Светлана Соколова
Проект «Детская дума»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Детская дума» в подготовительной группе.
Детская дума – форма социализации, организации совместной деятельности старших дошкольников, разработанная в АНО ДО «Планета детства „Лада“» ДС № 206 «Сударушка» г. Тольятти в рамках Федеральной инновационной площадки по апробации основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение»1. Детская дума является продолжением идеи организации детского совета, которая была предложена авторами программы И. Е. Федосовой, А. И. Бурениной, Л. В. Свирской и др.
Публикация «Проект „Детская дума“» размещена в разделах
Цели Детской думы - сформировать у детей коммуникативную культуру, умения и навыки для успешного взаимодействия с другими людьми. Данная форма работы подразумевает участие детей в оценке конкретной ситуации и партнерскую позицию взрослого, помогает дошкольникам стать активными участниками в жизни детского сада, самостоятельно выбрать роль в реализации принятых решений.
Задачи Детской думы :
• Формировать у детей умение регулировать свое поведение в соответствии с социальными нормами и правилами.
• Поддерживать детскую инициативу, создает условия для принятия решений детьми по организации жизни в детском сообществе.
• Формировать умения адекватно выражать свои чувства, сопереживать и помогать другим детям.
• Формировать уважительное отношение к мнению, убеждениям и особенностям других детей.
• Способствовать развитию навыков преодолевать сложные ситуации, которые возникают в процессе совместной деятельности с другими детьми, и разрешать конфликты.
Заседание Детской Думы имеет пять этапов:
• Приветствие – педагог настраивает детей на предстоящую деятельность, помогает им установить контакт друг с другом.
• Озвучивание проблемной ситуации – педагог мотивирует детей к тому, чтобы они разобрали сложившиеся взаимоотношения в группе.
• Обсуждение проблемной ситуации – дети вместе с педагогом анализируют и обсуждают особенности ситуации.
• Совместные игры (в рамках обсуждаемой темы) – педагог создает условия для осознания детьми социальных норм и правил поведения в группе.
• Принятие решения – дети совместно с педагогом формулируют общие правила и принимают решение, что все дети в группе должны их соблюдать.
Как работает Детская дума
Дети и педагог собираются на заседание Детской думы, чтобы обсудить актуальные для их группы вопросы и принять по ним решение. Принятые решения воспитатель переносит в детский коллектив и периодически напоминает детям о том, что их необходимо соблюдать.
Предмет обсуждений на заседаниях Детской думы – сложившиеся отношения и ситуации в группе, социальные нормы и правила, которые дети считают важными и которыми они будут регламентировать свою самостоятельную деятельность и регулировать взаимоотношения в группе. Заседания Детской думы проходят еженедельно.
В каждой группе старшего дошкольного возраста организуется своя Детская дума. Воспитатель вывешивает эмблему в помещении группы и интерактивное панно, на котором дети с помощью рисунков фиксируют темы заседаний и свое решение. Панно в данном случае – плакат, доска или стенд, на котором можно закрепить рисунки. Состав Детской думы непостоянен и зависит от интереса детей к заявленной теме. В работе Детской думы может принять участие каждый ребенок, что обеспечивает равноправие и учет интересов всех детей.
Заседание Детской думы может длиться до 25–30 мин. Длительность зависит от того, насколько дети проявляют интерес к обсуждению и насколько быстро им удается согласовывать свои намерения.
Как проходят заседания Детской думы
Заседание Детской думы начинается с приветствия. Чтобы сплотить детей и создать положительный эмоциональный фон, воспитатель использует различные методы и приемы: словесные игры, игровые упражнения, пальчиковые игры, игры-фантазии, чтение стихотворений, элементы психогимнастики, включение в работу игрового оборудования, сказочных персонажей или предметов.
Далее следует озвучивание проблемной ситуации. Воспитатель организует взаимодействие детей на основе имеющегося у них социального опыта, мотивирует их к тому, чтобы они совместно определили тему заседания.
