МАРИНА КРАПИВИНА
Проект «Чудо-чудное, диво-дивное»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ : «ЧУДО – ЧУДНОЕ, ДИВО – ДИВНОЕ!»».
ВИД ПРОЕКТА : Познавательный, творческий
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Познавательное развитие», формирование целостной картины мира. «Художественное творчество», рисование.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: с 02 ноября по 06 ноября 2015 года.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : Краткосрочный.
Публикация «Проект „Чудо-чудное, диво-дивное“» размещена в разделах
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Формировать представление о декоративно-прикладном искусстве, как одном из условий эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста; развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
- Учить детей рисовать характерные элементы, композиции узоров той или иной росписи; умение создавать выразительные узоры на бумаге разного формата, воспитывать при этом чувство формы, ритма и симметрии;
- Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимания его особенностей; различать наиболее известные виды декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, филимоновской);
- Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства;
- Воспитывать эстетическое отношение к декоративно-прикладному искусству, любовь и уважение к их труду.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Носит познавательный характер в области «Познавательного развития» и творческий характер в области «Художественного творчества».
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Процесс формирования художественно – творческих способностей детей в рисовании.
ГИПОТЕЗА: если грамотно организовать работу по формированию представлений о народном декоративно-прикладном искусстве с детьми старшей группы путём бесед, показов, рассматриванием иллюстраций, то процесс развития творческих способностей детей позволит расширить и углубить знания детей в данной области.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Беседы с детьми о народном декоративно-прикладном искусстве;
- Рассматривание альбомов по декоративно-прикладному искусству;
- Чтение и рассматривание художественной литературы (стихи, пословицы);
- Проведение организованной деятельности (Формирование целостной картины мира);
- Дидактические игры;
- Художественное творчество: рисование;
- Внеучебная деятельность: раскрашивание картинок с предметами городецкой и хохломской росписи.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Знакомство с национальной культурой имеет важное значение для развития личности ребёнка, приобщения его к истокам народного творчества, формирование нравственного мироощущения, художественной культуры, эмоционально-нравственных ориентаций и изобразительного творчества. Народное искусство в любой национальной культуре занимает особое место. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить прекрасное.
Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Работы народных мастеров помогают раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Обращение к данному виду искусства неслучайно, постоянный интерес к достояниям культурного наследия предков обнаруживается как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров: гжельские чайники, хохломские миски, городецкие разделочные доски, берестяные туеса, тканные полотенца.
Декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали и искуствоведы и отечественные психологи. По их мнению, ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, а так же подчеркивают взаимосвязь обучения и творчества в использовании народного искусства, его влияние на развитие эстетического восприятия, воображения, творчества детей. Таким образом, познавая красоту народного творчества, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радости, восхищения, восторга). Формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, способствует развитию созидательной активности, эстетических чувств и художественного вкуса, эстетической оценки результатов труда народных мастеров, становлению художественных и интеллектуальных способностей.
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТА :
В данном проекте представлены :
- конспекты организованной деятельности в области «Познание», формирование целостной картины мира;
- конспект организованной деятельности в области «Художественное творчество», рисование;
- дидактические игры;
- пословицы и поговорки;
- стихи;
- беседы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1 этап – подготовительный:
Подготовка материалов для реализации проекта :
Выбор темы; подбор методической литературы; подбор иллюстраций и картинок по народному декоративно-прикладному искусству; подбор стихотворений, пословиц; подбор дидактических игр; подбор пособий по данной теме. Ознакомление детей с целями и задачами проекта.
2 этап – основной:
Проведение бесед, рассматривание иллюстраций по данной теме, чтение стихов, ознакомление с пословицами, дидактические игры, пение песен.
Проведение непосредственной образовательной деятельности.
Работа с родителями: консультации для родителей по данной теме; информационные стенды по художественно-эстетическому воспитанию детей. Проведение родительского собрания в нетрадиционной форме.
3 этап – презентация проекта.
ИСТОЧНИКИ:
- Изобразительная деятельность детей в детском саду. Старшая группа, Т. С. Комарова;
- «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации», А. А. Грибовская;
- «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», И. А. Лыкова;
- «Народная культура и традиции». В. Н. Косарева;
- Альбомы: «Матрёшки, «Золотая хохлома», «Филимоновские игрушки»,» Дымковские игрушки», «Подносы из Жостова»,»Весёлый Городец», «Народные промыслы», «Каргопольская игрушка», «Жостовский букет»;
- Книги: «Дарума и Ванька-встанька», Эльмира Котляр,
«Глиняные росписи», О. Нерсесова,
«Приглашение к столу», Алла Тер-Акопян,
«Весёлая Хохлома», Л. Яхнин,
«Игрушки из глины», Е. Попова,
«Разноцветные лошадки», Алла Тер-Акопян,
«Букет из Жостова», Л. Пантелеева.
-
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Таким образом, в результате работы по проекту дети научатся определять виды промыслов, сформируется эстетический вкус, умение созерцать красоту народного декоративно-прикладного искусства, создавать рисунок, используя цветовое сочетание, самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволит расширить и углубить знания и использовать приобретённые навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.
УЧАСТНИКИ: Дети и педагоги.
ТАБЛИЦА:
№ Мероприятия. Сроки. Результат.
1. Рассматривание предметов народного декоративно-прикладного искусства. в течении
недели Выполнено
2. Рассматривание альбомов:
«Золотая Хохлома»,
«Филимоновские игрушки»,
«Дымковские игрушки»,
«Весёлый Городец»,
«Народные промыслы»,
«Матрёшки».
в течении
недели Выполнено
3. Беседы с детьми:
«Беседа по истории дымковской игрушки»,
«Чудо Филимоновских свистулек»,
«Народные промыслы России»,
«Знакомство с хохломской росписью. Город мастеров»,
«Славься, Россия, чудо-мастерами» в течении
недели Проводились по плану.
4. Чтение стихов о русских народных промыслах.
в течении
недели Выполнено.
5. Загадки о русских народных промыслах. Выполнено
6. Пение русских народных песен.
На музыкальных
занятиях. Выполнено.
На музыкальных
Занятиях.
7. Дидактические игры:
«Обведи элемент»,
«Обведи и раскрась»,
«Парные картинки»,
«Дорисуй рисунок»,
«Поможем художнику»,
«На что похоже?»,
«Найди лишнее»,
«Узнай элементы узора»,
«Найди пару»,
«Составь узор».
постоянно Дети знают игры и умеют играть.
Художественное творчество (лепка) :
«Козлик» (по дымковским мотивам). 03.11.15г. Выполнено
8. Художественное творчество (рисование) :
По мотивам хохломской росписи;
«Золотая хохлома».
05.11.15г.
06.11.15г. Выполнено.
9. Познавательная деятельность
(формирование целостной картины мира) :
«Краса - ненаглядная».
02.11.15г.
Выполнено.
10. Консультации для родителей:
«Как научить ребёнка рисовать»,
«Значение рисования в жизни ребёнка»,
«Нетрадиционная техника рисования».
Выполнено.
11. Индивидуальные беседы с родителями.
постоянно Проводились.
12. Информационный стенд для родителей:
«Дошкольникам об искусстве».
постоянно Постоянно обновляются в уголке.
ВЫВОД: Сравнительный анализ результативности работы по формированию у дошкольников интереса к истокам русской народной культуры показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).