Татьяна Лобанова
Проект «Цветные дни» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Цветные дни»
Актуальность проекта :
Ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой. Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Наша жизнь наполнена цветом. И ребё нок устанавливает связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь.
Темочки:
Тип проекта :
творческий, краткосрочный (2 недели)
Участники проекта : дети второй младшей и средней групп
, воспитатели группы, родители.
Цель проекта : Усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета.
Задачи проекта :
Закрепить знание цветового спектра у детей.
Научить детей согласовывать существительное (предмет) с прилагательным (цвет).
Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
Учить детей различать теплые и холодные цвета.
Упражнять в умении рассказывать о цвете.
Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям.
Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность.
Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
Вовлечь родителей в проектную деятельность.
Формы и методы организации по реализации проекта :
• Игровая деятельность: (дидактические, настольные, подвижные и др. игры)
• Наглядный метод (мультфильмы, презентации, картины художников, иллюстрации).
• Словесные методы (сказки, загадки).
• Практические методы (изготовление поделок, упражнения на дыхание, упражнения для мелкой моторики).
• Детское экспериментирование: (опыты, наблюдения).
• Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование, изготовление поделок и пр.).
• Трудовая деятельность (работа в уголке природы – уход за растениями).
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: помогают воспитателю подобрать материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Предполагаемый результат проекта :
• для детей - получать и закреплять на практике знания о цветовом спектре, учить различать цвета, сопоставлять их с предметами, различать теплые и холодные цвета. Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
• для педагогов - продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
• для родителей - расширять возможности сотрудничества со своими детьми, принимая активное участие в реализации проекта
Итоговое мероприятие:
• Выставка детского творчества «Цветной калейдоскоп».
• Коллективная работа «Разноцветная палитра» .
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап
• Определение темы проекта.
• Формулировка цели и определение задач.
• Определение уровня знаний детей по теме проекта.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта.
• Подбор опытов и экспериментов.
• Подбор мультфильмов по теме проекта.
• Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал.
• Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
Список мероприятий основного этапа
• Дидактические игры:
• «Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»;
• Лото «Цвет».
• «Окраска воды».
• Пазлы «Голубой слонёнок».
• «Постирай бельё одного цвета».
• «Радуга».
• «Сложи узор».
• «Найди одинаковый узор».
• «Найди свой домик».
• «Блоки Дьенеша».
• «Разноцветные мячики».
• Рассматривание иллюстраций: «Что какого цвета»; «Радуга-дуга»;
• Беседы: «Какой твой цвет любимый», «Любимое комнатное растение».
• Чтение художественной литературы : стихи о цветах и радуге, разноцветные загадки, «Зелёные стихи» С. Чёрного, «Красная шапочка», В. Сутеев «Петух и краски»,Н. В. Нищева «Разноцветные сказки», Мацук М. «Сказки про краски».
• Просмотр мультфильмов: «Цветик-семицветик», «Красная шапочка», «Кисточка Петти», «Радуга», «Петух и краски» «Приключения Огуречика», «Коробка с карандашами», «Пластилиновая ворона» .
• Просмотр презентаций: «Вот какая радуга», «Зеленая планета».
• Рисование: «Семейка осьминогов», «Радуга».
• Лепка: «Роза-царица цветов», «Радуга».
• Аппликации: «Красные тюльпаны», «Зеленое деревце, для зеленого леса».
• Экспериментирование: смешивание цветов «Цветная вода», смешивание красок «Чудо кисточка», «Радужные пузыри»;
• Музыка: Прослушивание песен: «Песенка Красной Шапочки», «Оранжевая песенка», «Виноватая тучка» (Д. Тухманов); «Колыбельная мамы огуречика» (из м/ф «Приключения Огуречика», «Шум моря», «Раз, два радуга – дуга».
• Пальчиковая гимнастика:
• «Пошли пальчики гулять», «Теремок», «Солнышко», «Апельсин», «Дерево», «За малиной», «Дятел», «Дом».
• Подвижные игры:
• «На полянку мы пойдем и цветочки наберем», «Ручеек», «Красная карусель», «Солнышко и дождик», «Дождик», «Разноцветный мячик», «Кольцеброс», «Иди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки».
