светлана кузина
Проект «Чудо-растения!»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация проекта «Чудо растения»
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, оно относится к образовательной области «Познание», направлено на познавательно- речевое развитие дошкольников. Экологическое воспитание это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Публикация «Проект „Чудо-растения!“» размещена в разделах
Но все-таки еще существуют следующие проблемы:
• Недостаточно экологических знаний у детей о лекарственных растениях;
• У детей не сформированы навыки элементарной исследовательской деятельности.
• Отсутствие педагогической компетенции у родителей в экологическом воспитании детей.
• Малоактивное непосредственное участие родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
Учитывая важность проблемы по формированию знаний детей о лекарственных растениях, я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении совместно со вторым воспитателем, младшим воспитателем, родителями, начав эту работу далеко до поступления в школу. Поэтому и был разработан совместный детско-родительский экологический проект «Чудо растения».
На основании нормативных документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации";
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций""
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Был составлен паспорт проекта.
Для достижения поставленной цели и опираясь на общую образовательную программу, определены образовательные задачи по всем образовательным областям.
Для целенаправленной и эффективной работы по проекту составлен перспективно-календарный план.
Было определено материально-техническое и методическое обеспечение проекта.
Формы и методы работы.
Достигнув цели первого этапа проекта, подбор соответствующей информации по теме проекта совместно с родителями, мы приступили к реализации проекта. Ввести детей в проблему проекта помог Почтальон Печкин. Он принес в группу письмо от жителей леса, в котором сообщалось о том, что звери заболели, а Айболит уехал в Африку. Они не знают, как и чем лечиться. … Просят помощи у детей.
На основе ранее полученных знаний дети рассказали, что существуют лекарственные растения, которые в опасных для здоровья ситуациях приходят на помощь человеку, животным. Некоторые из них уже использовали в лечении.
Детей заинтересовал вопрос, как же нам помочь животным? Проявив сочувствие к больным, потому что сами знают как плохо, когда болеешь, от детей посыпались варианты помощи. В тоже время у ребят возникли дополнительные вопросы о лекарственных растениях, как их собрать, хранить и использовать в лечении. Обобщив ответы детей, мы решили больше узнать о растениях, которые лечат, и создать своими руками книгу о лекарственных растениях.
Но прежде чем приступить к работе, нам необходимо еще больше узнать о растениях. После этого дети стали дома с родителями подбирать материал о лекарственных растениях.
Все участники проекта приносили разные стихи, загадки, рассказы и мы решили создать самую настоящую выставку книг о природе и растениях!
Для расширения знаний у детей о лечебных растениях были использованы беседы с использованием ИКТ: "Как разнообразен растительный мир", "Царство лекарственных растений", "Что лечат лекарственные растения".
В период ознакомления с новым видом лекарственных растений мы читали такие литературные произведения как: А. Онегова "Тропинка полевая", Н. Павловой "Загадки цветов", А. Плешакова "Зеленые страницы", Э. Шима «Сказки, найденные в траве», С. Козлова «Волшебная травка зверобой», К. Паустовский «Заботливый цветок».
Разучивали стихи, отгадывали загадки про лекарственные растения: подорожник, ромашку лекарственную, крапиву, одуванчик.
Чтобы сформировать представления о лекарственных растениях у детей, организовывались дидактические игры под названием: "Найди, о чем расскажу", "Что лечит это растение". "Какому растению принадлежит это?".
В создании игры "Угадай по запаху" приняли участие и дети и родители. Ребенок дома вместе с родителями изготовил и принес в сухом виде в мешочке из ткани растения, имеющиеся дома или приобретенные в аптеке.
Дети узнали строение растений, условия, необходимые для их жизни, размножение, рост, развитие растений. Дети самостоятельно рассматривали картинки с лекарственными растениями и иллюстрации из книг.
С использованием изобразительных средств дети рисовали понравившиеся растения. Мастерили аппликацию «Одуванчик». После проведенного наблюдения на прогулке за первым весенним лекарственным растением, дети с удовольствием выполнили работу из пластилина «Мать-и-мачеха».
Позже ребята спросили: "А где могут расти еще лекарственные растения?" И тогда мы осуществили посев семян календулы в горшок, с целью выявления произрастания лекарственных растений в групповых условиях. Сделали вывод, что эти растения растут повсюду, всегда рядом с нами.
Завершая работу с детьми и родителями по проекту, мы собрали коллекцию лекарственных растений для дальнейшего использования в фито- и арома терапии. В игровой деятельности дети использовали лечение разными отварами, легко узнавали и называли лекарственные растения на иллюстрациях.
Пополнилась развивающая среда новыми дидактическими играми, появилась картотека лекарственных растений нашей местности.
В проектной деятельности принимали участие и родители. Интересными по содержанию получились сочинения сказок родителей и детей про лекарственные растения и их лечебные свойства.
Творчески подошли родители к изготовлению книжек- малышек "Мое любимое лекарственное растение".
Нам очень хотелось помочь лесным жителям, чтобы они не болели! Проделали большой и трудный путь вместе: мы многое узнали о лекарственных растениях, где и как они растут, о том, как и когда нужно собирать лекарственные растения, как правильно хранить и использовать во время болезни. Теперь нам нужно самим изготовить книгу о лекарственных растениях, и в этом нам помогали наши родители. И вот что у нас получилось.
Изготовленную книгу мы отправили в лес, но прежде мы познакомили с ней детей других групп. Из детских работ организовали выставку «Лекарственные растения».
Дети были очень рады, когда к ним в гости пришли сами лесные жители и рассказали, что после ознакомления с нашей книгой они излечились и помогают другим заболевшим.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях нашего поселка. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, дети узнали, что полезные растения окружают нас и в помещении и на улице. Познакомились с растениями и научились использовать свои знания в игровой деятельности.
Педагогическая компетентность родителей значительно повысилась, и они заинтересовались организацией праздников и досугов совместно с детьми. Решили для себя вопрос «Чем заняться с ребенком в свободное время?»
Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а как же мы можем помочь растениям (провести ряд исследований по влиянию ухода на жизнь и развитие растений, вырастить лекарственные растения на участке, обеспечить уход за ними в летний период.