МААМ-картинки

Проект для детей подготовительной к школе группы «Формирование ЗОЖ средствами художественной литературы» (1 фото)

Екатерина Сидорова
Проект для детей подготовительной к школе группы «Формирование ЗОЖ средствами художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЦИОНАЛЬНОМ ПИТАНИИ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

]Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. Сократ

Проект для детей подготовительной к школе группы «Формирование ЗОЖ средствами художественной литературы»

Актуальность. Здоровый образ жизни, как написано в толковом словаре, предполагает включение в повседневную жизнь правил, выполнение которых направлено на сохранение и укрепление здоровья отдельного человека, его семьи, окружающих его людей. Данная цель может быть достигнута при условии осознания каждым человеком ценности здоровья и взятии на себя ответственности за его состояние.

Темочки:

Здоровье—это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является проблема укрепления здоровья детей. Еще в свое время В. А. Сухомлинский писал «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка—это важнейший труд воспитателя» это актуально и в наше время. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние человека, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни.

Здоровый образ жизни—это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранить нравственное, психическое и физическое здоровье. По нашему мнению, особенно важно уметь правильно организовать свое питание.

Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма.

Определение предмета исследования.

У ребенка с раннего возраста формируются свои предпочтения в еде, зачастую это «вредная» пища. Отсюда и вытекают проблемы со здоровьем. В современной медицине существует мнение, что одной из причин гиперактивности детей является неправильное питание. В настоящее время, взрослым некогда готовить, и на стол к ребенку чаще всего попадают продукты, содержащие ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители и т. д., которые отрицательно влияют на нейрохимические процессы. Родителям удобно, когда дети смотрят мультфильмы и поглощают пищу в неограниченном количестве. Удобно и быстро накормить ребёнка сухим завтраком, в обед дать бутерброд. Время семейных обедов утрачивается из-за нехватки времени. Зачастую в современных семьях отсутствует культура питания, все едят на бегу, торопясь опоздать…

Формулировка проблемы. Мы, постоянно, находимся в поиске новых способов позаботится о своем здоровье и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах: необходимости обратить внимание детей и родителей на культуру питания. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилось основной причиной создания нашего проекта. Более подробно остановимся на решении данной проблемы средствами детской художественной литературы. Существует множество произведений для детей о продуктах питания их пользе или вреде, о культурно-гигиенических навыках, о посуде и процессе приготовления пищи

Гипотеза. Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Для обеспечения здоровья важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и лечебно – профилактическая работа, закаливание, выполнение гигиены режима.

В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОО с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования. Темой исследования стал процесс формирования представлений о здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы. Предметом проекта стали совокупность методов, приемов и средств, направленных на формирования у детей старшего дошкольного возраста позитивно-действенного отношения к культуре питания

По продолжительности: краткосрочный

По направлению деятельности: познавательно — речевой, информационный, практико-ориентированный с элементами деятельности направленной на укрепление здоровья.

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы (6-7 лет), воспитатели, сотрудники ДОО, родители

Длительность : 1 месяц (краткосрочный)

Цель: Формировать у детей представление о здоровом образе жизни, о правильном питании посредством художественной литературы

Задачи проекта

1. Расширить знания дошкольников о правильном питании, о взаимосвязи здоровья и питания;

2. Дать знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании витаминов в овощах, фруктах, ягодах и других продуктах;

3. Развитие речи, памяти, внимания, логического мышления у детей;

4. Упражнять в умении проводить экспериментальную деятельность и

самостоятельно делать выводы;

5. Расширить представления о сервировке стола;

6. Укрепление детско-родительских отношений в совместных мероприятиях.

Ожидаемые результаты.

Дети:

• имеют представления о правильном питании, о здоровом образе жизни

сформировано понимание значимости витаминов на здоровье;

• расширят знания о столовом этикете;

• о семейных традициях, русской кухне;

Родители:

Формирование активной жизненной позиции в желании и стремлении употреблять полезные продукты.

• Повышение знаний родителей о разнообразии рациона продуктов в детском меню дома.

Формы организации проекта :

1. Беседы.

2. Дидактические, речевые, подвижные игры.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Рисование и раскрашивание, лепка

5. Подбор информации по теме проекта.

6. Составление рассказов из личного опыта и по сюжетным картинкам.

7. Инсценировка.

8. Проблемные ситуации.

9. Чтение художественной литературы.

10. Слушание музыкальных произведений.

11. Отгадывание загадок.

12. Просмотр презентации.

13. Экспериментирование.

14. Изготовление альбома «О питании»

15. Консультации для родителей

Материалы и оборудование: интернет – ресурсы, иллюстрации по теме проекта, атрибуты для д/игр, художественная литература, музыкальные произведения по теме проекта, презентация «Из чего состоит наша пища», мультимедийное оборудование; альбом, фломастеры, цветные карандаши, пластилин.

Этапы реализации проекта :

I этап – подготовительный :

1. Определение целей и задач.

2. Изучение методической литературы.

3. Подбор литературы по теме проекта.

4. Выбор форм работы с детьми и родителями.

5. Составление плана работы.

II этап – основной (практический) :

1. Проведение бесед.

2. Дидактические и речевые игры

3. Выставка детских рисунков.

4. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

5. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок.

6. Инсценировка.

7. Просмотр презентации.

8. Слушание песен по теме проекта.

9. Консультации для родителей.

II этап — заключительный: коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в режимных моментах и в организации самостоятельной деятельности детей, а так же в работе с родителями, так как проблема правильного питания является актуальной в современном мире.

Работа с родителями:

подбор информации по теме проекта,

анкетирование «Правильно ли питается ваш ребенок», «Семейные рецепты»

консультации для родителей «Как сформировать у ребенка привычку правильно питаться» «Еда в удовольствие», «Сервировка праздничного стола», «Хозяйке на заметку»

памятка правильного питания,

мини-библиотека книг по теме проекта;

План реализации проекта

1 неделя

- Подбор информации по теме проекта.

- Д/и «Готовим суп»

- Инсценировка «Готовим обед»

- Экспериментальная деятельность «Угадай на вкус»,

- Просмотр презентации «Из чего состоит наша пища»

- Составление мини-библиотеки книг по теме проекта

- Ситуативный разговор «Кто помогает маме накрывать стол?»

- Чтение худ. литературы по теме

2 неделя

- Беседа «Уроки правильного питания»,

«Польза овощей и фруктов»,

- Ситуативный разговор «Что мы едим»

- Отгадывание загадок по теме проекта

- Рисование «Моя любимая еда», «Полезная пища»

- Слушание песен «Обжоры», «Дуэт Пончика и Сиропчика»

- Экспериментальная деятельность: «Почему темнеет яблоко»

- Взаимодействие с родителями «Какая еда встречается в русских народных сказках»;

3 неделя

- Беседа «Чем полезны молочные продукты»

- Лепка «Витамины на тарелке»

- Раскрашивание «Раскрась ту часть растения, которую едим»

- Чтение художественной литературы К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»

- Слушание песен «Веселый огород», «О здоровом питании»

- Экспериментальная деятельность: «Что может кока-кола»

- П/и «Разложи в корзины»

- Д/и «Что неправильно», «Полезно - вредно»

- Изготовление лэпбука «Скатерть - самобранка»

- Взаимодействие с родителями подбор пословиц и поговорок по теме «Здоровое питание»

4 неделя

- Изготовление альбома «О питании»

Презентация «Витамины нашего стола»

- П/и «Съедобное –несъедобное», «Вершки корешки»

- Д/и «Что неправильно», «Полезно - вредно»

- Ситуативный разговор «Что я ем» (меню словами дошкольника)

- Взаимодействие с родителями «День матери»

- Презентация проекта

Результативность

Анализ анкетирования, проводимого с родителями, показал, что из 19 детей – правильно ведут себя за столом 18 человек, у всех детей есть дома постоянное место за обеденным столом, у 10 человек существует традиция семейного обеда (хотя бы в выходные и праздничные дни,у 10 человек во время обеда пользуются столовыми приборами (в 6 семьях пользуются ножом, сервируют стол, используя тарелки для вторых блюд. Хлебницы и салфетницы. Многие родители заинтересовались художественной литературой по вопросам этикета. Почти все родители в будущем видят своих детей культурными, воспитанными и интеллигентными.

