Людмила Ковжун
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу - (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо воспитать».
В. А. Сухомлинский.
Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как на рубеже 21 века в нашей стране произошли перемены социально-экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность экономики не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют представлению о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и духовности.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, c которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Дети зомбированы компьютерными играми, интернетом, с экрана телевизора «льётся» постоянно эротика, жестокость, человеконенавистничество, религиозная непримиримость. Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Царевиче, Василисе Прекрасной, Морозко, почти не интересны нашим детям? Почему им интересны, мало понятные для нас, Винкс, Покимоны, Бакуганы, Человек-паук, и прочая продукция американских авторов? Мальчики практически не играют в космонавтов, моряков, военных, эти герои ушли на второй план, а главное место занимают игры в человека – Паука, Бетмана, различные трансформеры и прочее. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? В компьютерный век, в век высоких технологий духовно – нравственное воспитание детей, воспитание души маленького человека отошло на задний план. Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Раннее развитие дошкольников, не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Дошкольное детство – это время развития маленького человека, всех его качеств, чувств, приобретения знаний и накопление жизненного опыта, в том числе становление духовно – нравственного мировоззрения. В то же время, именно в этом возрасте у детей появляются негативные качества, которые требуют корректировки, и в этом возрасте можно еще «нащупать спасительные точки опоры». Поэтому духовно – нравственное воспитание ребенка надо начинать в детском саду, когда еще можно из маленького человека сформировать гармоничную личность. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Огромную роль в формировании духовно – нравственной культуры ребенка играет семья, семейные традиции и обычаи. Ведь именно родители закладывают основы морали, эстетику вкусов, духовный мир ребенка. А детский сад развивает все эти качества, реализуя программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию. Известный русский философ И. А. Ильин сказал: «Духовность человека предполагает существование в его душе веры, совести, верности, любви и патриотизма». Все эти качества души человеческой призвана помочь воспитать программа «Социоистоки», разработанная на основе традиций нашего народа, на основе православных традиций, на основе духовно – нравственного, патриотического воспитания. Авторы программы «Социокультурные истоки» - И. А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А. В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда.
Важным, ключевым моментом в реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» является работа с родителями. Для родителей на родительском собрании была представлена презентация «Основы программы «Социоистоки», в которой были раскрыты основные цели и задачи программы. Было проведено анкетирование родителей, в котором было выявлено, что почти 90% опрошенных хотели бы, чтобы эта программа реализовывалась в нашей группе. Родители были ознакомлены с целями программы для детей нашего возраста (5- 6 лет) – первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость). При этом особое внимание было акцентировано на том, что в рамках программы «Истоки» не ставится цель религиозного просвещения детей, решение этого вопроса входит исключительно в компетенцию семьи. Вера рассматривается как вера в родную землю, родной народ, надежда в завтрашнюю радость, устремление к доброму исходу дела, Вера и возникающее на ее основе доверие опыту старших является основой послушания, позволяющего родителям и детям обрести радость и душевный покой. Для родителей была подготовлена консультация «Литература, рекомендуемая для совместного чтения с детьми дома по программе «Социоистоки», была организована выставка книг по теме «Верность родной земле». Родители приняли участие в изготовлении семейных альбомов, оформлении генеологического древа. Проведена работа с детьми:
• чтение произведений по программе : былины «Илья Муромец», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович», рассказа И. С. Шмелева «Счастье мое миндальное», русской народной сказки «Сивка-Бурка», «Гуси – лебеди»,
• показ настольного театра «Волк и семеро козлят»,
• драматизация сказки «Кот, лиса и петух»,
• рисование «Разукрась богатыря»,
• беседы с детьми по произведениям,
• чтение пословиц, поговорок;
• дидактические игры «Подбери богатырю, что нужно ему в бою», «Доскажи словечко», «Волшебный сундучок»,
• слушание музыки А. Пахмутовой «Сила богатырская»,
• просмотр картин «Три богатыря», «Богатырский скок» Васнецова,
• просмотр презентаций,
• посещение музейно – выставочного зала,
• изготовление подарка лучшему другу (рисунок или поделка из пластилина по желанию).
По результатам работы можно сделать вывод, что дети стали более эмоционально отзывчивы. У них стали развиваться такие качества, как милосердие, сострадание, стремление к добру. Пополнился запас знаний о народной культуре, о родном крае, об основах быта русского человека. Прослеживается положительная динамика уровня нравственного развития воспитанников. Возрос интерес родителей к духовно – нравственному воспитанию детей. Родители стали активнее включаться в деятельность группы.
В следующем году планирую продолжать работу в данном направлении. Пополнить дидактический, наглядный материал, книжный уголок литературой по духовно – нравственному воспитанию, привлечь родителей к еще более тесному сотрудничеству.