Тема заседания должна быть близка детям. Например: как помогать родителям по дому, заботиться о младшем брате или бабушке, подготовить встречу сверстнику после длительной болезни. Для актуализации проблемной ситуации педагог может использовать видеозагадки, предложить детям разыграть сказочную ситуацию.
Чтобы все дети были активными участниками и каждый смог высказаться и выслушать точку зрения другого, воспитатель совместно с дошкольниками придумывают правила совместной работы. Педагог записывает их крупными печатными буквами на листе ватмана и зачитывает детям перед началом каждого заседания.
В обсуждении проблемной ситуации и ее анализе участвуют все дети. Далее в рамках обсуждаемой темы проводятся совместные игры и упражнения на основе интерактивных технологий. Они формируют у детей начальные навыки произвольного поведения, учат общаться, договариваться, аргументировать свои мысли и решать общую задачу. Кроме того, такие упражнения позволяют детям спланировать свое поведение в разных социальных ситуациях.
Таким образом, на этом этапе заседания воспитатель моделирует ситуации, которые позволяют детям проанализировать свои действия, реакции и их возможные последствия, понять собственные эмоции и эмоции партнеров по взаимодействию. После совместных игр дети обмениваются мнением, делают выводы, обозначают социальные нормы, формулируют собственное, личностно значимое правило взаимодействия в обществе. При обсуждении жизненных ситуаций дети могут выступать инициаторами совместных дел в группе, принимать сознательное решение о помощи своим друзьям и участвовать в том, чтобы сделать жизнь друг друга лучше.
Заключительный этап заседания – принятие решения. Дети принимают решение о соблюдении тех или иных правил в группе, готовят картинки-подсказки, коллективные или индивидуальные рисунки, которые иллюстрируют их решение. Самые интересные картинки с правилами по теме заседания они крепят на интерактивном панно.
Таким образом, в процессе принятия решений в Детской думе ребенок обсуждает свои мысли с другими детьми и педагогом, выслушивает их мнение. Это дает ему сразу несколько возможностей: получить поддержку от «значимых других»; дополнительную информацию и другой альтернативный взгляд на проблему, а также проанализировать прошлый опыт принятия решений, выделить успехи и затруднения.
После принятия основного решения дети вместе с воспитателем определяют способы, которые позволят реализовать это решение в группе, распределяют личную ответственность. Они задают друг другу вопросы: «Кто познакомит ребят с решением? Кто будет принимать участие в выполнении решения? Что для этого нужно? Какая помощь будет нужна?». И вместе на них отвечают. Уважительное отношение педагога к детским решениям, поддержка детских инициатив позволяет создать условия для позитивной социализации дошкольников.
Работа с детьми:
Ребята, скажите мне пожалуйста, а вы знаете, что такое «дума»?
Дума – это мысли, глубокое размышление, о чем – либо.
Слово "дума" применялось для обозначения различных собраний или совещаний по различным вопросам (проблемам) людьми со времен Древней Руси. В России органы городского самоуправления назывались "городская дума", где депутаты России съезжались и решали различные проблемы, обдумывая путь их решения, каждый высказывает свои мысли и свой путь решения проблемы, а другие внимательно его слушают, затем они приходят к одному мнению и к одному решению проблемы. Так давайте мы с вами попробуем создать свою «думу», которая будет называться – «Детская дума». В ходе совещаний на «Детской думе» мы будем решать различные вопросы и проблемы, приходить к общему мнению, строить планы по решению многих проблем.
Правила Детской Думы :
• Мы говорим по одному.
• Мы не перебиваем друг друга.
• Мы слушаем внимательно друг друга.
Основываясь на такой подход детям можно предлагать обсуждать сложившиеся конфликты на заседании «Детской думы». Где каждый ребенок сможет высказать свое мнение, а другие спокойно выслушивать, а затем уже либо согласиться с этим мнением, либо нет.