (продуктивный этап)
• Введение в проблему, выдвижение гипотез
Гипотеза: Нужны ли нам волшебные слова? Если мы не будем их говорить, люди станут сердитыми, злыми, перестанут дружить. Волшебные слова сделают людей добрыми, весёлыми, дружными.
Календарное планирование работы над проектом «Ежели вы вежливы»
1-я неделя - Понедельник - Вторник - Среда
Работа педагога по подготовке проекта: разработка проекта, подготовка материалов к проекту, написание конспектов, подборка материалов для разработки рекомендаций родителям
Беседа с детьми «Этикет! Этикет! Что это такое?»
Заучивание стихотворения: А. Усачёв «Что такое этикет»
Чтение художественной литературы:
М. Клокова «Поросёнок Хрюша», М. Поздеева «Сказка о вежливых словах»
Беседа с детьми «Что значит быть вежливым»»
Анкетирование родителей на тему «Волшебные слова в вашем доме»
Подбор материалов для папки – передвижки «Из истории вежливых слов»
1-я неделя - Четверг
Беседа - игра «Давайте познакомимся»
Цель: показать правила речевого поведения при знакомстве.
Игра с мячом «Давайте познакомимся»
Цель: закрепление правил речевого этикета при знакомстве
1-я неделя - Пятница
Беседа «Доброе утро»
Задачи: учить детей использовать в речи слова - приветствия и прощания, познакомить с разными со словосочетаниями, используемыми при приветствии и прощании.
Чтение стихов А. Усачёв «Приветствия»
2-я неделя - Понедельник
Беседа "Учимся быть вежливыми"
Цель: помочь детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.
Чтение - Н. Лунгу «Сказка про вежливость»
Игра-разминка «Вежливые часики»
2-я неделя - Вторник
Сюжетная игра «Учимся быть вежливыми»
Цель: формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим; развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников
Игра «Составь букет из вежливых слов»
Чтение «Сказка про вежливые слова»
2-я неделя - Среда
НОД «По следам волшебных слов»
Цель: учим детей формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности.
Чтение стихов О. Емельянова «Вежливые слова»
2-я неделя - Четверг
Загадки о вежливых словах
Чтение «Сказка про сороку для детей, которые не говорят вежливые слова»
2-я неделя - Пятница
Итоговое мероприятие – НОД с родителями «Доброе слово приятно всем»
Цель: закрепление правил речевого этикета в общении с детьми и взрослыми
3. Заключительный этап:
• Изготовление лэпбука по теме «Азбука вежливости» (воспитатель)
• Внесение в группу панно «Вежливое солнышко» (воспитатель)
• Изготовление «Дерева вежливости» (совместно с детьми)
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. «Воспитание культуры поведения» Т. Ц. Сфера – 2009г. –
128с.
2. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками».
- М., 2003.
3. Л. Васильева-Гангус. Азбука вежливости. – М. - 2005
4. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками»,
Мозаика-Синтез,2016 г.
5. Усачева Т. Учим детей вежливости. //Дошкольное воспитание. 2006.№5.
С. 5-14
Интернет-ресурсы:
1. Источник: https://razvivashka.online/vospitanie/pravila-etiketa-dlya-detey
2. Источник: https://detstrana.ru/article/deti-3-7/vospitanie/8-luchshih-stihov-dlya-vospitaniya-vezhlivosti/
3. Источник: https://nauka.club/literatura/stikhi/o-vezhlivosti.html