Мария Краюшкина
Проект «Деревья — наши друзья!» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Деревья - наши друзья!»
Вид проекта : познавательный
По количеству участников: групповой
По характеру контактов: среди детей одной группы
Описание проекта :
Наш проект направлен на формирование первоначальных основ экологической культуры детей, а именно: получение детьми определенных знаний о природе (с учетом возрастных особенностей детей, воспитание гуманного отношения к ней, посредством создания соответствующих педагогических условий. Это организация предметно-развивающей среды по нашей проблеме, проведение наблюдений в природе, приобщение родителей к совместной деятельности.
Темочки:
Актуальность данной проблемы:
В рамках реализации ФГОС ДО вопрос экологического воспитания дошкольников имеет особое значение. Одной из составляющих всестороннеразвитой личности человека является его экологическая культура. Важное место здесь имеет, так называемая, экологизация мышления; формирование у детей гуманного отношения к природе. А это не возможно без наличия устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей, а также без эстетического восприятия окружающего мира.
Очень часто можно наблюдать как ребенок бьет по дереву палкой, обламывает ветки. Отчего это происходит? Почему не действуют постоянно звучащие от взрослых призывы: «Берегите деревья! Они наши зеленые друзья!»
Возможно оттого, что дети в принципе, не воспринимают растения (в том числе и деревья) как живые объекты природы.
Следует отметить, что ребенку легко воспринимать животных и растения на равных. Для дошкольника еще сильны впечатления от сказок, в которых медведь или дуб разговаривают, радуются, страдают, т. е. ведут себя как люди.
Поскольку в дошкольном возрасте закладываются основы мироощущения, важно не пропустить этот период в жизни ребенка и использовать его в целях экологического образования, воспитания в детях эмоционального отношения к природе, сочувствия к ней.
Мы надеемся, что наш проект станет маленьким шагом на пути формирования первоначальных основ экологической культуры. Наша задача создать условия для проявления у детей познавательной активности, умения замечать красоту природы, а также проявлять бережное отношение к ней.
«Использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически ее организовать - одна из основных задач, возлагаемых на педагога – дошкольника». Е. И. Тихеева
Объект проекта : знакомство с объектами природы и взаимодействие с ними как средство экологического воспитания детей.
Предмет проекта : деревья - объекты живой природы. Деревья – наши друзья.
Цель проекта : создать условия для формирования у детей основ экологической культуры через знакомство их с деревьями, как объектами живой природы.
Задачи проекта
Образовательные:
Формировать у детей представление о деревьях, растущих на территории детского сада ( теоретические знания: название, строение, особенности внешнего вида)
Способствовать формированию познавательной активности детей
Обогащать словарь детей
Научить детей различать детей по внешним признакам
Способствовать развитию мыслительных операций (с помощью взрослого учимся сравнивать, рассуждать)
Формировать у воспитанников представление о взаимосвязи живой и неживой природы
Формировать у дошкольников представление о значении деревьев в жизни человека и в жизни других живых существ
Воспитательные:
Воспитывать чуткость к миру природы, через познание ее, общение с ней
Воспитывать в детях чувство прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира.
Воспитывать в детях гуманное отношение к природе.
Воспитывать в детях интерес к художественной литературе
Длительность проекта : среднесрочный (Декабрь)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Развивающая предметно – пространственная среда проекта
С целью реализации нашей деятельности, мы дополнили предметно – развивающую среду нашей группы следующими материалами:
Картинки с изображением деревьев
Наглядно – дидактическое пособие «Мир в картинках» - «Деревья и листья»
Дидактические игры по данной теме
Элементарная схема строения дерева
Элементарная модель «Что нужно деревцу для жизни?»
Художественная литература по данной теме (сказки, стихи, загадки о деревьях)
Репродукции картин великих живописцев
Фотографии
Сюжетные картинки, изображающие труд людей в природе (посадка молодых деревьев и уход за ними)
Также были подобраны музыкальные произведения, подходящие к данной теме.
Предполагаемый продукт проекта
Мы предполагаем, что создание соответствующих условий и организация воспитательно – образовательного процесса в работе с детьми по данной теме позволит нам решить поставленные задачи.
