Ксения Михайловна Медведева
Проект для детей дошкольного возраста «Зажги в себе свечу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: дети 5-7 лет, музыкальный руководитель, воспитатель, музыканты-исполнители (по желанию).
Тип проекта : исследовательско-творческий (по Л. В. Кисилевой)
Проект «Зажги в себе свечу» создавался в связи с решением очень серьезной проблемы, которая сейчас часто встречается среди детей дошкольного возраста – недостаточное развитие социальных эмоций. Особенностью проекта является его форма – музыкальная сказка, котораяделает решение этой проблемы более эффективным и альтернативным традиционным методам. Поэтому целью проекта было пробудить целостный эмоциональный отклик у детей на прослушанную музыкальнуюсказку.
Публикация «Проект для детей дошкольного возраста „Зажги в себе свечу!“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Работа по достижению поставленной цели подразумевала решение нескольких задач:
1. Доставить детям радость (развлечь детей);
2. Продолжать развивать чувство эмпатии;
3. Формировать музыкально-слуховые представления;
4. Познакомить вживую (наглядно) с музыкальными инструментами и их тембровымзвучанием (скрипка, альт, флейта, рояль).
Каким бы ты ни был гениальным, никогда не зацикливайся на себе, будьвнимательным, отзывчивым по отношению к друзьям и близким; цени и люби их! Какгласит русская народная пословица: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем», –вот мораль нашей сказки, которая лежит в основе проекта.
Возраст 5-7 лет – это возраст, когда дети набрали достаточный жизненный опыт,
чтобы понять данную мораль. А так же, у них есть за плечами слушательский музыкальный опыт, который помогает им воспринимать окружающуюдействительность во множестве разнообразных красок.
Внимание детей 6ого года жизни, по сравнению с вниманием в возрасте 3х лет, более устойчивое, но все же не настолько, чтобы сидеть и долго слушать текст без какой-либо наглядности. Поэтому, сказка сопровождается музыкальными фрагментами.
Слушая сказку, дети узнают уже знакомые им инструменты и жанры. Героями сказки являются сами музыкальные инструменты, и тема каждого инструмента звучит в своем определенном жанре. Например, тема Рояля – полонез, а тема Флейты – менуэт, что позволяет наиболее четко разграничить характеры героев. Так, целостноевосприятие детей дополняют музыкальные образы, и у них невольно возникаетэмоциональный отклик, что очень важно в воспитании вообще и нынешнего поколенияв особенности.
Прототипом нашего проекта можно считать симфоническую сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк». Посредством этой сказки дети знакомятся с тембрами разныхмузыкальных инструментов симфонического оркестра. Но сказку Прокофьева практически невозможно представить детям вживую в рамках воспитательно-образовательногопроцесса. Сказка, которая лежит в основе проекта, в отличие, от сказки «Петя и волк» не такая масштабнаяи посодержанию, и по количеству музыкальных инструментов, что позволяет погрузитьдетей в волшебную музыкальную атмосферу с реально звучащими инструментами итут же проследить реакцию детей на прослушанный материал. Так же, сказка «История одной свечи» несет в себе не столькомузыкально-образовательную задачу, сколько является мотивацией дляэмоционального отклика.
Реализация проекта проходила в несколько этапов. В первый этап (подготовительный)вошли самые сложные моменты, а именно само сочинение сказки и разучиваниемузыкального текста с исполнителями.
Второй этап, как мы уже выяснили в процессе реализации проекта, возможен в различных вариантах:
а) В форме досуга в ДОУ с приглашенными музыкантами-исполнителями. В таком варианте досуг проводился в ГБДОУ ЦРР №80 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Он содержал в себе непосредственнодемонстрацию сказки «История одной Свечи» перед детьми с участием всех героевсказки, в том числе и Свечи, и задание для учащихся дополнить недавно рожденнуюсказку недостающими элементами, но весьма важными, – иллюстрациями. Важно то,что во время рисования детей музыкальные фрагменты из сказки звучат повторно, что помогает детям погрузиться в нужную атмосферу и передать настроениеи эмоции в рисунке.
