Никифорова Наталия
Становление «Я-концепции» у детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования представлений о себе и других людях
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это особо уникальный возраст в жизни каждого человека. В этот период идет активное познание окружающего мира, человеческих отношений, выделение и осознание себя как части мира, формирование собственного отношения к самому себе и осознание отношения других людей к себе – становление и развитие Я-концепции которая является личностным новообразованием.
Публикация «Становление „Я-концепции“ у детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования представлений о себе и других людях» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Понятие Я-концепции возникло в зарубежной психологии во второй половине ХХ века. В отечественной психологии близкими по содержанию явились работы о развитии личности индивида, о становлении и развитии самосознания. При этом психологи (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) именно дошкольный возраст называют тем периодом в развитии личности любого человека, в котором происходит вначале выделение себя среди других, а затем и самосознание, т. е. осознание своих не только внешних особенностей, но и обнаружение своей внутренней жизни. Психологи считают, что, если в дошкольном возрасте, который, по мнению А. Н. Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности, сформировать положительное самовосприятие ребенка, то это благоприятно скажется в целом на личностном развитии человека в целом. На основании этого можно высказать предположение, что именно в дошкольный период закладываются основы Я-концепции.
В настоящее время проблеме становления развития Я-концепции посвящено много работ как зарубежных, так и отечественных исследователей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) реализация образовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать формирование первичных представлений о себе и других людях, способности более правильно представлять и определять свои возможности в разных видах деятельности, понимать, как относятся к нему окружающие его люди, и на основании чего возникает это отношение.