Здесь имеется ввиду формирование у детей первоначальных знаний о деревьях, как объектах живой природы, что позволит добиться более чуткого, внимательного, бережного отношения к природе.
Дети поймут, что деревья – живые (они дышат, им нужны свет, тепло, влага, почва и наша забота)
Деревья – это удивительный объект для наблюдения. В различные времена года, деревья преображаются и радуют нас своей красотой. Это позволяет воспитать в детях чувство прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира.
Также мы предполагаем получить отклик со стороны родителей в реализации нашей деятельности, привлечь их к совместной деятельности с детьми. И донести тем самым до их сознания важность этой проблемы, т. е. проблемы формирования у детей основ экологической культуры.
Таким образом, итогом нашей проектной деятельности должны стать: музыкально – литературный вечер (исполнение песенок, чтение стихотворений о деревьях, отгадывание загадок, исполнение танцевальных движений, закрепление полученных знаний).
Также планируется выставка рисунков, выполненных детьми и их родителями под названием «Мое любимое дерево».
Размещение в уголке для родителей информации по теме.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от «17» октября 2013г.
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Издательство «Мозаика – Синтез» Москва 2016
С. Н. Николаева парциальная программа «Юный эколог» система работы в младшей группе детского сада (3-4 года) Издательство Мозаика – Синтез Москва 2016
Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» М. : Карапуз
О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду младшая группа Издательство Мозаика – Синтез Москва 2015
Большая энциклопедия дошкольника / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2010
Подготовительный этап
Здесь мы обозначили следующие моменты:
• Составление плана совместной работы с детьми, родителями
• Разработка конспектов НОД
• Подбор материала для НОД, бесед, игр с детьми (наглядно- методических пособий, фотографий, тематических картин и иллюстраций о деревьях)
• Подбор художественной литературы (рассказы, стихи; загадки)
• Подбор материала для продуктивной деятельности детей
• Размещение информации в уголке для родителей (тема проекта, его цель и задачи)
• Беседа с родителями об актуальности данной проблемы. Также о важности совместной деятельности с детьми во всестороннем развитии личности ребенка
Так мы подошли к первой части по реализации проекта.
1часть мотивационная
Цель: заинтересовать детей и родителей темой проекта «Деревья – наши друзья!»
Задачи:
• Вызвать у детей эмоциональный отклик на рассказ воспитателя «Грустное дерево»
• Выяснить в ходе беседы с детьми их представление о деревьях (здесь мы использовали вопросы к детям)
• Предложить детям подружиться с деревьями, чтобы узнать больше об их жизни и значении для всего живого
• Донести до родителей информацию о результатах беседы с детьми и
начале совместной реализации проекта
На данном этапе мы использовали такие методы и приемы как:
-сюрпризный момент (в гости приходит кукла Марина и также принимает участие в беседе)
- рассказ взрослого
- беседа с детьми
-наглядный материал (картинка с изображением березки)
-наблюдение за деревьями ( Цель: создать общее представление о многообразии деревьев на территории ДОУ)
Рассказ воспитателя
Ребята, вы знаете, по дороге в детский сад, я обратила внимание на березку, которая растет возле моего дома. Мне почему- то показалось, что она о чем- то грустит. И веточки ее печально опущены вниз.
Потом я заметила, что она веточка у березки сломана. Мне стало ее очень жалко. Ведь весной на ней должны были появиться молодые зеленые листочки.
Я представила как больно и грустно березке, ведь мы так мало обращаем внимания на деревья. И как много еще вокруг вот таких грустных берез, елочек и других деревьев.
Им не хватает нашего внимания, заботы, тепла. Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами, ребята, подружились с деревьями. А вы хотите? Как будет
здорово, если все деревья и все люди на Земле станут друзьями!
И сегодня на прогулке, ребята, мы с вами отправимся в путешествие вокруг нашего детского сада. Посмотрим, как много деревьев растет там.
Вопросы к детям в ходе вводной беседы:
Какие деревья вы знаете?
Как вы думаете деревья живые?
Чем отличаются деревья от других растений?
Какие деревья вы видели на территории детского сада?
Какие деревья вы видели в лесу?
Помогали вам когда – нибудь деревья? А вы им?
