Нина Ижболдина
Проект по экологическому воспитанию «Чудо-дерево» в младших группах
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23 «Родничок»
Познавательно – исследовательский краткосрочный проект по экологическому воспитанию в младших группах
«Чудо – дерево»
Подготовила:
Ижболдина Нина Ивановна,
воспитатель
пгт. Каз 2017
«Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего,
мир природы с безграничным богатством»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Чудо-дерево“ в младших группах» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одной из главных задач воспитания дошкольника является воспитание у них любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребёнком музыки, окружающей его природы.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. В общении с природой у детей развивается любознательность, кругозор, появляется интерес к труду, чувство ответственности за братьев наших меньших.
Мы, в нашей группе создали проект по ознакомлению детей с деревом, целью которого стало воспитание бережного отношения к природе на примере растительного мира – деревьев, формирование у дошкольников элементарных представлений о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе.
Паспорт проектной деятельности :
1. Название проекта – «Чудо – дерево»
2. Продолжительность проекта – 2 месяца (март, апрель)
3. Авторы проекта : Ижболдина Нина Ивановна
4. Основное направление проекта – познавательная деятельность.
5. Направления, близкие к теме:
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие речи;
- ИЗО-деятельность;
- сенсорное развитие;
6. Участники проекта – дети 3 лет, воспитатели, родители.
7. Тип проекта – творческо-исследовательский.
8. Актуальность – недостаточный уровень знаний детей о деревьях, их пользе, назначении в жизни человека.
9. Цель проекта – развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к деревьям через различные виды деятельности, формирование у дошкольников элементарных представлений о жизни деревьев.
10. Задачи проекта :
- расширять кругозор детей, пополнять и активизировать словарный запас, формировать навыки исследователя, развивать познавательную активность, формировать умение работать в коллективе;
- изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед;
- развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путём в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);
- воспитывать бережное отношение к природе;
- привлекать родителей в совместную деятельность.
11. Проблемные вопросы – определение деревьев (произрастающих в Горной Шории) по внешнему виду, для чего нужны деревья.
12. Ресурсы: наглядный иллюстративный материал, подбор художественной литературы, оборудование и материал для художественного творчества, дидактические игры, предметы из дерева.
13. Предполагаемый результат:
- проект поможет получить детям знания и представления о значении деревьев в жизни людей;
- познакомит с деревьями нашего края;
- дети приобретут навыки коллективной работы;
- родители заинтересуются воспитательным процессом в ДОУ и примут в реализации проекта посильное участие.
14. Этапы работы над проектом :
1 этап: Подготовительный
Заинтересовать всех детей и родителей проектом, подобрать справочную и художественную литературу о деревьях нашего края
2 этап: Основной
Осуществление работы в соответствии с планом:
План работы на март-апрель
Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование развивающей
предметно-пространственной среды
Тематическая неделя «Деревья»
НОД
1. Коллективное рисование (нетрадиционные методы) «Наше дерево»
(Приложение 1)
2. Аппликация с элементами оригами «Ёлочка»
3. Познание «Деревья» (Приложение 2)
4. Игровое занятие «Лес» (Приложение 3)
5. Целевая прогулка «В гости к берёзке» (Приложение 4)
6. Наблюдение за веточками вербы
7. Игры с дидактическим пособием «Чудо-дерево»
8. Работа с Лэпбуком «Наши друзья-деревья»
9. Чтение К. И. Чуковского «Чудо – дерево»
10. Настольный театр «Как коза избушку построила»
11. Рассматривание фотоальбома «Наш лес» 1. Привлечь родителей к изготовлению дидактического панно
«Чудо – дерево»
2. Стендовая информация по теме проекта
3. Консультация «Чем занять ребёнка на прогулке»
4. Папка - раскладушка «Деревья нашего края»
5. Привлечение к акции «Посади своё дерево»
6. Участие в фотовыставке «Дерево моего ребёнка»
7. Участие в выставке «Изделия из дерева» 1. Создание уголка природы в группе
2. Изготовление дидактического панно «Чудо-дерево»
3. Веточки вербы и берёзы с распускающимися листочками
4. Предметы и игрушки из дерева для организации выставки «Деревянные чудеса»
5. Лэпбук «Наши друзья-деревья» с дидактическими играми
3 этап: Заключительный
1. Оформление уголка природы в группе
2. Изготовление дидактическое панно «Чудо – дерево»
3. Выставка предметов из дерева
4. Фотовыставка «Дерево моего ребёнка»
5. Презентация изготовленного Лэпбука «Наши друзья – деревья»
Дидактическое панно «Чудо – дерево»
Цели:
- ознакомление с окружающим;
- воспитание любви к природе;
- дать представление о деревьях и сезонных изменениях в них;
- развитие речи;
- развитие логического мышления;
- развитие мелкой моторики.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Зимою вся природа спит
И наше деревце молчит.