• Работа с родителями :
• Подбор предметов, игрушек, одежды для ребёнка в соответствии с днём недели;
• Консультация «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»
Заключительный этап
• Анализ и обобщение результатов познавательно – исследовательской деятельности детей.
• Выставка коллективной работы «Разноцветная палитра»
Реализация проекта «Цветные дни»
Понедельник, вторник – красный день,
Среда, четверг – желтый (оранжевый) день,
Пятница, понедельник – зеленый день,
Вторник, среда – синий (голубой) день,
Четверг, пятница – фиолетовый день.
Понедельник, вторник – Красные дни
Красный цвет – он очень яркий.
Помидор и перец сладкий,
Яблоко, арбуз внутри
Красный, красный – посмотри!
I. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный», «Цветные картинки», "Найди и назови все красное".
• Подвижные игры: «Красная карусель».
• Упражнения на развитие речевого дыхания: «Ветерок».
• Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «За малиной», «Дом».
II. Познавательная деятельность:
• ФЭМП: «Посчитай красные игрушки», «Маленькие и большие мячики»
III. Беседы.
• «Что бывает красным?».
IV. Решение проблемной ситуации.
• «Что будет, если не станет красного цвета?»
V. Коммуникация.
• Чтение сказки Н. В. Нищевой: "Красная сказка".
• Прочтение стихотворения С. Михалкова «Если свет зажёгся красный, Значит двигаться опасно» -ПДД.
• Просмотр мультфильма «Красная Шапочка».
• Отгадывание «красных» загадок.
VI. Художественно- эстетическая деятельность.
• Лепка: «Роза – царица цветов».
VII. Музыка.
• Прослушивание муз. произведения «Песенка Красной Шапочки».
Среда, четверг– Желтый – оранжевые дни
Жёлтый — самый яркий цвет!
Словно солнце – первоцвет,
Ярко-жёлтая кувшинка,
А в ромашке — серединка, А у курочки - наседки,
Будто одуванчик, детки.
Оранжевой лисице,
Всю ночь морковка снится –
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
В. Черняева
I. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Желтый», "Найди и назови все желтое", «Найди желтый цвет на одежде друга», «Найди свой домик».
• Подвижные игры: «Кольцеброс», «Ручеек».
• Упражнения на развитие речевого дыхания: «Одуванчик»
• Упражнение на развитие крупной и мелкой моторики рук: «Солнечные зайчики», «Апельсин».
II. Познавательная деятельность:
• Формирование целостной картины мира: «Кому нужен желтый цвет?».
• ФЭМП: дидактическая игра «Найди узор», «Сложи узор», «Сосчитай кружочки, квадраты, треугольники».
III. Эксперементальная деятельность.
• Опыты с краской «Волшебная кисточка» – экспериментирование с красками – желтый + красный = оранжевый
IV. Коммуникация.
• Рассказывание-игра "Желтая сказка".
• Заучивание четверостишья «Солнечный зайчик».
• Чтение «Сказочка про ясное Солнышко» Т. Маршалова
• Просмотр мультфильма «Кисточка Петти – желтый цвет»
• Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета?». Отгадывание «желтых» загадок.
V. Художественное творчество
• Рисование «Вечный огонь», «Огоньки»
VI. Музыка
• Прослушивание муз. произведения «Оранжевая песенка».
Пятница, понедельник – Зеленые дни
Цвет зелёный у листочка,
Подо мхом зелёным кочка,
И зелёные иголки
Целый год растут на ёлке.
В. Косовицкий
I. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», "Найди и назови все зеленое"
• Подвижные игры: «На полянку мы пойдем».
• Упражнения на дыхание: «Зеленый шарик»
• Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Дерево», «В лесок».
II. Познавательная деятельность:
• Формирование целостной картины мира: «В мире зеленого цвета»
• ФЭМП: «Все листочки посчитаем, самый маленький найдем», «Найди свой домик».п
• Просмотр мультфильма «Огуречик».
• Просмотр мультфильма «Винни-Пух»
III. Беседы.
• «Любимое комнатное растение».
IV. Трудовая деятельность:
• Труд в уголке природы.
• Наблюдение за трудом взрослых в огороде (уход за луком)
V. Коммуникация.
• Творческое рассказывание: "Зеленой" сказки Н. В. Нищевой с элементами театрализации.
