Саввинова Евгения Валерьевна
Проект «Детский полилингвальный словарь в картинках»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Развитие звуковой культуры речи ребенка дошкольного возраста – одна из важнейших задач этого возрастного периода. Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить малышу средством общения. Формированию правильного произношения способствует особая восприимчивость ребенка к речи, его стремление четко выговаривать звуки. Одновременно у ребенка обогащается пассивный словарь, который постепенно переходит в активный. В дошкольном возрасте пассивный словарь малыша намного больше активного. Сначала малыш узнает предметы на картинках, но не называет их.
Публикация «Проект „Детский полилингвальный словарь в картинках“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Обогащение словаря происходит с расширением и углублением знаний и представлений ребенка об окружающем мире. Этому способствует специально организованная словарная работа. Использование иллюстрационного материала с объектами, которые дети не могут наблюдать непосредственно (дикие и домашние животные, птицы, также расширяют словарь ребенка.
Актуальность обусловлена тем, что картина вместе с представлением о предмете несет представление, о слове, так как ее рассматривание всегда сопровождается практическими действиями: словом взрослого, чтение литературного произведения, постановкой вопросов. Кроме того, сюжетные и предметные картинки дают большие возможности для формирования грамматически правильной речи, в том числе родного эвенкийского языка.
Цель: обогащение активного и пассивного словарного запаса детей дошкольного возраста, развитие культуры владения родным и иностранными языками в соответствии с нормами устной и письменной речи.
Задачи:
- Изучить теоретические основы использования картинок для обогащения словаря детей дошкольного возраста;
- Выделить типы картинок, которые используются;
- Создавать условия для активного развития словарного запаса у детей дошкольного возраста;
- Формировать культуру полилингвальной личности.
Объект исследования: пути обогащения словаря детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль, которую играют изображения при обогащении словаря детей дошкольного возраста.
Гипотеза: детский словарь в картинках поможет лучше понять речь при изучении языка.
1. Теоретические основы проблемы активизации словаря детей дошкольного возраста.
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сенситивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться с раннего дошкольного возраста.
Необходимо подчеркнуть, что своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Большое внимание развитию речи детей уделял чешский педагог Я. А. Коменский. Рекомендации по формированию речи ученый дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на четвертом - шестом году жизни – основе восприятия вещей – обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит.
Развитие речи ребенка должно опираться на практику жизни и отражать его чувственный опыт, отмечал И. Г. Песталоцци. В обучении языку он выдвинул три основные задачи:
1. обучение звуку, или средству развития органов речи;
2. обучение слову, или средству ознакомления с предметами;
3. обучение речи, или средству научиться ясно, выражаться о предметах.
В основе обучения слову лежит принцип наглядности. Обучение словам, обозначающим видовые и родовые понятия, строится на основе восприятия сначала предметов, затем картинок.
2. Методические рекомендации для воспитателей.
В содержании данного проекта реализуется, ведущий для данной категории детей принцип коммуникативной направленности обучения неродному языку. Структура программного материала предусматривает постепенное накопление словаря и соответствующий лексико-грамматический материал.
Проект предполагает обучение детей на четырёх языках. Для того чтобы помочь педагогам в реализации данного проекта, в нём раскрыто содержание учебного материала по темам. Чтобы ребенок научился правильно говорить, ему необходимо научиться правильно, произносить звуки и сочетания звуков языка, но и понимать значения слов на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
Особую трудность составляет усвоение грамматического строя языков, который значительно отличается от родного.
Помимо этого, при оценке качества речи необходимо учитывать такие психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, как ограниченную работоспособность, предметно-действенный и наглядно образный характер мышления и многое другое. На занятиях нужно систематически применять специальные методические приемы, предупреждающие чрезмерное утомление и перегрузку детей.
Любое высказывание требует от человека выполнения особого речевого действия, которое, в свою очередь, всегда начинается с мотива, желания и намерения что-то сказать. При этом мотивы, побуждающие человека к высказыванию, лежат вне речи, в других видах человеческой деятельности — общении, труде, игре. В том случае, если речь оказывается психологически включенной в другую деятельность, возникают мотивы речевых действий, высказываний.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Естественным источником мотивов, побуждающих детей к речи на не родном языке, следует считать специально организованную игровую ситуацию. Поэтому игровая ситуация является основным методическим приемом, служащим для реализации предлагаемой программы.
Следует учитывать также возможности усвоения не родного языка на основе использования всех режимных моментов. Необходимо способствовать тому, чтобы стимулировать речевую активность детей, организуя для этого в течение дня развивающую речевую среду.
Педагог, обучающий детей, должен обладать большим педагогическим тактом, корректно исправлять ошибки, связанные с интерференцией родного языка.
Заключение
В результате проведенной работы был создан «Детский полилингвальный словарь в картинках». В основе его создания лежит принцип наглядности. Обучение словам, обозначающим видовые и родовые понятия, строится на основе восприятия сначала предметов, затем картинок.
Значимость изучения языков в наши дни достаточно высока. Продуктом нашей работы стал словарь в картинках, значит все задачи и цель, поставленные в начале проекта, выполнены.
Практика использования различных типов приложений – помощников для общения показала, что наиболее эффективным всё ещё остаётся простой словарь с достаточным количеством озвученных слов. Тип словаря определяется основной информацией, которую он содержит, его общим назначением.
Мы надеемся, что созданный нами словарь, поможет нам и нашим детям при изучении языков.