Эльза Суюндукова
Проект «Любимый образ» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Любимый Образ»
(для детей младшего дошкольного возраста)
по программе «Социокультурные истоки»
И. А. Кузьмина
Разработчик:
воспитатель
Суюндукова Э. М.
г. Сургут, 2019 год
Тип проекта : творческий, групповой, среднесрочный.
Продолжительность проекта : с 09.01.2019г. – 31.01.2019г.
Участники проекта : дети 3-4 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Публикация «Проект „Любимый образ“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Пояснительная записка: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач отечественного образования. Современная социокультурная ситуация характеризуется как ситуация духовно-нравственного кризиса. В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты их нравственности в Российской Федерации подчеркивается, что «масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа».
В рамках Федеральных государственных образовательных стандартов разработана и реализуется Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Действующее законодательство в области образования утвердило понятие «духовно-нравственное развитие» в качестве важнейшего приоритета воспитания.
Это направление нашло отражение в нормативно-правовых актах Министерства образования и науки РФ по дошкольному образованию :
- Закон «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года);
- Приказ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (№ 1155 от 14 ноября 2013 года);
- Закон «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (№ 68-оз от 1 июля 2013 года).
Актуальность: для каждого из нас самый дорогой и близкий человек – это мама. Очень большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание между ребёнком и матерью. Любовь мамы - это забота и помощь во всём. Несмотря на это, всё чаще любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Детям в силу возраста, трудно понять, что мама нуждается в благодарности, помощи и заботе.
У детей преобладает потребительское отношение к матери, поэтому детский сад должен стать связующим звеном между детьми и их родителями, должен помочь им узнать, понять и принять друг друга, воспитать в ребенке любовь, уважение, чувство сопереживания и взаимопомощи близкому человеку – маме. Это является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.
Цель: способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, уважения к маме у детей младшего дошкольного возраста, приобщению к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
- учить детей проявлять чуткое, ласковое отношение к маме;
- развивать творчество детей в продуктивной и в музыкальной деятельности;
- воспитывать любовь к маме через художественное слово, музыку.
Этапы проекта :
- организационный: определение цели и задач, подбор методической и детской художественной литературы, составление плана реализации проекта;
- основной этап (создание развивающей предметно-пространственной среды; реализация проекта, ожидаемый результат);
- заключительный этап (осуществление анализа работы, дальнейшие перспективы развития проекта, презентация проекта, оформление результата – конечный продукт).
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное состоит в том, чтобы помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества с взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.
Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе. Ощутив любовь, ребенок становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка наполняется противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
Принципы реализации проекта :
- культурологический принцип – принцип отбора содержания образования и методы его подачи детям;
- принцип систематичности и последовательности – предполагает взаимосвязь полученных ранее представлений;
- принцип комплексности и интегративности – решение проектных задач в системе образовательного процесса и в организации режимных моментов;
- принцип личностно – ориентированного подхода к каждому ребенку реализуется в руководстве продуктивной деятельностью, в которой дети через творчество выражают полученные на занятиях, беседах впечатления;
- принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация культуры поведения;
- принцип всестороннего развития личности (наряду с решением специфических задач нравственного воспитания формируется личность человека в целом, т. е. одновременно развиваются психические процессы, мыслительные операции, нравственные качества, эстетические вкусы;
- принцип сотрудничества и единства требований строится на доброжелательной и доверительной основе.
Условия реализации проекта : подбор детской художественной литературы, мультимедийное оборудование.
Перспективный план реализации проекта
Образовательная область Содержание
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Мамочка моя».
Цель: формирование семейной принадлежности (как зовут маму, чем мама занимается, как играет с ребенком).
Пальчиковая гимнастика «Большая стирка».
Игровая деятельность:
имитационные игры «Вышла курочка гулять», «Помощники».
Сюжетно – ролевая игра «Семья» (с отображением образа мамы и детей). Речевая игра «Солнышко и дождь».
Речевое упражнение «Где солнечный зайчик?»
Сюжетно-дидактические игры: Мы помощники: «Мамин День Рождения», «Постираем», «Сварим обед», «Приберемся в комнате».
Речевое развитие Дидактические игры «Назови маму ласково», «Какая мама?», «Что мама делает?» Цель: формировать доброе отношение к маме, желание сделать маме что-то хорошее.
Книга 2 для развития детей «Добрый мир».
Чтение художественной литературы: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Цель: довести до сознания детей замысел сказки; помочь в оценке персонажей; воспитывать у детей добрые чувства к маме.
С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». Цель: познакомить с сказкой; вызвать желание послушать ещё раз; показать образы героев, образ мамы.