• Просмотр презентаций: «Зелёная планета».
• Чтение стихотворений: «Зелёные стихи» С. Чёрного.
• Отгадывание «зеленых» загадок.
• Конструктивная игра «Зеленый городок».
VI. Художественное творчество
• Рисование: «Зеленое деревце»
VII. Музыка.
• Прослушивание муз. Произведения «Колыбельная мамы огуречика» (из м/ф «Приключения Огуречика»)
Вторник, среда – Синий + Голубой дни
В синем море синий кит.
В синем небе туча спит.
На тарелке голубой
Сливы синие горой.
Куртку синюю возьмём
И гулять с тобой пойдём.
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо – на нас!
Е. Менжинская
I. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий», "Найди и назови все голубое", «Блоки Дьенеша».
• Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Иди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки».
• Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Пошли пальчики гулять».
• Упражнения на развитие речевого дыхания: «Ветерок и кораблик»
II. Познавательная деятельность:
• Формирование целостной картины мира: «Волшебница Вода».
• ФЭМП: «В какой руке сколько?», «Каждую геометрическую фигуру на свое место».
• Собирание пазла «Голубой слоненок»
III. Беседы:
• «Где можно встретить воду», «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»
IV. Эксперементальная деятельность:
• Опыты с водой «Цветная вода».
• V. Коммуникация.
• Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета?»
• Чтение рассказа Мацук М. «Сказки про краски».
• Просмотр мультфильма «Кисточка Петти – синий цвет».
• Просмотр мультфильма «Разноцветные моря»
• Отгадывание «синих» загадок;
VI. Художественное творчество
• Рисование «Мой воздушный синий шар».
VII. Музыка.
• Прослушивание фонограммы «Шум моря».
Четверг, пятница – Фиолетовые дни
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она.
На столе в красивой вазе около окна.
I. Игровая деятельность:
• Дидактическая игры «Давайте познакомимся -Я Фиолетовый», «Я найду цвета везде».
• Подвижная игра «Разноцветный мячик».
• Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам»
• Упражнения на развитие речевого дыхания: «Шторм в стакане».
• Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Дятел»
II. Познавательная деятельность:
• Формирование целостной картины мира: «В мире фиолетового цвета».
• ФЭМП: пазлы «Цифры»
III. Беседы:
• «Съедобный фиолетовый», «Красивый фиолетовый».
IV. Эксперементальная деятельность:
• Опыты с краской «Волшебная кисточка» – экспериментирование с красками – синий + красный = фиолетовый.
V. Коммуникация.
• Чтение и обсуждение сказки Н. В. Нищевой «Фиолетовая сказка».
• Просмотр мультфильма - В. Катаев «Цветик-семицветик».
• Отгадывание «фиолетовых» загадок.
• Заучивание через мнемонический прием цвета радуги и их последовательность «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
VI. Художественное творчество.
• Лепка: «Радуга»,
• Рисование «Семейка осьминогов»
VII. Музыка.
• Прослушивание песни Д. Тухманова «Виноватая тучка».
Итоговое мероприятие.
Отчёт по проектной деятельности :
Предварительный этап длился 3 дня – была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.
Основной этап реализовывался в течение двух недель.
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются.
С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете.
В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
Информационное обеспечение:
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Бабаева Т. И. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.
2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М. : Просвещение, 1988.
3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Москва. «ВАКО». 2008.
4. Иванова О. Васильева И. Выразительные возможности цвета. СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2005.
5. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
6. Глушанок Т. Г., Волкова Л. Н. «Тайны здоровья детей», СПб. : 1994.
7. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - М. : Просвещение, 1981.
8. Шевчук И. Изучаем цвета. ООО Издательство. : Эксмо, 2007.
9. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И. Е. Аверина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
10. «Книга для чтения в детском саду и дома 4-5 лет» Составители: В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, Н. П. Бабурова. – М. : Мозаика- Синтез, 2006.
11. Интернет ресурсы:
Загадки: https://ped-kopilka.ru/
Пальчиковая гимнастика и физ. минутки: https://www.stranamam.ru/post/6895117/
Дыхательная гимнастика: https://teddyclub.org/ru/article/detskij-sad/2109-palchikovaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov-v-stihah/