На данном этапе во взаимодействии с родителями, мы рекомендовали им побеседовать с детьми о том, какой рассказ услышали они сегодня от воспитателя.
2 часть Основная
Реализация основной части нашего проекта проходила следующим образом:
Первая неделя
• В совместной деятельности педагога с детьми: Беседа «Деревья на нашем участке»
• Экологическая тропа «Путешествие с попугаем»
• Художественно – эстетическое развитие: рисование тема «Елочка – зеленая иголочка», слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года»
• Дидактические игры «Что лишнее?», «Назови дерево» ( цель: закреплять названия знакомых деревьев; формировать у детей умение объединять в группы предметы по характерным признакам - деревья, кусты, трава)
• Чтение художественной литературы: К. И. Чуковского «Чудо дерево», «Елка»
• Физическое развитие: Подвижная игра «Раз, два, три – к дереву беги!»
Комплекс физических упражнений «В гостях у елочки»
• Взаимодействие с родителями: посоветовать родителям спросить у детей : что сегодня ты узнал (а) интересного?
Экологическая тропа («Путешествие с попугаем»)
Программное содержание:
1. Дать знания о деревьях – елке, березе, их строении (один ствол, покрытый корой, ветки и корни, о цвете – елочка зеленая, а у березки ствол белого цвета.
2. Развивать умение видеть причинно – следственные связи сезона и состояние живой природы, деревья живые, но зимой они отдыхают «спят»
3. Дать знание о том, что птицы – живые, их надо кормить; для птиц деревья – это дом.
4. Развивать у детей умения отвечать на вопросы, ориентируясь на схему.
5. Развивать умение наблюдать, сосредотачивать внимание на объекте.
6. Воспитывать эстетические чувства, умение наслаждаться ароматом ели, эмоциональную отзывчивость; воспитывать желание помогать птицам.
Материал: корм для птиц, план – схема экологической тропы, модель снежинки.
Словарная работа: душистая, пушистая, стройная, пахучая, колючая,
березонька, стройная, зеленая, снегопад.
Методические приемы:
Игровой момент: В гости к ребятам приходит попугай с конвертом. Просит ребят разобраться, что в нем.
Рассматривание плана – схемы. (Куда ведет эта тропинка)
Точка 1. Елка.
Загадка.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдешь гулять и встретишь
Стоит колючая, как еж
Зимою в платье летнем.
Обследование.
-Давайте посмотрим глазками какая она? Какого цвета?
-Давайте потрогаем ее, погладим, понюхаем носиком.
Вопросы:
-Ребята, похвалите елочку, расскажите какая она. Какими красивыми словами ее порадуем? (Елочка зеленая,пушистая,красивая,пахучая)
Поощрение.
Анализ.
- Ну, что все мы рассказали про елочку.
- А вы елочку любите? За что?
Точка 2. Береза
Вопросы:
-Что это за дерево? Как оно называется? Как ласково называют березу? Какого цвета кора?
Рассказ о березе
Дерево напоминает человека. Ствол – туловище, корни – ноги, веточки – руки дерева, которые тянутся к солнышку. От веточек отходят тонкие отростки – пальчики
Обследование
- Давайте погладим ствол
Анализ
- Итак, березу ни с кем не спутаешь, ни с каким деревом, т. к. только у березки белый ствол
Точка 3. Кормушка.
Рассказ персонажа
-Ребята, я подумал, мне хорошо, меня дома кормят каждый день. А вот птичкам плохо – они сами должны отыскать для себя корм. Но что сейчас найдешь? Жучков и бабочек уже нет давно! Что они бедные едят?
- Ребятки, а ведь мы можем им помочь.
Вопросы
Чем мы можем покормить птиц? (хлебные крошки)
Художественное слово
Что желаешь, воробей?
- Мне бы горстку отрубей,
-Мне бы зернышек пшеничных,
- Хлебных корочек обычных.
Трудовое поручение
Пояснение
-Птицы увидят угощение и обязательно прилетят к кормушке
Поощрение
-Молодцы, ребята! Вы очень заботливые, внимательные.
Точка 4. Снег, снежинка
Вопросы:
-Какой бывает снег? (белый, серый)
- Из чего состоит снег? (снежинок)
- Что снежинки умеют делать? (летать, кружиться, падать)
Рассказ по модели
-Расскажите, какая снежинка? (белая, ажурная, легкая, холодная)
Имитация
- Давайте покружимся, полетаем, как снежинки.
