Галина Стецкая
Конспект НОД «Старание и терпение» по программе «Социокультурные истоки» для старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет
Цель: Способствовать формированию у детей духовно-нравственных понятий на основе примеров из художественной литературы (сказок «Морозко» и «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»).
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить с социокультурной категорией «Традиции дела»;
- обогащать представления о людях труда, нравственных качествах человека, таких как старание и терпение;
Публикация «Конспект НОД „Старание и терпение“ по программе „Социокультурные истоки“ для старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- создавать условия для формирования нравственной основы характера, формирования первоначальных представлений об общечеловеческих ценностях.
Развивающие:
- развивать умение оценивать свои и чужие поступки, их влияние на эмоциональное состояние других людей;
- развивать коммуникативные умения и социальные навыки общения.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и ответственность.
- воспитывать любознательность.
- воспитывать любовь к народному творчеству.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие.
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок «Морозко», «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо», «Крошечка Хаврошечка», «Марья Моревна», работа с пословицами и поговорками о старании и терпении.
Материал для занятия: выставка работ «Мастера и рукодельницы», иллюстрация к сказке «Морозко», задания для развития детей.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на выставку работ, предлагает рассказать, из чего они выполнены. Какой материал использован?
В: Что потребовалось мастерам и рукодельницам, чтобы выполнить эти прекрасные работы?
Д: Потребовались старание и терпение.
В: Старание и терпение – это великий труд души, который дает человеку возможность учиться достигать мастерства в любом деле.
Дети садятся за столы.
В: Внимательно рассмотрите иллюстрацию и скажите, к какой сказке этот рисунок?
Д: Это рисунок к сказке «Морозко».
В: Как вы догадались?
Д: Здесь изображен зимний лес, Морозушко, девушка под деревом.
В: Что помогло стариковой дочке выполнить задание «Морозко» :
- старание;
- торопливость;
- терпение;
- лень;
- уважение;
- усердие;
- трудолюбие?
Д: Старание, терпение, уважение, усердие, трудолюбие.
В: Я сейчас вам зачитаю отрывки из произведений, в которых герои проявляли старание и терпение, а вы определите из каких они сказок:
1. «- Коровушка – буренушка! Хотят тебя колоть. С кем я теперь, сиротинушка, останусь.
- Не плачь, девица! Слушай, что я тебе скажу: ты моего мяса не ешь, косточки мои собери и зарой их в саду. Да помни, каждый день их ключевой водой поливать надо».
2. «-Пойдемте, сестрицы, домой, - говорит Иван-царевич. Только пришли во дворец, как грянул гром, раздвоился потолок и влетел к ним в горницу, ясен сокол».
«Баба-яга заснула, а в самую полночь Иван-царевич взял у нее паршивого жеребенка, оседлал его, сел и поскакал к огненной реке. Доехал до той реки, махнул три раза платком в правую сторону - и вдруг, откуда ни взялся, повис через реку высокий, славный мост. Царевич переехал по мосту и махнул платком на левую сторону только два раза - остался через реку мост тоненький-тоненький.
Поутру пробудилась баба-яга - паршивого жеребенка видом не видать. Бросилась в погоню. Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. Прискакала к огненной реке, взглянула и думает: "Хорош мост". Поехала по мосту, только добралась до середины - мост обломился, и баба-яга в реку свалилась. Тут ей и лютая смерть приключилась».
3. «— Нужно отправляться. пора! — говорили старики вожаки. — Что нам здесь ждать?
А время летело, быстро летело. Наступил и роковой день. Вся стая сбилась в одну живую кучу на реке. Это было ранним осенним утром, когда вода ещё была покрыта густым туманом. Утиный косяк сбился из трёхсот штук. Слышно было только кряканье главных вожаков. Старая Утка не спала всю ночь, — это была последняя ночь, которую она проводила вместе с С… Ш….
4. «Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц.
Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а за ними и все в доме прозвали ее ….»
5. «На другую ночь отправился в дозор средний брат. Прошел он по берегу. Тихо на реке Смородине. Лёг средний брат под куст и заснул крепко. Как пошло время за полночь, взял Иванушка свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под Калинов мост и стал караулить».
Д: Это отрывок из сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо».
В: Что помогло Ивану-крестьянскому сыну одолеть Чудо-юдо?
Д: Любовь к родной земле, терпение, трудолюбие, умение стойко переносить трудности.
В: Делу час, потехе минутка. Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «В темном лесу есть избушка» :
В темном лесу есть избушка (Дети шагают)
Стоит задом наперед (Поворачиваются)
В той избушке есть старушка (Грозят пальцем)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки)
Нос крючком (Показывают пальчиком)
Глаза большие (Показывают)
Словно угольки горят (Покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)
В: Давайте вспомним пословицы и поговорки о старании и терпении :
1. Труд человека кормит, а лень портит.
2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
3. Терпение и труд все перетрут.
4. Под лежачий камень и вода не течет.
5. Маленькое дело лучше большого безделья.
6. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
7. Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи.
8. Дело мастера боится.
9. С терпением в работе не пропадешь.
10. К большому терпенью придет и уменье.
11. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
12. Откладывай безделье, да не откладывай дела.
13. Не откладывай на завтра, что можешь сделать сегодня.
14. Делу время – потехе час.
15. Кончил дело – гуляй смело.
16. Поспешишь – людей насмешишь.
17. Маленькая лень до большой дорастет.
18. Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
19. В: Объясните поговорку «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
В: Старание и терпение необходимы каждому человеку, чтобы достичь мастерства в любом деле: воспитывать и учить детей, лечить больных, строить дома и во многих других делах.
(Дети садятся за столы).
Работа в паре.
В: На ваших столах лежат листы бумаги. Один лист на двоих, т. е. вы будите работать в парах. Переверните листы, внимательно рассмотрите иллюстрации, выслушайте друг друга и придите к совместному решению, на каких картинках изображены занятия, требующие старания и терпения. Отметьте знаком «+» те иллюстрации, которые выбрали вместе.
1. 2. 3. 4.
5. 6. 7. 8.
9. 10. 11. 12.
Обсуждение в группе. Экспертная оценка.
В: А теперь давайте обсудим результаты вашей работы.
Экспертная оценка:
1. Внучка и бабушка вышивают. +
2. Девочка пылесосит, мальчик заправляет постель. +
3. Дети делают уроки, пишут. +
4. Девочка моет посуду. +
5. Девочка поливает цветы. +
6. Семья обедает.
7. Дети читают книгу. +
8. Дети купаются в ванной.
9. Дети слушают музыку.
10. Мальчик рисует картину. +
11. Дети танцуют.
12. Девочка гуляет под зонтиком.
Рефлексия.
В: В каких делах вы проявили старание и терпение?
Д: отвечают.
В: Что почувствовали, когда благодаря старанию и терпению что-то удалось сделать?
Д: отвечают.
В: Какова работа, такова и награда: вы большие молодцы.