Снегом укрывается
К лету отсыпается
Вот пришла Весна-красна-
Природа просыпается.
И на дереве, на ветках
Почки появляются.
Вот на наших веточках
Набухают почки.
Почки – это домики,
Где прячутся листочки.
Солнце просыпается –
Природа улыбается!
С ним теплее станет тут –
В почках листики растут.
У наседки из яиц цыплята вылупляются.
А из почек на деревьях
Листья появляются.
Солнце ярче, ярче светит –
Рады дерево и дети.
Это лето к нам идёт –
Нам тепло своё несёт.
Вот тепло и там и тут
Наши листики растут.
Дерево покрылось кроной –
Яркой пышной и зелёной.
Это что за хоровод?
Это деревце цветёт!
А цветочки отцветут –
Яблочки и там и тут.
Лето целое растут
Соком наливаются.
В красные и сочные
Дружно превращаются.
Вот и осень к нам пришла
Много яблок принесла.
Как у наших у ворот
Чудо – яблоня растёт.
Будем знать и ты и я –
Это наша яблоня.
Наша яблоня трудилась –
Много яблок уродилось.
Для компотов и варенья
И ещё для настроенья.
Будем кушать, не болеть
Будем яблоньку беречь.
Лэпбук - интерактивная папка (наколенная книга). Это новейший способ организации обучения дошкольников. Эта игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимаемой игровой форме.
В такой книжке есть много кармашков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по теме.
В него вошли следующие разделы:
- «Что делают из дерева»;
- раскраски;
- дидактическая игра «С каких деревьев эти листья?»;
- загадки и стихи;
- «Что нельзя делать в лесу»;
- копилка новых слов;
- строение дерева;
- разрезные картинки;
- семена;
- «Каким может быть лес»
Издавна известно, что единственно верным путём успешной ранней социализации ребёнка является патриотическое воспитание. Чем раньше мы начнём уделять этому аспекту пристальное внимание, тем больше шансов будет у наших детей стать социально значимой личностью. Поэт Константин Симонов в своём стихотворении «Родина» очень точно написал:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал».
Прививать любовь к отечеству необходимо с самого раннего детства, это будет являться залогом успешной дальнейшей адаптации детей в социуме. Человеку просто необходимо ощущение единения с разными корнями. Начало закладывается с осознанного отношения, любви к своей малой родине, и лучше всего это делать с ознакомления дошкольников с природой родного края. Это явилось мотивацией для создания проекта «Чудо – дерево» и изготовление на его заключительном этапе Лэпбука «Наши друзья - деревья»
Одним из показателей высокого физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, или, как принято называть, мелкой моторики пальцев руки. По умелости детской руки специалисты на основе данных современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её «святая святых» - мозга. Для современных нейрофизиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтверждённая тончайшими датчиками специальных приборов.
Как писал физиолог И. П. Павлов: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
«Таланты детей находятся на кончиках пальцев», - так утверждала и доказывала на основе многочисленных опытов Мария Монтессори.
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. Именно это даёт основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь).
Таким образом, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Известный японский учёный Йосиро Цуцуми в течение 30 лет изучал древние манускрипты и современную медицину, и в конечном итоге разработал оригинальную методику «сохранения здоровья пальцевыми упражнениями».
Самые простые из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке во всех детских садах и школах Японии.
Начиная с 2 –ух летнего возраста обучают приёмам самомассажа кистей рук и пальцев. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать весёлыми рифмованными приговорками.
Массаж ладонных поверхностей делают каменными, металлическими и стеклянными шариками. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки.
Массаж грецкими орехами (между ладонями, - 2 ореха, между пальцами – 1 орех. Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами).
Массаж шестигранными карандашами (катать, пропускать между 2-3 пальцами).
Поистине, «таланты детей находятся на кончиках пальцев». Так давайте же их целенаправленно развивать, тренируя руку ребенка каждый день.