Алла Голудина
Проект «Моя семья — моё богатство» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Моя семья – моё богатство»
Направленность: познавательно-коммуникативное
Возраст детей : 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Автор: воспитатель А. А. Голудина
Актуальность.
Берегите друг друга, добротой согревайте! Берегите друг друга, обижать не давайте. Берегите друг друга, суету позабудьте и в минуту досуга, рядом вместе побудьте!
О. Высоцкая
Публикация «Проект „Моя семья — моё богатство“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Рождение ребенка - это не только большая радость, но и большая ответственность. И родители не всегда в должной мере это осознают. Обеспечив ребенка материально, нельзя забывать и о духовной стороне его жизни.
С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива - семьи. В процессе общения с родителями - первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается. Приобретает жизненный опыт. Усваивает нормы и правила поведения. Что можно, а что нельзя, что хорошо, а что предусмотрительно, дети постигают на опыте семейной жизни. Трудно переоценить роль семьи в формировании личности ребенка.
Детям в младшем дошкольном возрасте свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Проводя мониторинг, на начало учебного года, по образовательным областям на основе ФГОС ДО, было замечено что у детей слабо сформировано целостное представление картины мира, они мало знают о своей семье, семейных традициях, родственных отношений, не достаточно имеют представления о домашнем быте.
Все это подтолкнуло меня включить в календарный план проект «Моя семья – моё богатство». Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, помочь узнать о семейных традициях и их развитии в современных условиях, о том какую посильную помощь может ребенок оказать своим близким, установить прочный контакт между взрослым и ребенком, тем самым развивая уважительное отношение друг к другу.
Все выше изложенное и побудило обратиться к проблеме: формирование у детей первоначальных представлений о семье, воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам, в взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители-ребенок-педагоги».
Таким образом, это доказывает особую значимость и актуальность разработки познавательно - коммуникативного проекта «Моя семья – моё богатство».
Концептуальные основы.
В основе проекта представлены концептуальные идеи: Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками (по теории А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода).
Концептуальные идеи направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л. С. Выготский).
Исследования педагогов, ученых М. Ю. Новицкой, Т. А. Будариной, Л. С. Куприной, С. А. Козловой, Л. А. Кондрикинской, Э. К. Сусловой показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. В различных развивающих видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьей, в реализации интегрированного подхода в воспитании и организации совместной игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого.
Цель и задачи проекта.
Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи:
Для детей :
1. Формировать у детей образ «Я», умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи.
2. Развивать представление о своей семье, семейных традициях.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.
4. Учить проявлять заботу о родных людях.
5. Обобщать детско–родительские отношения опытом совместной познавательно-творческой деятельности.
Для родителей:
1. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
2. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
Гипотезой проекта является предположение о том, что обновление содержания по приобщению детей младшего дошкольного возраста к семейным ценностям за счет эффективного использования интегрированного подхода в совместной игровой и продуктивной деятельности (ребенок-педагог-родитель) будет способствовать:
Ожидаемые результаты:
Для детей :
1. Расширение представлений о себе.
2. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
3. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи.
4. Участие в совместной познавательно-творческой деятельности с взрослыми и сверстниками.
5. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье и окружающем мире.
Для родителей:
1. Участие в совместной деятельности с детьми.
2. Повышение родительской компетентности по формированию духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Продукт деятельности:
1. Мини-музей «Царство доброты».
2. Альбом «Я и моя семья».
3. Брошюры «Любимый образ» (стихи о маме, папе, семье).
4. Художественное творчество.
5. Конспекты ООД по программе «Социокультурные истоки».
6. Сценарий семейного клуба «Навстречу друг другу» по теме: «За горами – за холмами».
7. Сценарии активных занятий в рамках реализации программы «Социокультурные истоки», на тему:
- «Имя моего ребёнка», «Ласковая песня», «Зимние посиделки».
писание опыта.
Для того чтобы внедрить проект «Моя семья – моё богатство», определила состояние предметно-развивающей среды, провела педагогическое наблюдение с детьми по проблеме сформированности представления картины мира, знания о своей семье, семейных традициях, родственных отношений, о домашнем быте.
Для обеспечения познавательной активности детей в проекте «Моя семья – моё богатство» использовала методы: игрового моделирования, проблемно-игровых ситуаций, рассматривание иллюстраций, беседа, чтение художественной литературы. Одной из форм работы была совместно - игровая деятельность детей с родителями. Реализация проекта проходила в несколько этапов:
На первом подготовительном этапе было проведено педагогическое наблюдение сформированности умений и навыков у дошкольников. Для проведения различных видов деятельности подобрала методическую и художественную литературу по теме «Моя семья – моё богатство», определила цели и задачи, оформила предметно-развивающую среду.