Поэзия: Е. Благинина «Вот какая мама»; З. Воскресенская «Мама», Цель: воспитывать у детей доброе чувство, любовь к маме.
Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность : Оформление страницы альбома «Солнышко для мамы» книги 2 «Добрый мир». Раскраска сюжета «Мамины помощники».
Аппликация «Открытка для мамы». Цель: развивать творчество, воспитывать любовь к маме, желание сделать ей подарок.
Музыкальная деятельность:
Слушание:
«Мамочке любимой» муз. Е. Гомоновой;
«Выглянуло солнышко» муз. Ю. Чичкова, сл. Ибряева.
Пение:
«Мамочка, милая мама моя» (Автор И. Тиличеева).
Муз. движения: «Мамины помощники», «Танец с платочками» (для мамы).
Игра Железновы «Мамины помошники»
«Кошка и котята», муз. М. Раухвергера.
Физическое развитие Подвижные игры: «Птенцы», «Курица и цыплята». Цель: развитие физических качеств: силы, быстроты и ловкости, уважения к маме.
Физкультминутка: «Мамам дружно помогаем». Цель: развивать двигательную активность, умение выполнять движения в соответствии с текстом, воспитывать желание помогать маме.
Взаимодействие с родителями:
- совместное оформление стенда ко дню матери, фото мам с детьми, заготовки зайчиков и надписей высказываний про самый любимый образ;
- опросно-коммуникативная игра: «Знаете ли вы вашего ребенка?»;
- рекомендации по проведению выходного дня: «Выходные в семье».
Ожидаемый результат:
Для детей - смогут проявить милосердие и заботу о маме. Научатся употреблять ласковые слова при разговоре с мамой. Появится желание помогать маме в её работе по дому. Обогатятся знания детей о внешности своей мамы, об её увлечениях, о профессии.
Для родителей – повышение педагогической грамотности, желание участвовать в образовательном процессе МБДОУ.
Для педагогов: раскрыли образ матери в художественной литературе, создали условия для проявления творчества детей в продуктивной деятельности, поделились профессиональным опытом с родителями.
Продукт проекта : проведение открытого показа совместной образовательной деятельности с детьми и родителями воспитанников по теме «Любимый образ».
Презентация проекта : выступить с докладом на методическом часе, поделиться опытом работы.
Используемая литература:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., М. А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
2. Гербова В. В Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. – М. : Просвещение.
3. Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
4. Сахипова З. Г. Читаем детям. – Ленинград: Просвещение, 1987.
5. И. А. Кузьмин. Социокультурные истоки. Истоковедение. – Москва: издательский дом «Истоки», 2013.
6. О маме. Стихи и рассказы. – М. : Детская литература, 1988.
Приложение № 1
«Самый любимый образ – мама»
Конспект занятия по Социокультурным Истокам.
Категория «Образ».
Цель: воспитание нравственных чувств, любви, заботе о маме, этического сознания.
Задачи:
Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Образ». Закрепить знания детей о своей маме – называть имя, вызывать желание говорить о маме добрые слова, называть положительные качества (добрая, заботливая, веселая, красивая, самая лучшая).
Воспитательные задачи: воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку. Воспитывать аккуратность, любовь и уважение к маме, желание заботиться о ней.
Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способствовать развитию чувства радостного ожидания от сюрприза.
Социокультурное присоединение семьи и детского сада.
Активизировать словарь: Ангел,добрая, заботливая, веселая, красивая, самая лучшая.
Оборудование:
-колокольчики по количеству детей;
- светящаяся игрушка-ангелочек;
- музыкальное сопровождение песня «Мама - первое слово» (муз. Ж. Буржоа, сл. Ю. Энтин);
-мультимедиа «Разговор ребенка с богом»;
-образец бумажного ангелочка, заготовки для аппликации игрушки, клей, кисточки, подставки, салфетки, клеёнки;
Ход занятия:
Под музыку: Дети входят и становятся в круг в руках колокольчики.
Воспитатель: Ребятки посмотрите к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними.
Под музыку: Вдруг раздается шум крыльев, это на звон колокольчика прилетел ангел.
Присоединение. Все дети в кругу поют:
Ангел: Здравствуйте всем! Я прилетел к вам на ваш зов!
Звонкий колокольчик в гости нас зовет,
И собрались мы все в маленький кружок,
На друг друга посмотреть спешим,
Поздороваться хотим.
Здравствуйте, здравствуйте -
Друг другу говорим.
Ведь я пришел с подарком, так принято с подарком приходить на Рождество, принес подарок для всех вас.
Воспитатель рассаживает детишек на стульчиках, собирает колокольчики.