б) В форме досуга в ДОУ с использованием аудиозаписи сказки, записанной в студии этими же музыкантами – исполнителями, и презентацией с иллюстрациями музыкальных инструментов. Этот вариант похож на первый, но в плане организации для музыкального руководителя он является самым оптимальным и простым. Данный вариант мы тоже апробировали на практике в ГБДОУ д/с №96 Петроградского района Санкт-Петербурга. Отличительной чертой досуга в этом саду стала работа с иллюстрациями. Детям дали задание рисовать иллюстрации не на отдельном листочке, а на ватмане вместе с еще несколькими детьми. Таким образом, в ходе рисования у детей так же развивались навыки работы в коллективе. А для нас было интересным посмотреть со стороны на особенности рисования детей в коллективе. Стоит отметить, что рисунки детей 5-6 лет и 6-7 лет значительно отличались. Дети старшей группы (5-6 лет) более непосредственные, зачастую они изображали на рисунке предметы и событие, которые почти совсем не связаны со сказкой, но вызванные эмоции посредствам прослушанной сказки привели их к переживанию наиболее волнующих их событий.
в) В форме просмотра видеозаписи с Рождественского спектакля для детей дошкольного возраста подворья монастыря Иоанна Кронштадтского.
Итогом заключительного этапа планируется составление методического пособия длямузыкальных руководителей,в котороевойдет нотный и словесный текст сказки,студийная аудиозапись сказки, видеозапись с Рождественского спектакля, рисунки детей и пояснительная записка. Этот сборник позволит музыкальным руководителям реализовать нашу идею самостоятельно с помощью диска и, если будет возможность, с помощью других музыкантов-исполнителей, так как нотный текст там тоже есть.
Сказка, которая лежит в основе проекта, создавалась творческим коллективом:
-- автор текста Медведева О. А.
-- музыка Медведева К. М. ,Государенкова Е. А, Ленских А. Э.
В аудиозаписи приняли участие:
Рассказчик -- Егоров Артём
Флейта – Глеба Анна
Рояль – Потоцкий Игорь
Партия скрипки – Кашенина Людмила
Партия альта – Глеба Анна
Партия флейты – Сабанская София
Партия рояля -- Медведева Ксения, Государенкова Елена
Вокал – Медведева Ольга
Звукорежиссер – Штирбу Владислав
Сложности возникали при организации репетиций сказки и самого проведения мероприятия. Авторы проекта рисковали оказаться без мероприятия, если бы один из музыкантов не пришел бы на мероприятие. Также авторам проекта нужно было быть готовым к тому, что реакция на сказку может быть разной и вообще ее может не быть. Поэтому нужно уметь быстро выходить из затруднительного положения.
Рефлексия после реализации проекта показала, что с главной задачей – доставить детям радость, мы справились. Дети были рады уже только тому, что перед ними играли музыканты на настоящих музыкальных инструментах, и они слышали живую музыку; чудом оказалась и электронная свеча на пульте управления, которая гасла и зажигалась в нужный момент. Дети слушали внимательно, а по их мимике можно было увидеть, как они переживали за героев сказки.
После прослушивания сказки детям сразу предложили дополнить сказку рисунками, как в настоящей книге, и дети охотно взялись за это дело. Позже их рисунки использовались в процессе рефлексии как индикатор эмоционального отклика. Рисунки оказались насыщенными, разнообразными,непосредственными и с душой. Кто-то из них выделял свечу в размерах, кто-то в объеме света; кто-то сделал акцент на изображении музыкальных инструментов, при чем флейта, скрипка и рояль были в темных тонах, а в одном рисунке рояль был вообще зубастый; кто-то выражал свое внутреннее настроение – изображал вместе с героями сказки елку новогоднюю, лес, кота; а кто-то просто нарисовал много-много нот. Все рисунки оказались по-своему интересными. На наш взгляд, этот вид работы превзошел наши ожидания. И мы сделали вывод, что такой метод максимально работает только при непосредственном воздействии на органы чувств ребенка (то есть, когда ребенок рисует и одновременно слушает музыку). Из наблюдения за поведением детей при восприятии и после анализа их работ, мы можем смело сделать вывод, что цель, поставленная в проекте, была достигнута.