На втором организационном этапе вовремя первого родительского собрания, родителям была предоставлена полная информация о работе по программе «Социокультурные истоки», представлен краткий обзор книг и альбома «Доброе слово» (дело, «Добрый мир» (образ тепла, радости, «Добрая книга», были даны рекомендации по работе с детьми в домашних условиях, подчеркнута важность введения новой программы, познакомили с проектом «Моя семья – мое богатство». Настроили родителей на совместное сотрудничество, это поспособствовало формированию единой системы ценностей в семье и в детском саду.
Далее было организовано взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей младшего дошкольного возраста. Способствующая организация ведет к развитию общения между родителями и их детьми. Родителям давалась дополнительная информация по теме недели, рекомендации к выполнению творческих заданий и задания для семейного чтения книг для развития детей : например, почитать русские народные сказки, поиграть в театр, изменить окончание сказки. Предлагалось выучить совместно с ребёнком потешки, стихи, песни… Поиграть в подвижные и хороводные игры.
Вместе с родителями вносили изменения в предметно – пространственную среду группы. Родители помогали организовывать выставки в соответствии с темой недели: «Любимый друг», «Любимая книга», «Семья», «Декоративно – прикладное искусство» и т. п., принесли различные предметы для создания мини – музея: «Царство доброты».
Одним из видов работы с родителями – это создание семейного альбома, в основу легла цель объединения усилий сада и семьи по воспитанию настоящего гражданина общества, по сплочению членов семьи и вовлечение родителей в работу группы.
Знакомили детей с различными народными праздниками: например, «Рождеством» и др… В эту работу вовлекли и родителей: просили их рассказать своим детям о том, как семья проводит эти праздники, изготовить с детьми поделки к празднику, выучить стихи, песни, а также посетить вместе с семьёй городские мероприятия, связанные с этими праздниками. Через знакомство с русским фольклором осуществлялся процесс познания окружающего мира. У детей формировались такие понятия как: «Любимое имя», «Доброе слово», «Любимый образ», «Любимая книга», «Ласковая песня», «Праздничная песня», «Образ света». Таким образом, мы формируем у детей нравственные взаимоотношения и качества, что способствует эффективно решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников.
На данный момент проведено: одна детско-родительская встреча в семейном клубе «Навстречу друг другу» по теме: «За горами – за холмами», три итоговых активных семейно-групповых мероприятия совместно с родителями по темам: «Имя моего ребёнка», «Ласковая песня», «Зимние забавы». Эти события, как важный праздник в жизни не только самих дошколят, но и их близких людей. Поэтому в такой день рядом с детьми были именно те, кто им дорог - мамы и папы.
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседы о семье по иллюстрациям и семейному альбому, дети научились называть своё имя, фамилию, имена своих близких, всех членов семьи, своих друзей в группе, составлять короткий рассказ о них. Учились формам вежливого обращения ко взрослым и детям. Беседы поспособствовали воспитанию доброжелательных отношений к близким людям, любовь к своей семье.
Обыгрывая игровые ситуации, мы старались познакомить детей, с понятием дом - это место, где живёт дружная семья, с трудом взрослых, их ролью в семье и домашними обязанностями, учили разным ролевым диалогам, пробуждали развитию эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей и желание помочь – пожалеть, утешить, сказать ласковое слово, старались подвести к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые, что совместный труд и игра помогают всем жить дружно.
Воспитывали гордость за своих близких через поэтическое восприятие читая и разучивая стихотворения о семье, маме, папе, бабушках и дедушках, братиках и сестренках. Формировали семейные ценности обыгрывая пальчиковые игры и потешки. А читая с детьми сказки учили их рассуждать, чему учат сказки: быть гостеприимным и дружелюбным, жить сообща, проявлять заботу, слушаться взрослых, не убегать из дома без спроса, не гулять одному, доверие к незнакомцам и малознакомым людям может привести к беде, нельзя открывать им дверь поддаваясь на их хитрости. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности через игровые упражнения и дидактические игры, а также через сюжетно-ролевые игры, обыгрывая разные ситуации из жизни семьи.
На третьем этапе были оформлены результаты работы, систематизирован материал. Получены отзывы и предложения от родителей.
Совместная познавательно-коммуникативная деятельность, доставила огромную радость и удовольствие, как детям, так и родителям. Они отзывались на все доброе, прекрасное, выказывали сочувствие, приходили на помощь друг другу. Массу положительных эмоций вызывали у детей семейные встречи. Дошкольники почувствовали, что живут в счастливой, дружной семье, ощутили любовь и внимание близких.
На четвертом этапе организована презентация выставки альбома «Я и моя семья», брошюры «Любимый образ» (стихи о маме, папе, семье, мини-музея «Царство доброты», оформление и обыгрывание музейных экспонатов повысило эмоциональный настрой детей.