Видео: Включается видео разговор ребенка с богом. Дети становятся перед экраном смотрят и слушают.
Воспитатель: -Кто же вас, детишки, оберегает, заботиться?
Дети: -Мама.
Ангелпредлагает деткам поиграть.
Ангел: -Я предлагаю вам передать друг другу этого светящегося ангелочка и ответить на вопрос: - А какая она, мама?
Дети: (по кругу передают ангелочка, называя прилагательные) : отзывчивая, нежная, ласковая. Заботливая, добрая, любимая, единственная, дорогая, красивая, веселая, жизнерадостная, внимательная, справедливая, щедрая.
Воспитатель: -Как ребята много мы сказали про наших мам хороших и добрых слов. а маме всегда приятно, когда ее ребенок послушен и учтив.
Ангел: Какими добрыми делами вы порадовали можете порадовать свою маму?
Дети: -Хорошими поступками, добрыми делами, послушанием.
Ангел: -Ребята, что мы можем подарить нашим мамам, ответы детей : улыбку. Подарок. Открытку. Игрушку, песню, стихотворение. Танец.
Ангел: Я знаю, что вы умеете очень красиво танцевать, А добрый и красивый танец можно подарить своей маме?
Дети: Да
Ангел: Я приглашаю вас на танец.
Под музыку танцуют: Воспитатель предлагает деткам встать и пойти за ним. Дети танцуют вместе с Ангелом.
Ангел: Какой замечательный, нежный красивый танец мы станцевали.
Я предлагаю вам пойти за мной на чудесную снежную полянку!
Воспитатель: -Ребята, можно подарить маме стихотворение?
Дети: Да.
Дети по желанию рассказывают стихотворение про маму.
Ангел: Какие замечательные стихотворения! Спасибо большое Вам ребята! Это очень прекрасный подарок для мамы. А что же еще мы можем преподнести для наших мам в знак нашей любви к ним?
Воспитатель: Хотели бы вы смастерить подарок своими руками?
Дети: -Да.
Воспитатель: -Мы с вами порисуем.
Ангел: Хотите ребята не просто порисовать, а научиться рисовать рисунок в воздухе!
Звучит музыка: Ангел под музыку выполняет ритмичные движения. Вырисовывая в воздухе рисунок. Затем Ангел достает с елочки игрушку ангелочка.
Ангел: Посмотрите- ка ребята кого я с собой принес. Вы узнали кто это?
Дети: ангелочек.
Ангелочек: Подойдите ко мне рассмотрите, ангел передает игрушку воспитателю, воспитатель рассматривает с детьми. Хотите смастерить таких ангелочков в подарок своей маме?
Дети: да.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, из каких элементов состоит ангелочек? (нимб, крылья). Ангел показывает на себе соглашается.
Деткиприсаживаются на стульчики.
Воспитатель: Теперь я покажу как мы будем его мастерить. Показ воспитателя.
Воспитатель: Справимся? Приглашаю вас в мастерскую, возьмем стульчики, и аккуратно отнесём их к столам. Детки присаживаются за столы, где находятся творческие материалы для конструирования ангела из бумаги.
Звучит фоновая музыка во время творчества детей. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Выходите, Покажите нашему ангелочку и гостям, какие у вас ангелочки получились. Я думаю, что вашей маме очень понравится такой подарок.
Ангел: -Какие замечательные у вас получились подарки для ваших мам.
Воспитатель: Ведь ангел хранитель помогает делать человеку добро и молится за него перед Богом. Ангел-хранитель оберегает нас от всякой беды и, в случае опасности, закрывает нас своими крыльями. Человек должен любить своего ангела – хранителя и стараться не огорчать его.
Ангел: Я слышал, как вы очень хорошо поете. Хотели бы вы подарить маме песню? Дети с воспитателем исполняют песню «Мамочка, милая мама моя» (Автор И. Тиличеева).
Ангел: -Как чудесно мне было с вами ребятки, помните я всегда рядом с вами! До новой встречи, До свидания!
Воспитатель: -Мы с вами знаем, как можно порадовать маму, стараться не огорчать её. Но самый лучший подарок маме – это ваше послушание. Когда дети послушны – мама очень счастлива. Давайте будем стараться каждый день, чтобы каждая мама была самая счастливая на свете. Согласны?
Дети: -Да.
Воспитатель: -Спасибо вам всем, ребята, что вы такие добрые и отзывчивые.
Мама всегда с нами в нашем сердце. Давайте всегда помнить мамины руки, мамины глаза, мамин голос. Ведь на свете нет человека роднее и ближе матери, поэтому любите и берегите ваших мам! До свидания.