Луиза Будулова
Проект «Дагестанские ковры» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Самым высоким видом искусства,
Самым талантливым, самым гениальным
Является народное искусство, то есть то,
Что сохранено, что народ перенес через столетия».
М. И. Калинин
Актуальность темы.
Ковроделие является одним из ведущих художественных ремесел Дагестана. Ковры выполняли самые разнообразные функции в доме. Мастерство ручного изготовления дагестанского ковра передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери, при этом, оттачивались навыки и совершенствовались узоры и композиции орнамента.
Публикация «Проект „Дагестанские ковры“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дагестан
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Дагестанские ковры, как произведения нестареющего самобытного искусства, сохранили традиции и технологию выработки от далекого прошлого до наших дней. Они находят широкое применение в украшении интерьера жилья и общественных помещений, хорошо гармонируют с мебелью, придают помещению обжитой вид.
К сожалению, в настоящее (постсоветское) время массовое производство Дагестанских ковров находится в упадке, что может привести к невосполнимым потерям исторически сложившихся традиций и навыков ковроткачества. Поэтому дети мало знакомы с дагестанскими коврами, с их разнообразием в орнаменте и цветовой гамме.
Постепенно этот вид искусства утрачивает интерес.
Вид проекта: познавательный - творческий.
Участники проекта: педагоги и дети старшей группы, музыкальный руководитель,родители.
Сроки реализации проекта: две недели.
Цель проекта:
-познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана - ручным ковроткачеством.
- развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту дагестанских ковров, раскрыть некоторые его особенности (материал, специфика орнамента, цвет, композиция)
- формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении ковра, чувство ритма, симметрии, гармонии.
-воспитывать интерес и любовь к народному искусству, труду мастериц.
- вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана.
Планируемый результат.
- расширение представлений детей о декоративно-прикладном искусстве Дагестана- ручное ковроткачество.
- повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Этапы проекта:
1. Подготовительный:
-подобрать информационный материал об истории ковроткачества в Дагестане;
-подобрать образцы дагестанских ковров (фото, иллюстрации, оригинальные предметы;)
- составить план работы с детьми, с их родителями.
2. Основной, практический
Виды деятельности. Пути реализации.
Игровая деятельность
-Дидактические игры: «Составь узор», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Назови растение для получения краски», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
-Подвижные игры: «Надень папаху», «Кто быстрее соберет клубок», «Подними платок».
Ознакомление с окружающим
Целевая экскурсия в центр этнической культуры города Махачкалы.
Изобразительная деятельность
- Рисование элементов ворсовых, безворсовых, войлочных ковров
• Раскрашивание узоров красками
• Аппликация «Паласы»
Художественная литература
«Вот о чем пела мама, когда ткала ковер» Р. Гамзатов., сказки «Гребень»,
«О трудолюбивой прялке и льняной нити», «Ножницы», «Дагестанские умельцы» Д. Трунова, «Золотые руки Зарифат» Е. Агафонова, «Песня ковровщицы» Р. Раджабов, «Ковры» Н. Юсупов., легенда о радуге, «Бабушка моя» Ф. Мажитов. ,
• Заучивание стихов.
• Загадывание загадок.
• Активизировать словарь: растительный орнамент, кайма, гребень, веретено, колотушка, ворсовые, безворсовые, войлочные ковры, бордюр, медальон, «палас», «давагины», «думы», «сумах», «арбабаш»
ФЭМП
• Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).
• Ориентировка в пространстве.
• Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».
Роль родителей в реализации проекта:
• Чтение и заучивание стихов.
• Загадывание загадок о народных промыслах.
• Рассматривание иллюстраций.
• Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству. .
Заключительный этап
• Альбом «Дагестанские ковры».
• Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству.