Мария Темчишена
Недельный проект «День птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Недельный проект "День птиц"
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Вид проекта: познавательный, творческий, недельный.
Формы реализации проекта:
НОДы;
дидактические, с\р игры, подвижные игры;
беседы;
рассматривание иллюстраций, открыток;
изготовление кормушек;
Создание выставки «Наши пернатые друзья»;
Нетрадиционная техника: выпекание из песочного теста «Жаворонок».
Срок реализации:1 неделя.
Актуальность:
Публикация «Недельный проект „День птиц“» размещена в разделах
Для формирования обобщенных представлений о птицах, развития интереса к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также для развития познавательных способностей детей я разработала недельный проект «День птиц».
Цель:
уточнить и расширить представление детей о перелётных и зимующих птицах, об их жизни в весенний период.
Задачи:
- активизировать знания детей о перелётных птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;
- развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;
- развивать умение строить причинно-следственные связи;
- учить понимать образный смысл загадок;
- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам;
- использовать при изготовлении птиц разные виды техники (аппликация, рисование ладошками, лепка из песочного теста, оригами)
Интеграция с другими областями: физическая культура, социализация, труд, познание, коммуникации, художественное творчество.
Работа с родителями:
постройка кормушек родителями;
создание совместных рисунков «Наши пернатые друзья»;
Создание выставки «Наши пернатые друзья»
Ожидаемый результат:
у детей сформирована система знаний о перелётных и зимующих птицах
созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни перелётных и зимующих птиц.
Родители примут активное участие в реализации проекта
Группа украшена фигурками птиц, сделанных детьми совместно с воспитателем накануне из бумаги по методу оригами.
Краткая беседа о перелётных птицах.
-Почему некоторые птицы улетают от нас осенью?
-Как они называются? Кто такие перелётные птицы?
-Каких перелётных птиц ты знаешь?
-Откуда они возвращаются к нам? Почему?
-Чем питаются эти птицы?
-Чем занимаются птицы после перелёта?
В уголке природы рассмотреть иллюстрации с изображением перелётных птиц, их жизни: птица на гнезде, высиживающая яйца, родители кормят птенцов, птицы добывают себе пищу и др.
Чтение художественной литературы.
Оформление книжного уголка; коллекция открыток, чтение В. Бианки «Птичий календарь», «Кто чем поёт», «Птичьи разговоры»; И. Токмакова «Десять птичек стайка», Н. Сладков «Скворцы- молодцы»;В. А. Жуковский «Жаворонок».
Д/и «Укрась птичку».
Рисование с использованием обводок и трафаретов, раскрашивание контурных изображений, рисование по точкам, через кальку.
В ходе проекта были проведены НОДы:
НОД. Аппликация «Скворечник для скворушки»
Цель: сформировать навык у детей передавать в аппликации образ птицы на примере скворца.
Программные задачи
Продолжать учить детей вырезывать округлые и овальные формы на основе квадрата и прямоугольника, учитывая особенности формы головы и туловища, хвоста птицы, соблюдая относительную величину;
Закрепить умение пользоваться мнемодорожкой;
Развивать навык составления сюжетной композиции;
Учить красиво располагать изображения на листе;
Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, желание выполнить работу до конца;
Материал к занятию: демонстрационный материал «Птицы», книга А. А. Плешакова «От земли до неба», мольберт, иллюстрация с изображением скворца, тонированные листы бумаги, заготовки силуэта дерева белого цвета, оборудование для работы: ножницы, заготовки для вырезывания коричневого, красного, зелёного и жёлтого цвета, клей, тряпочки, клеенки, фломастеры для оформления композиции.
Ход занятия.
Воспитатель держит в руках книгу, (приглашает детей подойти, дети встают полукругом около воспитателя).
- Ребята, в этой книге спряталась загадка о птице, послушайте внимательно, я вам сейчас о ней прочитаю, постарайтесь догадаться, о ком идет речь?
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья полукругом.
Воспитатель читает:
«В парке нашем новоселье,
Птичье звонкое веселье:
Клёкот, щебет и рулады.
Мы весенним птицам рады!
Приготовили дворцы.
Поселились в них (скворцы)»
- О ком идет речь в этой загадке?
Дети дают ответы.
- Вы правильно отгадали, поэтому я покажу вам отгадку.
Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением скворца и читает описание: «Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут. Вернулись скворцы из далеких теплых стран, где они весело коротали время, пережидая суровую русскую зиму. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей! Тут и скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур. Можно даже услышать слова человеческой речи. Целый день скворцы соревнуются в красноречии, стараясь любой ценой перекричать соседей.
Но звуки звуками, а когда-то надо подыскивать место для выведения птенцов. В лесу скворцы занимают дупла деревьев, а в местах, где живут люди, с удовольствием селятся в скворечниках. О скворечниках следует сказать особо. Чтобы привадить полезную птицу к своим полям, крестьяне стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева. Маленькие домики, изготовленные человеком, очень нравятся скворцам. Обнаружив свободный скворечник, самец заселяется в него и начинает всячески обустраивать – таскает туда мягкий пух, перья птиц и все, что подходит для будущего гнезда».
- Ребята, скворец перелетная или зимующая птица?
Дети дают ответ и доказывают его.
- Посмотрите, какая замечательная птица летит к скворечнику (показывает образец).
Воспитатель. Ребята, скворцам пришло время выводить птенцов. А мы с вами можем помочь им в этом. Как? (ответы детей).
- Расскажите, что есть у птицы?
Дети называют составные части тела птицы.
Воспитатель выставляет на мольберте мнемотаблицу с изображением последовательности вырезывания птицы.
- Ребята, на подносе лежат геометрические фигуры разного цвета и размера, давайте расскажем из каких деталей мы будем вырезать скворца (из квадрата– голову, из большого прямоугольника– туловище, из маленького прямоугольника–крыло. Силуэт дерева, детали для скворечника и другие мелкие детали – хвост, глаз, клюв - у вас уже готовы, ноги и пёрышки птице вы дорисуете фломастером.
При необходимости воспитатель показывает способы работы.
- А чтоб прежде работу начать, сейчас мы будем отдыхать.
Дети встают в круг.
Проводится пальчиковая гимнастика «Птичек стайка».
При назывании птиц – загибать пальчики на руке.
Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.
- Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель.
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
Эта – зяблик, это – стриж, это – развеселый чиж.
Ну, а это – злой орлан. Птички, птички, по домам!
(Сжать пальчики в кулачки).
Воспитатель убирает образец.
- Ребята, каждый из вас сам сделает птицу и домик для неё, но не забывайте, что можно помогать друг другу и советоваться. Не забудьте о том, что перед наклеиванием, следует сначала выложить композицию на листочек. И пожалуйста, будьте аккуратны с ножницами, а наша волшебная таблица – помощница напомнит вам способы работы.
Воспитатель выставляет мнемотаблицу «Работа с ножницами».
- А теперь приступайте к работе.
Дети выполняют аппликацию, воспитатель помогает, выполняя контроль над детьми и оказывая им помощь.
По окончании работы воспитатель предлагает убрать свое рабочее место и выставляет на мольберт образец.
- Наш скворец теперь грустить не будет, принесите свои работы и у нас получится целая стайка скворцов.
Дети выставляют свои работы, любуются ими.
Занятие окончено.
НОД. Лепка «Жаворонок»
Цель: познакомить детей с народной традицией встречать весну «жаворонками».
Задачи: 1. Привлечь детей к процессу приготовления песочного теста.
2. Учить лепить из теста жаворонка.
3. Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с тестом.
4. Воспитывать любовь и память к старинным русским традициям.
Материалы и оборудование к занятию: для теста (мука,масло сливочное, сахар,мука, изюм, нож для резки теста, салфетки для рук, разделочная доска.
Ход занятия:
-Вы знаете, какое сейчас время года? (весна).
-Так вот, у нас сегодня необычное занятие- мы с вами будем учиться встречать весну по старинным русским традициям. Мы научимся лепить птичек – жаворонков.
Русский народ каждый год праздновал приход весны.
22 марта – день весеннего равноденствия, т. е. день становится равен ночи и начинается настоящая весна. На Руси этот день называют «Сороки» или «Сорок сороков – сорок мучеников». Почитание сорока святых. В народе считается, что на сороки сорок птичек на Русь пробирается, чтобы людям в делах помогать.
И первая из них - жаворонок. На Руси в народе говорили: " сорок сороков – жаворонки летят, весну на крыльях несут". У птиц есть один секрет - волшебные золотые ключи. Каждую осень злая старуха зима запирает в темную темницу красавицу весну, а жаворонки, возвращаясь с юга, открывают эту темницу и освобождают весну. Люди старались помочь птицам принести на крыльях весну. Для этого специально пели необычные песенки - заклички. Вот послушайте некоторые из них:
Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам с чужой сторонушки
Летел кулик из-за моря
Принёс кулик девять замков,
Кулик, Кулик, замыкай зиму
Отпирай весну, тёпло летечко
Чувиль-виль-виль.
Жаворонушки,
Прилетите к нам,
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Жаворонок- жаворонок
Из-за моря к нам лети
Весну красную неси
С тёплым солнышком
С пшеничным зёрнышком
Жаворонок, жаворонок
Возьми себе зиму
А нам отдай весну
Возьми себе сани
А нам отдай телегу.
Физкультминутка:
Ножками потопаем (топают)
Ручками похлопаем (хлопают)
Наши пальчики, словно птенчики (движения пальцами вверх-вниз)
Наши ручки – птички
Воробьи – синички (делают расходящиеся фонарики)
К Матрёше полетели (делают летящие движения руками)
У Матрёши сели (присаживаются)
Зёрнышек поели («клюют» по коленочкам)
Песенку запели:
Чувиль –виль-виль.
По традиции, к началу этого праздника мамы и бабушки делали из теста маленьких птичек - "жаворонков". Тесто ставили подходить на солнышко, чтобы бог вошёл в него. Внутрь каждого жаворонка прятали льняное семечко (для хорошего урожая). Птички должны быть аппетитные, с хрустящей корочкой. Затем раздавали жаворонков детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели», тем самым благославляя их.
А вы хотите слепить из теста такого жаворонка? (рассматриваем с детьми образец жаворонка).
Ребята, хотите полетать как жаворонки?
Тогда представьте, что вы жаворонки, а стол, за которым вы сидите – гнездо. У каждого гнезда свой цвет (зелёный, жёлтый, красный). По команде вы вылетаете из гнезда, пока вы летаете, я меняю ваши цвета, а вы должны найти своё гнездо (т. е. свой цвет). Итак, полетели, полетели. на места свои присели. Сели. Молодцы. А теперь за дело.
Практическая часть:
Воспитатель: Я вам предлагаю приготовить тесто для жаворонков вместе.
1. Просеиваем муку, чтобы тесто стало пышным, воздушным.
2. Я порублю муку и сливочное масло ножом.
3. Теперь положим сахар и яйцо.
4. Замешиваем тесто.
5. Делим тесто на небольшие кусочки.
6. Приступаем к лепке :сначала нам нужно обмакнуть руки в муку, чтобы тесто к ним не прилипало. Возьмем кусочек теста в руки. Какое оно? (мягкое, тянется). Из чего делают тесто? (муки, масла, яиц, сахара). Раскатаем кусочек теста колбаской. Завяжем слабый узелок. Верхний кончик - головка жаворонка, а нижний - хвостик. При помощи ножа оформить крылья и хвост жаворонка. Глазки нашим жаворонкам можно сделать из изюминок. (Дети лепят жаворонков).
Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились.
Теперь мы попросим повара испечь нам жаворонков.
(Пока жаворонки пекутся готовимся к чаепитию.)
А что же делали с этими птичками? Дети поднимали жаворонков над головой и зазывали весну.
Сегодня и мы, как и прежде на Руси, будем зазывать птиц:
Жаворонок!
В наше небо залети
Нашу землю освети
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови.
-Ну а мы своих жаворонков в небо не отпустим, они у нас съедобные.