- На полянку, на лужок
Тихо падает снежок
Легкие пушинки, белые снежинки…
Вопрос:
- Ребята, а когда снежинок очень много, то это явление как называется? (снегопад)
Хоровое повторение. Поощрение.
Подведение итога с попугаем:
-Спасибо вам, ребята за помощь. Вместе с вами я узнал сегодня много нового и интересного.
Вторая неделя
• В совместной деятельности педагога с детьми: НОД – чтение художественной литературы Э. Машковская «Дедушка дерево» ( Цель: воспитывать у детей интерес к художественной литературе о природе, получить эмоциональный отклик)
• Дидактические игры: лото «Растения», «Отгадай о каком дереве я расскажу» ( Цель: учить детей отгадывать загадки о растениях по характерным признакам; развивать внимательность, мыслительные операции)
• Художественно - эстетическое развитие: музыка – слушание русской народной песни «Во поле березка стояла»; рассматривание репродукций картин И. И. Шишкина «Зима» ( Цель: воспитать в детях
чувство прекрасного, интерес к миру искусства)
Художественно - продуктивная деятельность: лепка - «Дерево»
• Подвижные игры: «Я – дерево мама!» «Елочки – пенечки»
• Взаимодействие с родителями: посоветовать родителям вместе с детьми по дороге домой обратить внимание на разнообразие деревьев вокруг
Третья неделя
• В совместной деятельности педагога с детьми: Беседа «Рябинка» ( Цель: выяснить, чем рябинка отличается от других деревьев; ее плоды - корм для птиц)
• Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Как коза избушку строила» ( Цель и задачи: дать представление о плодах некоторых деревьев; вызвать интерес к сказке; побуждать детей к обсуждению по сказке)
• Дидактическая игра «Чей плод?»
• Подвижная игра: «Кто быстрее до березки», имитация движений «Деревья в ветреную погоду»
• Рассматривание репродукции картины И. Э. Грабаря «Рябинка»
• Художественно – продуктивная деятельность: Рисование «Рябинка»
• Взаимодействие с родителями: разместить в уголке для родителей информацию о пользе наблюдений в природе в экологическом воспитании детей «Как сделать прогулку с ребенком интересной и полезной?». Предложить пример наблюдения за деревом во время прогулки «Поможем елке – она живая».
«Поможем елке – она живая»
Цель (в отношении родителей) : экологическое просвещение
Цель (в отношении детей) : Воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели : показать как стряхивают снег, когда его много, чтобы он своей тяжестью не сломал ветки; как прикапывают ствол снегом, чтобы корням было теплее.
Как провести наблюдение?
Дети с удовольствием будут общаться с елочкой, ведь это дерево в новогодний праздник в центре внимания.
Подойдите с ребенком к ели, вместе поздоровайтесь с ней, полюбуйтесь на ее красоту: «Ель не человек – говорить не может, но мы с ней поздороваемся, скажем ей ласковые слова: «Красавица наша, мы пришли посмотреть на тебя и позаботиться о тебе. Стряхнем снег с твоих лап, чтобы тебе стало легче. Прикопаем побольше снега к стволу, чтобы корни не замерзли». Осторожно стряхните снег, а ребенку дайте возможность помочь набросать его под елку.
Можно сфотографироваться с елочкой. А дома вместе с ребенком нарисовать ее или сделать аппликацию. Такая деятельность, несомненно, оставит самые хорошие впечатления у ребенка и будет иметь большое воспитательное значение. Любуйтесь деревьями, дружите с ними и берегите!
Четвертая неделя
В совместной деятельности педагога с детьми:
• Беседа «Чем похожи клен и береза зимой?» ( цель: дать детям знания о том, что клен, как и береза лиственное дерево – зимой он тоже без листьев)
• ОД «Почему нужно беречь и охранять деревья?»