Таким образом, использование в образовательно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста русских народных сказок, сказок отечественных и зарубежных писателей, рассказов и стихотворений будет способствовать повышению уровня знаний, умений и навыков о культуре и гигиене питания, здоровом образе и стиле жизни. На данном этапе проектная деятельность продолжается, но уже сейчас можно отметить результат и эффективность работы. Это подтверждается знаниями детей по данной теме. При проведении дидактических игр, наблюдений и бесед дети показали результативность проведенной с ними работы: у них расширились знания о разнообразии продуктов здорового питания, о полезных свойствах овощей и фруктах, о полезных и вредных продуктах. Дети научились применять правила сервировки стола во время дежурства. Совместные творческие задания для детей и родителей (конкурсы рисунков, фотовыставки) способствовало укреплению взаимоотношений в семьях. Родители воспитанников отметили, что дети не только рассказывают о полученных знаниях на занятиях, но и используют их в жизни. После проведения запланированных с родителями мероприятий стало заметно, что во всех семьях изменилось отношение к питанию детей, родители стали придерживаться основных правил рационального и здорового питания.

Литература :

1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет : методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009.

2. Алябьева В. А. «Тематические дни и недели в детском саду», ТЦ «Сфера», Москва 2005

3. Алямовская В. Г. Ребенок за столом: методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков / В. Г. Алямовская, К. Ю. Белая и др. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

4. Федотова А. А. «Путешествие в страну Правильного питания» ж. Воспитатель ДОУ 5\2009 стр113Л.

5. С. Киселева, Т. А. Данилина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», АРКТИ, 2003

6. Метенова Н. М. «Уроки вежливости»

7. Е. Соколова «Как питаешься-так и улыбаешься». Формирование основ культуры здорового питания у детей старшего дошкольного возраста. Д/В 6 /2013 стр. 18Журнал «Воспитатель ДОУ»

8. «Формирование навыков пищевого поведения» ж. «Ребенок в детском саду» №5/2014

Приложение.

Диагностика формирования культуры питания у детей подготовительной к школе группе

Знания 1. Режим питания в соответствии с временными понятиями (часы, минуты)

2. Классификация продуктов питания: молочные, рыбные, мясные, овощные, фруктовые.

3. Особенности выращивания хлебных культур, их значения для человека; выпечка, хлебобулочные изделия.

4. Основные витамины и в каких продуктах они есть.

5. Некоторые лекарственные травы. (ромашка, крапива, шиповник, матьи-мачеха, шалфей, лопух).

6. Глубокие знания о профессии повара.

Умения 1. Готовить фиточай (под наблюдением взрослого)

2. Сервировать стол в зависимости от режимных моментов.

3. Составлять меню для завтрака, обеда и ужина.

4. Различать некоторые лекарственные травы.

5. Строить пирамиду правильного питания.

Публикации по теме:

Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе К. Паустовский «Тёплый хлеб»Конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе К. Паустовский «Тёплый хлеб» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: Познакомить.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Декабрь Неделя: I Лексическая тема: «Временные представления» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: В. Даль «Старик – годовик».

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Педагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условияхПедагогический проект — логомарафон «Читай-ка» по чтению детской художественной литературы в домашних условиях «…Телевидение покоряет воображение, а не раскрепощает его. Но хорошая книга одновременно развивает и освобождает мышление…» Бруно Бетелхайм.

Проект «Читай-ка» продолжается! Тематическое планирование по чтению художественной литературы на июнь 2019 годаПроект «Читай-ка» продолжается! Тематическое планирование по чтению художественной литературы на июнь 2019 года Каждый год 3 марта отмечается Всемирный день писателя. К этому событию был приурочен краткосрочный педагогический детско-родительский проект.

Проект «Помню, горжусь» — посвященный Дню Победы для детей подготовительной к школе группыПроект «Помню, горжусь» — посвященный Дню Победы для детей подготовительной к школе группы Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию цикл образовательных мероприятий, посвященных Дню Победы. Цель: уточнить и дополнить знания.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей подготовительной к школе группы «Формирование ЗОЖ средствами художественной литературы»
Опубликовано: 24 января 2020 в 11:44
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для детей подготовительной к школе группы «Формирование ЗОЖ средствами художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Сидорова (УИ 1063936) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД