дарья рябова
Детская субкультура
▼ Скачать + Заказать документы
Детская субкультура
Культурные игровые практики рассматриваются как организационная основа формирования детской субкультуры. Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, тесно связанные с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми в игре и способствующие формированию готовности и способности ребёнка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
Публикация «Детская субкультура» размещена в разделах
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антро-пологии и культурологии — обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Это сообщество по интересам. В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством.
Детская субкультура – в широком значении это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической соци-альной ситуации развития. Носителем детской субкультуры является детское сообщество, формирующе-еся в силу половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняю-щее важнейшие функции социализации ребенка.
Понятие стратификации (от лат. stratum - слой, пласт) обозначает расслоение, различия, неравенства.
Примеры содержания детской субкультуры.
- традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);
- детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);
-детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекун-ское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места);
- детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);
- детская магия и мифотворчество ("колдовство" против везучего, призывание сил природы для исполне-ния желания, фантастические истории-небылицы);
- детское философствование (вопросы типа "почему", рассуждения о жизни и смерти и пр.);
- детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);
- эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, "секреты");
- наделение прозвищами сверстников и взрослых;
- религиозные представления (детские молитвы, обряды).
Среда в ДОО для формирования детской субкультуры
• постоянные (разнообразные предметы – накопители: коробки, сундуки, сокровищницы с разными мелкими предметами, модели возрастных периодов: «Паровозик времени», «Календарь года», «Лошадки» и др.,
• временные, т. е. присутствующие в группе периодически (коллекции, выставки, оформлен-ные совместно с родителями)
• продукты детской деятельности, полученные в результате реализации проектов (книжки – малышки, альбомы, фотоальбомы, макеты и т. д.)
Список литературы:
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства : ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе // Мир психологии. – 1996. – №3.
2. Беляев, И. А. Культура, субкультура, контркультура / И. А. Беляев, Н. А. Беляева // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И. А. Беляева. — Оренбург: Фи-лиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. — С. 5-18.
3. Глушкова О. М. Теоретические аспекты анализа субкультуры // Архитектон : известия вузов. — № 26.
4. Масловская С. В. Место и роль культурно-антропологических практик в системе дошкольного об-разования в условиях модернизации. «Инновации в науке» : сборник статей по материалам XХVIII международной научно-практической конференции (27 декабря 2013 г.)