Цель: способствовать воспитанию в детях гуманного отношения к деревьям;
Задачи: - рассказать детям о пользе деревьев для человека (очищают воздух, защищают от ветра или жары, дают возможность любоваться ими, дают плоды)
- дать детям знания о том, как мы можем помочь деревьям (не обижать их; вспомнить как взрослые окапывали их весной, летом, поливали молодые деревца в жару)
• Дидактические игры: «Что лишнее?», «Собери картинку»
Цель: закреплять знания об отличительных признаках деревьев; развивать мыслительные операции.
• Подвижные игры: «От дерева до дерева», «Я – дерево»
• Заучивание стихотворения Е. Ильиной «Наша елка» (в сокращении)
• Художественно – продуктивная деятельность:
Рисование «Деревья в снегу»
• Взаимодействие с родителями:
Задачи: - сообщить родителям о заключительном этапе нашего проекта; - привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и принять участие в выставке рисунков «Мое любимое дерево»
Заключительный этап нашего проекта
На данном этапе были проведены следующие мероприятия:
-музыкально – литературный вечер
Цель: закрепление полученных знаний; создание условий для поддержания у детей интереса к познанию мира природы, познавательной активности, инициативности. Создать хорошее настроение.
• Рассказывание и чтение стихотворений о деревьях; отгадывание загадок; исполнение песен и танцевальных движений (танец «Елочки – подружки»)
Примеры загадок:
Без них нам на свете никак не прожить!
Не сможем дышать и не сможем ходить.
Не будет ни тени, ни пищи, ни дома.
Все звери умрут без надежного крова.
Их надо беречь, уважать,защищать.
И люди должны это все понимать!
(Деревья)
ЕЕ всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ель)
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках (весной) сережки.
(Береза)
Дрозды – зимние птицы.
Но ягодкой красной не прочь угоститься.
У нее для них всегда
В холод вкусная еда.
(Рябина)
Игровые действия «Деревья проснулись»
Цель: создать эмоционально – комфортную обстановку; проговаривание условий для жизни деревца
Ход: Семечко спало и вдруг проснулось (дети сидят на корточках, закрылись ладошками).
Солнышко его пригрело, больше спать семечко не захотело (открыли ладошки)
Позову на помощь дождик (побрызгать в ладошки водой)
Дождик, дождик, посильней,
Деревце ты нам полей! (дети встают – «вырастают»)
• Рассматривание картинок с изображением деревьев, в том числе в исполнении художников И. Э. Грабарь, И. И. Шишкин
-Итоговое занятие по теме «Деревья – наши друзья!»
Цель: подвести итог нашей деятельности, наметить задачи дальнейшей работы с детьми
Задачи:
• Закрепить знания детей о деревьях и их особенностях в зимний период
• Добиться устойчивого понимания детьми того, что деревья – живые
• Вызвать эмоциональный отклик детей на красоту деревьев, гуманное отношение к ним, умение любоваться ими и помогать.
-Выставка рисунков детей и родителей «Мое любимое дерево»
3 часть. Рефлексия
Внедрение проекта в воспитательно – образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать познавательную активность детей по изучению мира природы в зимний период, где центральными объектами для изучения и наблюдения были деревья.
Также способствовало творческому воплощению детьми красоты деревьев зимой в продуктивных видах деятельности.
Наша деятельность дала возможность расширить представления детей о деревьях, довести до сознания воспитанников то, что деревья – живые!
Знания и впечатления, полученные детьми в процессе реализации нашего проекта, послужат основой для последующего их осознания, систематизации, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Наблюдение за красотой деревьев зимой, общение с ними способствовало воспитанию в детях чувство прекрасного, умения ценить и бережно относиться к деревьям, понимая их значимость. Рассматривая деревья, как интересный объект для наблюдения в различные сезоны
(имеется ввиду ярко выраженные изменения в разные времена года, мы
планируем продолжить изучение и наблюдение за ними, с целью формирования целостного представления о них.
Ребята с интересом принимали участие в коллективных наблюдениях, беседах, проявляли отзывчивость в помощи взрослому, что способствовало формированию таких качеств личности, как инициативность, активность, любознательность.
Вовлеченность и отзывчивость родителей в совместную деятельность с детьми также способствовало более эффективному решению поставленных задач.
Реализация данного проекта позволила нам наметить цель для дальнейшей работы с детьми в рамках данной темы и по формированию основ экологической культуры детей в целом.