наталья казанцева
Проект «Мы познаем мир» для детей младшей группы
▼ Скачать +Заказ
Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в ДОУ экспериментирование применяется редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании. В экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности.
Публикация «Проект „Мы познаем мир“ для детей младшей группы» размещена в разделах
Актуальность проекта. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет, пробуют языком в сильный мороз сосульки и т. д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Цель проекта : развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.
Задачи:
1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
4. Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
5. Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор.
Вид проекта : информационно-исследовательский, групповой.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации: краткосрочный (2 недели).
Прогнозируемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта :
• проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
• развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
• проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
• проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
• качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.
Организация деятельности в рамках проекта
Подготовительный этап:
• формулирование проблемы;
• определение актуальности, цели и задач;
• подбор методической и художественной литературы;
• подбор опытов по данному возрасту;
• подбор оборудования для проведения опытов.
Основной этап:
• организация предметно-развивающей среды,
• проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
• индивидуальная работа с детьми,
• самостоятельная экспериментальная деятельность,
• подвижные игры,
• чтение художественной литературы,
• беседы,
• продуктивная деятельность детей.
Заключительный этап:
1. Оформление картотеки опытов.
2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.
Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.
Технологическая карта проекта
Социально-коммуникативное развитие
Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к. п. :
– практики игрового взаимодействия,
– познания мира и самопознания,
– коммуникативные практики Игры: «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает».
Д/ упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет».
Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т. д.»
Проблемные ситуации:
• «Игрушка потерялась в песке, надо её найти, копая совком и не рассыпая песок»
• «Как и почему вода льётся?»
Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи».
Д/и «Догони свою тень»
Познавательное развитие
Культурные практики
Виды Содержание
– Интеграция к. п. :
– познания мира и самопознания,
– свободные практики детской деятельности,
– коммуникативные практики,
– идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Надувание мыльных пузырей»,
• «Морской бой»,
• «Запираем воздух в шарик»,
• «Движение воздуха»,
• «Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры»,
• «У воды нет вкуса и запаха»,
• «Прозрачная вода»,
• «Пар тоже вода»,
• «Вода без формы»,
• «Вода бывает холодной, теплой, горячей»,
• «Как убедиться что вода прозрачная»
• «Бумага и вода»,
• «Сравнение бумаги»,
• «Может ли бумага быть опасной»
• «Лёгкий – тяжёлый»
• Игры с воздушным шариком и соломинкой
• Игры-экспериментирования:
• «Умный нос»,
• «Язычок помощник»
Игра-опыт «Цветные льдинки»
• Игра – опыт со снежинками
Исследование:
• «Что в коробке?», «Что в пакете?»
• «Прокати шарик»
• Эксперимент «Послушный ветерок»
Речевое развитие
Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к. п. :
– коммуникативные практики,
– познания мира и самопознания
Беседы:
• «Волшебный воздух»
• «Что ты знаешь о себе»
• «Зачем нужна вода?»
• «Что бывает из бумаги»
• «О значении света»
Чтение:
• стихотворение «Воздух»
• Пермяк Е. «Про нос и язык».
• Бойко Т. «Солнышко»
• Сказка «В гостях у солнышка»
• Козлов С. «Солнечный зайчик и медвежонок»
• К. Ушинский «Солнце и радуга»
Эвристические беседы:
• «На что похожа ложка, тарелка, кусочек хлеба, салфетка?»
• «В какой пище есть вода?»
Художественно-эстетическое развитие
Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к. п. :
– познания мира и – самопознания,
– свободные практики детской деятельности
Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги).
Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки).
Лепка «Воздушный шарик».
Физическое развитие
Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к. п. :
– здорового образа жизни,
– практики игрового взаимодействия
Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и кошка».
Подвижные игры:
• «Совушка,«Пузырь»,«Самолёты», «Мы – капельки!», «Беги туда, куда дует ветерок»
• Дыхательная гимнастика «Ветер», «Подуй на цветок», «Прогони шмеля»
Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два.».
Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками.
Физкультминутка «Радуга-дуга».
Игра м/ п: «Холодно-жарко».
Взаимодействие с родителями
Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к. п. :
– познания мира и самопознания,
– коммуникативные практики Ознакомление родителей с целью проекта и видами совместной деятельности для его успешной реализации.
Организация совместной с детьми деятельность в домашних условиях:
• проводят дома с детьми простые опыты.
• изготавливают поделки из бумаги.
Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Рекомендовать родителям ознакомится с методическим материалом: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника».
Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.
Распределение деятельности по центрам активности
Центр опытно-экспериментальной деятельности: подготовка всех материалов, необходимых для исследовательской деятельности (мыльные пузыри, бумага разных видов, бумажные кораблики, воздушные шарики, ёмкости для воды, соломинки.
Результаты реализации проекта (итог) :
Расширилось содержание культурных практик детей :
• проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
• возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности
• проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи.
• активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта.
• проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника»
• оформлена картотека опытов для практической деятельности.
• организована выставка поделок из бумаги, изготовленных родителями с детьми.
Перечень литературы:
1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».
2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»
3. Дыбина О. В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О. В. Дыбина (отв. ред.).-М. :ТЦ «Сфера», 2001.
4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».
5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1999.
6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
8. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт. М. В Корепанова - доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
9. Рыжова Н. Н. А. Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г
10. Смирнов Ю. И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998